УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (теория и практика подготовки) Н. Н. Галкина, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 297 СВАО города Москвы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (теория и практика подготовки) Демешко И.Г., учитель русского языка и литературы Школы 3 города Нелидово Тверской обл.
Advertisements

МКОУ «Азигуловская СОШ» Составители: учащиеся 9 класса 2011 год.
Приёмы сжатия текста Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Учимся писать сжатое изложение Подготовка к ГИА 9 класс.
Приёмы сжатия текста Практикум 9 класс. Критерии оценивания изложения Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение,
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
С1. Сжатое изложение по тексту публицистического или научного стиля.
Подготовка к сжатому изложению. Какое изложение мы называем сжатым? Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой.
Приёмы сжатия текста Галкина Инна Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ Лукояновская СОШ 1.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Обучающий урок 1Автор - Т.Н.Самсонова, МАОУ "Сузунская СОШ 2"
Готовимся написать сжатое изложение. Ответьте на вопросы после первого прочтения текста 1.О чём текст? Определите ключевые слова и ключевые эпизоды текста.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: ГИА по русскому языку алгоритм написания сжатого изложения
Работа над сжатым изложением.Методы и приемы сжатия текста Выполнила учитель русского языка МОУ «Ефимовская средняя школа» Мельникова В.П.
Методика подготовки к ГИА по русскому языку. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, - наша.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
ГИА. Подготовка к изложению. Приёмы сжатия текста. Практикум Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Структура экзаменационной работы. Подготовка к изложению Готовимся к ОГЭ по русскому языку Урок подготовлен учителем МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (теория и практика подготовки) Н. Н. Галкина, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 297 СВАО города Москвы

Правдивость речи хороша и гладкость, Но как прекрасна слов правдивых краткость. А. Навои Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица

ЦЕЛЬ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Воспроизвести Кратко изложить основное содержание содержание текста, сохраняя исходного текста, композицию, не допуская логическую искажения фактов последовательность, и используя стиль и тип исходного ключевые текста. авторские слова. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? связность текста, содержание текста, тему, идею; последовательность изложения; микротемы; ключевые авторские слова и обороты речи; наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста

ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? описание природы, чувств, настроений; примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления; повторы; обобщающие слова и предложения; однородные члены; диалог; обязательна замена прямой речи косвенной

? О чем текст ? - по началу текста; - по ключевым словам; - по ключевым эпизодам; - по поступкам или размышлениям героев; - по заглавию текста Этап определения ТЕМЫ текста

ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. РОССИЯ

ВЫПИШИТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ИЗ ТЕКСТА И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ Язык –это история народа. Язык –это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Язык –историческое и культурное достояние нации

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НУЖНО РАСПОЛОЖИТЬ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ? (1) Любить отечество невозможно заставить декретом.(2) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. А) 3, 1, 2, 4 Б) 2, 1, 3, 4 В) 4, 2, 1, 3 Г) 4, 1, 2, 3

Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем Домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать. ВАЖНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ текста - о бщая тональность звучания текста; - настроение, которое вызывает прочтение текста; - отношение автора к событиям, героям; - наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль ТО, ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАН ТЕКСТ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ? Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории, отсутствие той большой, высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок в мире: у него есть корни, а они в земле его предков, которые создавали наше государство. Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, существа, естества человеческого.

ТЕЗИС основная мысль микротемы одно предложение, в котором сжато выражена основная мысль глагольный именной

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! Красота в мире –это разнообразие, непохо- жесть.Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. Прочитайте первое предложение абзаца до этого Предположите: до этого предложения речь в тексте шла о том, что…

«РАЗВЕРНИТЕ» данное предложение в абзац Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! (Василий Белов)

Каждый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть потребность в игре. Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

Прочитайте текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Какая мысль вам представляется основной?

Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА вступление основнаячасть заключение

Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей темы Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего Сколько больших интонационных пауз в тексте – столько в тексте абзацев

МИКРОТЕМА Тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Определите количество микротем Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Все дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

ПРОВЕРЬ! ПРОВЕРЬ! «Запас» культурной среды напрямую зависит от чувства патриотизма каждого человека. Историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать.

Определите количество микротем по ключевым фразам И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, - наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение, и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные;и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся поющая русская душа:эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений.

ПРОВЕРЬ! В нем вся она, - наша Россия. В нем – вся поющая русская душа.

Этап МОДЕЛИРОВАНИЯ сжатого изложения Как соединить содержание микротем в текст?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ! УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!