Виды одаренности. Е.П. Ильин дает следующие определения одаренности: Одаренность – определенное сочетание способностей и (для физической работы) морфологических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ» Презентация для педсовета подготовлена Фоминой Л.А г.
Advertisements

Основные концепции одаренности Выполнила студентка группы ПС-41: Чачило.А.А.
Задатками называются анатомо - физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
Одаренность человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Одаренность, талант, гениальность ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ.
Зам.директора по ЭВ Кожеурова Е.Л. «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»
Выполнил : Учитель I категории МБОУ « СОШ 17» Максимова О. В.
Кого боги хотят погубить, того они объявляют подающим надежды. Сирил Конноли.
Основные теоретические подходы к понятию одаренности детей Кондрашова Л. В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8 г. Каменск - Шахтинского.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Одарённость детей Старший воспитатель Полохова В.Ю. Тангуй 2014.
Концепция одаренности Дж. Рензулли Любутина Е. ПС-41.
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Проблемная лекция. 1. Введение 2. Представление об одаренности 3.Сущность одаренности с позиции концепции «Творческая одаренность» 4. Диагностика творческой.
Необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Транксрипт:

Виды одаренности

Е.П. Ильин дает следующие определения одаренности: Одаренность – определенное сочетание способностей и (для физической работы) морфологических и антропометрических особенностей человека, обеспечивающее успешность какой- либо деятельности. Одаренность – определенное сочетание способностей и (для физической работы) морфологических и антропометрических особенностей человека, обеспечивающее успешность какой- либо деятельности. Одаренность интеллектуальная – совокупность познавательных способностей, обусловливающих высокий уровень высоких интеллектуальных достижений. Одаренность интеллектуальная – совокупность познавательных способностей, обусловливающих высокий уровень высоких интеллектуальных достижений. Одаренность моторная – совокупность интеллектуальных и двигательных способностей, а так же особенностей телосложения, обусловливающих высокий уровень достижений в двигательной деятельности. Одаренность моторная – совокупность интеллектуальных и двигательных способностей, а так же особенностей телосложения, обусловливающих высокий уровень достижений в двигательной деятельности. Одаренные дети – дети, значительно опережающие сверстников в успешности осуществления какой-либо деятельности (интеллектуальной, музыкальной, физической и др.) Одаренные дети – дети, значительно опережающие сверстников в успешности осуществления какой-либо деятельности (интеллектуальной, музыкальной, физической и др.)

Одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда.

Интеллект и креативность. Первая. Отказ от какого бы то ни было разделения этих функций. Данная теория считается безнадежно устаревшей. Первая. Отказ от какого бы то ни было разделения этих функций. Данная теория считается безнадежно устаревшей. Вторая. Между интеллектом и креативностью существует некоторая зависимость. Для проявления креативности нужен интеллект ни ниже среднего («нет глупых креативов, есть нетворческие интеллектуалы»). Вторая. Между интеллектом и креативностью существует некоторая зависимость. Для проявления креативности нужен интеллект ни ниже среднего («нет глупых креативов, есть нетворческие интеллектуалы»). Третья. Интеллект и креативность независимые способности. При максимальном снятии регламентации в ходе тестирования креативности, результаты ее не зависят от уровня интеллекта детей. Третья. Интеллект и креативность независимые способности. При максимальном снятии регламентации в ходе тестирования креативности, результаты ее не зависят от уровня интеллекта детей.

«Физический интеллект» Двигательные навыки (ходьба); Двигательные навыки (ходьба); Языковые навыки (разговор); Языковые навыки (разговор); Мануальные навыки (письмо); Мануальные навыки (письмо); Визуальные навыки (чтение и наблюдение); Визуальные навыки (чтение и наблюдение); Слуховые навыки (прослушивание и понимание); Слуховые навыки (прослушивание и понимание); Тактильные навыки (ощущение и понимание). Тактильные навыки (ощущение и понимание).

Концепция разработанная американским ученым Дж. Рензулли

Преодоление стресса Мотивации достижения Стратегии работы, учебы Локус контроля Интеллектуальные особенности Креативность Социальная компетентность Музыкальность Психомоторные особенности Спорт Языки Естественные науки Искусство ( музыка, рисование ) Техника Абстрактное мышление Математика Общественные отношения Некогнитивные личностные особенности Факторы одаренности Достижения Факторы среды Страх (перед экзаменами) Микроклимат в семьеМикроклимат в классеКритические события в жизни

Отечественные концепции одаренности: Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М. Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М. Одаренность как динамическая характеристика в концепции А.И. Савенкова. Одаренность как динамическая характеристика в концепции А.И. Савенкова. «Рабочая концепция одаренности». «Рабочая концепция одаренности».

Основные структурные компоненты одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития: доминирующая роль познавательной мотивации, доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового, исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового, возможность достижения оригинальных решений, возможность достижения оригинальных решений, возможность прогнозирования и предвосхищения, возможность прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Одаренность как динамическая характеристика в концепции А.И. Савенкова. Развитие социально обусловлено. Все развитие ребенка - это процесс приспособления к окружающей социальной среде. Поэтому важнейшим фактором являются именно препятствия, неприспособленность ребенка, которые и задают направления развития. Развитие социально обусловлено. Все развитие ребенка - это процесс приспособления к окружающей социальной среде. Поэтому важнейшим фактором являются именно препятствия, неприспособленность ребенка, которые и задают направления развития. Принцип перспективы будущего. Упомянутое уже направление развития определяется тем, какие препятствия возникают в процессе развития. Преграды становятся "целевыми точками" развития. Принцип перспективы будущего. Упомянутое уже направление развития определяется тем, какие препятствия возникают в процессе развития. Преграды становятся "целевыми точками" развития. Принцип компенсации. Наличие препятствия мобилизует психические функции "вокруг" возникшего препятствия. Но существует опасность того, что компенсация может пойти по ложному пути (ложная компенсация), что может привести к искажению развития личности. Принцип компенсации. Наличие препятствия мобилизует психические функции "вокруг" возникшего препятствия. Но существует опасность того, что компенсация может пойти по ложному пути (ложная компенсация), что может привести к искажению развития личности.

Исследование Л. Уиллерман, описанное в аналитическом обзоре И.В. Равич-Щербо. В исследовании участвовали испытуемые, резко отличающиеся по уровню интеллекта. Были обследованы 2 группы приемных детей: В исследовании участвовали испытуемые, резко отличающиеся по уровню интеллекта. Были обследованы 2 группы приемных детей: -дети, у которых IQ их биологических матерей превышал 120 баллов (обычно квалифицируется как верхний предел нормы); -дети, у которых IQ их биологических матерей превышал 120 баллов (обычно квалифицируется как верхний предел нормы); -дети, у которых IQ их биологических матерей был ниже 95 баллов (т.е. нижний порог нормы). -дети, у которых IQ их биологических матерей был ниже 95 баллов (т.е. нижний порог нормы). В первой группе у 44% детей IQ был выше 120, и не оказалось ни одного ребенка с уровнем интеллекта ниже нормы 95 баллов. В первой группе у 44% детей IQ был выше 120, и не оказалось ни одного ребенка с уровнем интеллекта ниже нормы 95 баллов. Во второй группе у большинства детей показатель интеллекта оказался ниже 95, и не нашлось ни одного ребенка IQ которого превысил бы 120 баллов. Во второй группе у большинства детей показатель интеллекта оказался ниже 95, и не нашлось ни одного ребенка IQ которого превысил бы 120 баллов. Эти данные красноречиво подтверждают генетическое влияние на интеллект детей живущих примерно в одинаковых условиях. Эти данные красноречиво подтверждают генетическое влияние на интеллект детей живущих примерно в одинаковых условиях.

Фрэнсис Гальтон

Диаметр высеянных горошин и их потомства (в сотых долях дюйма) Исходные горош ины Средний диаме тр горош ин второг о покол ения 15,415,716,016,316,617,017,3

Н.С. Лейтес выделяет 3 категории детей, которых в социально-педагогической практике принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. дети с высокой креативностью.

М.А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуально одаренных детей: -с показателем интеллекта более единиц - «сообразительные», -с показателем интеллекта более единиц - «сообразительные», -с высоким уровнем академической успешности – «блестящие ученики», -с высоким уровнем академической успешности – «блестящие ученики», -с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей – показателей быстроты порождения идей и их оригинальности – «креативы», -с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей – показателей быстроты порождения идей и их оригинальности – «креативы», -с высокой степенью успешности выполнения тех или иных видов деятельности – «компетентные»; -с высокой степенью успешности выполнения тех или иных видов деятельности – «компетентные»; -с экстраординарными интеллектуальными достижениями – «талантливые», -с экстраординарными интеллектуальными достижениями – «талантливые», - с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей – «мудрые». - с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей – «мудрые».

А.И. Савенков основываясь на реальной педагогической практике выделяет 3 категории одаренных детей: Первая категория – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; Первая категория – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; вторая категория – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Это юные музыканты, художники, математики, спортсмены. вторая категория – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Это юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Третья категория – дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»). Третья категория – дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).

Интеллектуальный тип одаренности. Таких учеников называют «умными», «толковыми», сообразительными. Это «светлые головы» и «надежда школы». Эти школьники обладают значительными знаниями, очень часто умеют их самостоятельно получать, сами читают сложную литературу. Могут даже критически отнестись к тем или иным источникам.. Таких учеников называют «умными», «толковыми», сообразительными. Это «светлые головы» и «надежда школы». Эти школьники обладают значительными знаниями, очень часто умеют их самостоятельно получать, сами читают сложную литературу. Могут даже критически отнестись к тем или иным источникам.

Академический тип одаренности При этом виде одаренности также имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первое место выходят способности к обучению. Учащиеся этого типа, прежде всего, умеют блестяще усваивать новые знания, то есть учиться. Их познавательную сферу отличает мышление, память, внимание. Мотивация их такова, что учиться им легко, они получают от этого удовольствие. Именно из этого типа учеников в будущем получаются замечательные профессионалы, мастера своего дела. При этом виде одаренности также имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первое место выходят способности к обучению. Учащиеся этого типа, прежде всего, умеют блестяще усваивать новые знания, то есть учиться. Их познавательную сферу отличает мышление, память, внимание. Мотивация их такова, что учиться им легко, они получают от этого удовольствие. Именно из этого типа учеников в будущем получаются замечательные профессионалы, мастера своего дела.

Художественный тип одаренности. Этот тип одаренности проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танцах, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Самое главное в данном случае помочь ребенку попасть к нужному специалисту, чтобы его способности не остались незамеченными. Этот вид одаренности также проявляется с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается веер способностей – и поет и танцует и рисует, а есть дети с узкой одаренностью, только в одном виде искусства. Этот тип одаренности проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танцах, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Самое главное в данном случае помочь ребенку попасть к нужному специалисту, чтобы его способности не остались незамеченными. Этот вид одаренности также проявляется с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается веер способностей – и поет и танцует и рисует, а есть дети с узкой одаренностью, только в одном виде искусства.

Другие виды одаренности: Креативность. Креативность. Лидерская или социальная одаренность. Лидерская или социальная одаренность. Психомоторная или спортивная одаренность. Психомоторная или спортивная одаренность.