Методы психоистории. Историография методологических основ психоистории Историография методологических основ психоистории Методы психоистории: Методы психоистории:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Advertisements

Содержание лекции 1. История использования количественных методов 2. Количественные методы: общая характеристика 3. Количественный анализ 4. Математическое.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Лекция 1. Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных систем 1.Понятие системы. Влияние политической системы общества.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Презентация магистерской работы Прицева Дмитрия Александровича Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.И. Меньковский.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Лев Семенович Выготский ( ) Выполнила студентка 142 гр. 142 гр. Сергеева Дарья.
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Метод последовательно- текстуального изучения источников. Метод изучения исторической литературе, основанный на ориентировании учащихся в последовательном.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Изучение истории: технология или искусство? 1.Понятие истории. Особенности изучения истории 2.Исторический источник: понятие, типы и виды. Этапы работы.
Тема 2. История исследования малой группы. Основные теоретические подходы в зарубежной психологии малых групп: - бихевиоризм - когнитивизм - психоанализ.
Издательство «Питер» Коллекция «Психология». Бытие и сознание год издания 2012 Аннотация Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна.
Максимович Александр Александрович Белорусский государственный университет Исторический факультет Максимович Александр Александрович Историография исследования.
1. Что такое история и как ее изучают. А) Предмет истории и ее научные категории.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Транксрипт:

Методы психоистории

Историография методологических основ психоистории Историография методологических основ психоистории Методы психоистории: Методы психоистории: Комплексный историко-психологический анализ Метод групповых фантазий Психодинамический анализ текстов Литература Литература

Историография методологических основ психоистории Последняя треть XIX в. – интерес к работам З. Фрейда и его методу психоанализа Последняя треть XIX в. – интерес к работам З. Фрейда и его методу психоанализа появление в историографии работ, методология которых была близка современной психоистории: появление в историографии работ, методология которых была близка современной психоистории: Орл Э. М.Детская жизнь в колониальный период (1899 г.), Приджэр У.Ум ребенка (1896 г.) Скаддэр Х. Детство в литературе и искусстве (1894 г.) Бэдфорд Дж. Английские дети в древности (1907 г.), Пауэлл Ч.Л.Английские домашние отношения в 1487 – 1663 годах, (1917 г.) Каултон Г.Г. Социальная жизнь в Британии (1918 г.)

Историография методологических основ психоистории 1920-е гг. – работы, основанные на попытке применения концепции психоанализа к историческому объекту е гг. – работы, основанные на попытке применения концепции психоанализа к историческому объекту. - продолжалось изучение истории детства ( работы О. Крисмана, С. Левина), - были заложены основы психоисторического исследования революций ( Хэрлоу Р.В. Психологическое исследование Сэмуэла Адамса // Психиатрическое обозрение, 1922 г. )

Историография методологических основ психоистории 1930-ые гг. – формирование в истории психоисторического подхода 1930-ые гг. – формирование в истории психоисторического подхода Расширение круга тем и рост количество исследований. Проблема соотношения : культуры и развития личности, человека и его места в обществе, ребенка и государства, истории воспитания детей и семьи. Единого центра психоисторических исследований еще не существовало, первенство принадлежало Германии, англоязычные работы выходили в США

Историография методологических основ психоистории 1930-ые гг. – формирование в истории психоисторического подхода 1930-ые гг. – формирование в истории психоисторического подхода метод психоанализа использовался при работе : - с источниками личного происхождения (преимущественно над сочинениями биографического жанра) - над современными тогда историческими феноменами (немецкий фашизм, его национал- социалистическая форма, антисемитизмом).

Историография методологических основ психоистории 1940-ые гг. – сформировались основные направления психоисторических исследований 1940-ые гг. – сформировались основные направления психоисторических исследованийИсследование: - национального характера методом психоанализа с целью выяснения особенностей исторического развития тех тли иных наций (Г. Горэр); - истории революционного движения методами психоанализа и психиатрии (Г. Быковский); - истории детства как среды формирующей роль и место последующих поколений в историческом процессе (Э. Эриксон).

Историография методологических основ психоистории 1950-ые гг. – основы применения психоисторических методов, становление методологических основ психоистории 1950-ые гг. – основы применения психоисторических методов, становление методологических основ психоистории 1. окончательное оформление данного направление в исторической науке 2. складывание «специальных» - психоисторических тем: - методологические основы психоистории (У. Лэнгэр, Ближайшая задача) - психоисторическая интерпретация политического и исторического процесса (Ч. Клиджэрмэн, Характер Жан-Жака Руссо ) - соотношение психического состояния с политическими режимами ( работы Г. Быковского, Дж. Тэлмона, Г.Гилбэрта, И. Шилза)

Историография методологических основ психоистории 1960-ые гг. – методики теоретических исследований 1960-ые гг. – методики теоретических исследований разнообразие объектов исследования: теоретические проблемы революции (Л. Фойэр, Р. Уэлдэр) психоисторический анализ проблемы лидерства (В. Волфэнстэйн) психоисторические концепции при анализе социальных изменений в истории (Т. Левин) становление и развитие обществ и государств тоталитарного типа в категориях психоисторической науки (Р. Лифтон) формирование психоисторических концепций истории (Е. Вебер и Б. Смит)

Историография методологических основ психоистории 1970-ые гг. – формирование методологии психоистории, популяризация её методов 1970-ые гг. – формирование методологии психоистории, популяризация её методов Основные вопросы: соотношение психоистории с другими отраслями научного знания область применения методов психоистории и их границы понятийный аппарат психоистории и др.

Историография методологических основ психоистории 1970-ые гг. – формирование методологии психоистории, популяризация её методов 1970-ые гг. – формирование методологии психоистории, популяризация её методов 1. Появление специализированных журналов посвященных психоистории: - The Journal of Psychohistory (Журнал психоистории), - Psychohistory Review (Психоисторическое обозрение) - History of Childhood Quarterly (Ежеквартальный журнал по истории детства)

Историография методологических основ психоистории 1970-ые гг. – формирование методологии психоистории, популяризация её методов 1970-ые гг. – формирование методологии психоистории, популяризация её методов 2. специализированные психоисторические научные организации Проекты Международной психоисторической ассоциации (МПА): 1) имеющие отношение к истории детства 2) относящиеся к психобиографии 3) направленные на изучение групповой психоистории

Методы психоистории Опираются на: - психоанализ ( З. Фрейд, Э. Фромм и т. д. ) - методы количественного анализа ( в сочетании и с информационными технологиями (исследования немецких ученых в 1995 г.)

Методы психоистории Опираются на: - моделирование (Л. де Мос = психогенетическая теория истории), - социально-психологический метод (Великанова О. В. «Функции образа лидера в массовом сознании: гитлеровская Германия и советская Россия»).

Методы психоистории Методы психоистории Комплексный историко- психологический анализ основа: сочетание историко- генетического описания и психологической интерпретации (Э. Г. Эриксон). В современной психоистории как метод описательного характера имеет вспомогательное значение.

Методы психоистории Анализ групповых фантазий – совокупность бессознательно распределяемых положений, выраженных в символической форме. (фантазии)

Методы психоистории Анализ групповых фантазий Механизм исследования (тесно связан с контент-анализом): 1. - фиксация слов, носящих сильно выраженную эмоциональную окраску; 2. - установление всех метафор, преувеличений и повторений;

Методы психоистории Анализ групповых фантазий Механизм исследования (тесно связан с контент-анализом): - выделение понятий, связанных с семьей, частями тела и национальными символами; - игнорирование отрицаний: наше бессознательное их не воспринимает; - записи ранее зафиксированных слов и выражений для дальнейшего анализа (см. Таб. 1, 2).

Методы психоистории Анализ групповых фантазий Недостатки: субъективное толкование тех или иных образов. «Психоаналитическая интерпретация фрагментарна, поскольку она пользуется методом аналогий» Поль Рикер.

Методы психоистории Психодинамический анализ текстов Включает: 1. фантазийный анализ текстов и документов; 2. использование клинического опыта для постановки психоаналитического диагноза; 2. использование клинического опыта для постановки психоаналитического диагноза; 3. использование эмоционального опыта исследователя

Методы психоистории Психодинамический анализ текстов Опирается на представление о тексте, где: 1. Группа создается из индивидов, находящихся в сходных начальных психических состояниях, и в результате регресса входящих в неё индивидов, является источником проективных идентификаций, определяющих групповую динамику.

Методы психоистории Психодинамический анализ текстов Опирается на представление о тексте, где: 2. Группа передаёт содержание групповых фантазий посредством проективных идентификаций индивидам, входящим в неё, включая автора, является катализатором появления у входящих в неё индивидуумов регрессивного состояния, а также проективных идентификаций. Групповые фантазии посредством проективных идентификаций, воздействуют на личность автора, изменяя её.

Методы психоистории Психодинамический анализ текстов Опирается на представление о тексте, где: 3. Психологические особенности и роль поэта в дальнейшем контейнировании групповых фантазий в ходе творческого процесса в виде символов важны. Поэт, являясь членом группы, испытывает на себе те же проективные идентификации, групповые фантазии, контейнируя их

Методы психоистории Психодинамический анализ текстов границы: 1. понимание языка произведения в соответствии с когнитивным и эмоциональным содержанием; 1. понимание языка произведения в соответствии с когнитивным и эмоциональным содержанием; 2. Всестороннее проникновение в детали восприятия автора и его современников; 3. Последовательное применение инструмента открытия текста

Литература: 1. Великанова О. В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и советская Россия // Общественные науки и современность Де Моз Л. Психоистория. РнД., Шутова О. М. Руководство для психоисториков / Методологические вопросы истории. Американская психистория и историческая информатика. Мн., Шкуратов В. Историческая психология. М., Хиншелвуд Р., «Словарь Кляйнианского психоанализа», Москва, 2007, 6. Эриксон Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое наследие. М., 1996.