Цель: повышение педагогической компетентности по профилактике суицидов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидального поведения подростков в образовательных учреждениях Выступающие: Шилова Лариса Александровна.
Advertisements

« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Профилактика кризисных состояний у подростков. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать...» (Екклесиаст. 3:1)
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
Подростковый суицид. Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. СУИЦИД - осознанный акт устранения из жизни под воздействием.
Родительское собрание «Профилактика суицидальной активности среди подростков» Цель : Повышение родительской компетентности по профилактике суицидов. Педагог.
Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Сигналы SOS для взрослых: подростковый суицид. Россия занимает одно из первых мест по числу самоубийств среди детей и подростков в мире. Россия занимает.
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
Как заметить надвигающийся суицид?. Печальная статистика.
Профилактика суицида Подготовила педагог – психолог Лозовенко О.Ю.а.
Самоубийство (суицид) – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – понятие более широкое и помимо суицида включает в себя: 1. суицидальные.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Суицид – геройство или слабость? Печальная статистика По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди.
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА: «ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ СУИЦИДА» Презентацию подготовила Сухих И. А. Педагог-психолог МКОУ СОШ 3 г. Котельнича.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Транксрипт:

Цель: повышение педагогической компетентности по профилактике суицидов.

Убийство - это агрессия, устремленная на других.

Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий, шантажа, направленного на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод, носят название парасуицид. Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему.

Саморазрушающее поведение (самоубийство) является серьезной проблемой в мире и в нашей стране. Ежегодно в мире от 500 тысяч до 1 миллиона людей заканчивают жизнь самоубийством. На каждое завершенное самоубийство приходится 100 суицидальных попыток.

к 2020 году количество самоубийств может увеличиться на 50%, т. е. не менее 1,5 миллиона человек, а количество попыток увеличится в раз.

Начиная с 90-х годов 20 века, уровень самоубийств приближается к экстремальному. В 2000 году в России покончили с собой человек. Ежегодно погибают около 20 тысяч человек, большинство до 20 лет. В 2003 году Россия заняла 1 место в мире по абсолютному количеству подростковых самоубийств. Пик суицидальной активности переместился на возраст от 15 до 25 лет.

Уровень смертности от самоубийств является экстремально высоким (2003 год - 56,5 на 100тысяч человек). В Коми- пермяцком округе катастрофический характер – 120, превышает границу (40 чел.) в 3 раза и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Более значимыми в случаях суицида подростка являются сопутствующие социальные обстоятельства. Отчаяние у него может вызвать отсутствие сочувствия его переживаниям у родных и близких людей, боязнь быть наказанным за поступок, страх осуждения, травля среды.

Нарушения во взаимоотношениях с родителями (у 46% испытуемых) Нарушения во взаимоотношениях с близким человеком (42%) Неадекватная самооценка (79%), завышенная (54%) Направленность «на себя» (62%) Незрелость суждений (35%) Регидность, застреваемость (29%) Проявление ярких эмоций (83%) Отрицание проблем (57%) Уход в мир иллюзий (37%)

1. Общая цель всех суицидов – поиск решения. 2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания невыносимой боли. 3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. 4. Общим стрессором при суициде являются неудовлетворенные психологические потребности. 5. Общими суицидальными эмоциями являются беспомощность и безнадежность. 6. Общим состоянием психики является сужение познавательной сферы. 7. Общим действием при суициде является бегство. 8. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении.

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания, нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. 10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Поведенческие: Любые внезапные изменения в поведении и настроении подростка, особенно отдаляющие его от близких людей и родителей. Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам. Употребление алкоголя. Расставание с дорогими для него вещами, книгами, дисками и т.д. Приобретение лекарственных и иных средств для совершения суицида, или информации о лекарственных или иных препаратах. Пренебрежение внешним видом – неряшливость.

Словесные: Прощание с друзьями. Разговоры или шутки о желании умереть (например: «Отец зовет меня к себе», «Я никому не нужен», «Мне плохо» и т.д.) Медленная, маловыразительная, неэмоциональная речь. Высказывание самообвинения. Обращение за помощью, желание поговорить со взрослым значимым человеком, или близким другом.

Эмоциональные: Чувство одиночества, беспомощности, безнадежности. Переживание горя. Признаки депрессии: повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, демонстративное поведение, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль, неверие в свои силы и возможности. Вина, или ощущение неудачи, поражения, комплекс неполноценности. Чрезмерное опасение, или страхи. Чувство собственной малозначимости. Рассеянность или растерянность.

обеспечить постоянное наблюдение за ребенком; сделать недоступными для него предметы и вещества (лекарства), с помощью которых он может осуществить свой суицидный замысел; успокоить подростка беседой, с помощью лекарства, дать ему выговориться; изменить взаимоотношения в положительную сторону.

– предшествующая попытка суицида; – тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье; – смерть близкого, любимого человека, разрыв значимых любовных отношений; – прогрессирующая тяжелая болезнь (например рак, СПИД и т. п.); – переживание острого кризиса; – эмоциональные нарушения (острые приступы паники, острое чувство вины, стыда и т. п.); – психические заболевания; – алкоголизм (25 % алкоголиков кончают жизнь самоубийством );

– переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека; – отверженность в детстве; – воспитание в семье, где есть алкоголики, наркоманы, психические больные; – ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства; – совершение уголовно-наказуемого поступка; – неразделенная любовь; – психическая травма в результате насилия; – измена любимого человека; – предательство близких; – боязнь позора; – значительные материальные и бытовые трудности; – сниженная адаптивная способность.

Если Вы слышите от подростка: «ненавижу все, школу, дом, мне плохо и т.п.» Спросите …

Если Вы слышите от подростка: «все кажется таким безнадежным» Скажите…..

Если Вы слышите от подростка: «всем было бы лучше без меня, кому я нужен?» Скажите…..

Если Вы слышите от подростка: «никто не понимает меня» Скажите…..

Если Вы слышите от подростка: «я совершил ужасный поступок…, я никому теперь не нужен…» Скажите…..

Если Вы слышите от подростка: «а если у меня не получится?» Скажите…..

суицид у подростков является следствием невнимания к ним; иметь элементарные знания психологии данного возраста; помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых; учитывать характер окружающей подростковой микросреды.

Однообразная поза, скупые жесты Скелетные мышцы напряжены Тремор рук Бледные кожные покровы Тикообразные подергивания «Тусклые глаза» Тихий голос Сильные реакции гнева и агрессии Фиксированный взгляд в одну точку

Заблуждение 1. Самоубийство совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Заблуждение 2. Самоубийство предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой рано или поздно это сделает.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийство.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой или учебой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.

Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству»

Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Заблуждение 9. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит снова.

формировать у детей такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели, смысл жизни», а также индивидуальные приемы защиты в сложных жизненных ситуациях; повышать стрессоустойчивость путем подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формировать готовность к преодолению ожидаемых трудностей.

проанализируйте отношения с детьми; будьте внимательны к ним, их словам и поступкам; предоставляйте реальную возможность в достижении успеха; проявляйте постоянный интерес к ребенку, принимайте и поддерживайте его начинания;

обращайте внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков; постоянно одобряйте, ободряйте, хвалите ребенка, не будьте критичными, циничными по отношению к нему.

Спокойная беседа с ребенком о том, что вы готовы помочь, итог - договоренность о посещении психолога(любого!). Посещение врача (психотерапевта, психиатра) для оказания адекватной медицинской помощи. Посещение психолога ребенком и родителями (синдром созависимости и адекватное поведение с проблемным ребенком).