РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ Результативность государственного регулирования российского образованияТАТАРКИН АЛЕКСАНДР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
Экономический факультет Кафедра «Теоретической и прикладной экономики» ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» Магистерская программа.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Корпоративный институт Владимирского государственного университета на учебно-производственной площадке ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир.
Тенденции и принципы развития технического и профессионального образования.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Отделение деловой и Заведующий Р.И.Батыршин политической журналистики.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации О продолжении реализации подготовки управленческих.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Переход РТА на международно признанную систему подготовка «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы? Подготовила студентка 2 курса Экономического.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ Результативность государственного регулирования российского образованияТАТАРКИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ д. э. н., профессор, академик РАН д. э. н., профессор, академик РАН ЕКАТЕРИНБУРГ – Андорра 2014 г г.

1. Какие проблемы у российского образования или каким видят образование участники образовательного процесса ? ( по материалам социологического опроса сентябрь - октябрь 2013 г.: 108(61) – работников муниципальных и региональных органов ; 75 – руководителей и преподавателей ВУЗов, 217 – выпускников ВУЗов (2-3 года работающих ), 101 – руководителей бизнеса ) С позиции государства : 1.1. Резко повысить качество, превратив российское образование « Как у них ! И чуть лучше … ( Болонское соглашение, рейтинги и критерии оценки, сокращение числа ВУЗов и т. п.); 1.2. Сократить образовательную нагрузку на бюджет, « по тихому » отказавшись от Указа 2 Президента России, принятых и принимаемых ( в т. ч. и Конституцией ) обязательств ; 1.3. Вернуться в 100- ку лучших ВУЗов …; 1.4. Повысить роль бизнес образования … С позиции ВУЗов : 1.1. Кадры, их квалификация и возраст, подготовка ( аспирантура ) и переподготовка ( ИПК ). Учебная и учебно - методическая литература ; 1.2. Качество преподавания, оплата труда … 1.3. Качество подготовки студентов и их соответствие потребностям работодателя … 1.4. Превратить все гуманитарные ВУЗы в платные … С позиции населения и … студентов : 1.1. Доступность образования и его востребованность … 1.2. Трудоустройство и карьерные возможности … 1.3. Статус специалиста ( бакалавр, магистр )… 1.4. Возможности повысить, расширить квалификацию … 2

2. Какие проблемы стоят перед образованием ? ( опрос руководителей производства : Ассоциация городов Урала (2012 и 2013 гг ) 312 и 276 участников ; Совет ( Уральский ) Союза промышленников и предпринимателей (2013 г.) – 127 человек ) 2.1. В основе высшего образования должно быть : 1.1. Качественное общее образование ; 1.2. Полноценное профессиональное образование – на базе общего - профессионального, ознакомительная, производственная, преддипломная практика ; закрепление за предприятием и перестройка учебного процесса под потребности предприятий ; повышение квалификации и др.; 1.3. Соответствующее требованиям времени и условиям экономическая и управленческая подготовка (>60%); 2.2. Двухуровневая система подготовки « балакавриат - магистратура » и трех уровневая с добавкой – « аспирантура » не столько решают, сколько обостряют проблему … Нет модели и понимания балакавриата – и как формализованного ( статусно прикладного ) и как содержательного ( учебно - академического ). Нет этого и по магистратуре … и аспирантуре. В ряде технических ВУЗов между бакалавром и магистром сохранился инженерный уровень ? При подготовке бакалавров и магистров ( да и аспирантура !) в учебные планы не включены курсы по рыночной экономике, а количество тем – очень ограничено … Это становится основным сдерживающим фактором особенно на муниципальном уровне и для малого ( индивидуального ) бизнеса Многоуровневая система подготовки специалиста не затронула собственно учебного процесса, ни с точки зрения его технологии, ни – с точки зрения его содержательной направленности … Предметно - пространственная среда учебного процесса исключает все кроме авторитарной модели управления процессами … 3

2. Какие проблемы стоят перед образованием ? Цели учебного процесса до сих пор не определены … нет обсужденного и одобренного стандарта выпускника ВУЗа, хотя бы по укрупненным позициям … Учебная политика, как и архитектурная планировка учебного процесса не отражает провозглашенный призыв на интеграцию ВУЗов с академической наукой … Содержание особенно профессионального образования, на наш взгляд, открытая и в должной мере не обсуждаемая проблема : методы – те же ; средства обучения – те же с дополнением видеопроекторов и интерактивных досок ; содержание обучения – особый разговор ; контроль качества сведен к уровню платности …; оценка эффективности ( кафедры ) ВУЗа – формируется … из « большой кучи » предлагаемых показателей Участники ( субъекты ) учебного процесса ? Тоже особый разговор : Статус преподавателя ! ( Мотивация к повышению квалификации -> Защита …, институты повышения квалификации ( ИПК ), зарплата и … нагрузка, гарантии работы …); Статус студента – рыночный, но … 2.4. Каким должен быть высшее образование и на какое время оно должно ориентировать обучающего : на настоящее ? на прошлое ? на настоящее с анализом прошлого и прогнозными оценками будущего ? Готовить для настоящего, объективно понимая и воспринимая прошлое и быть « во всеоружии » готовым к будущему Готовить специалистов инициативных, предприимчивых, организаторов и управленцев.. Готова ли к этому Высшая школа ? 4

3. Российское бизнес - образование ( г. НК « Управленческие науки в современной России » – Мясоедов С. П., Клейнер Г. Б. и др.) В рыночно развитых странах получение бизнес - образования стало практически обязательным для успешной карьеры … в 1. бизнесе … 2. политике …3. госслужбе и муниципальной службе … В России : 3.1. Копируя и повторяя « Запад » вышли на РАБО, которое стало инициатором и разработчиком российского стандарта программы МБА – « Мастер делового администрирования »…, объединила и консолидировала бизнес - образование … 3.2. Выход России на мировую образовательную арену ( Болонский процесс ), с одной стороны, широко « раскрыл двери » для копирования западных систем и технологий », вытесняя, а вернее – « выталкивая на обочину столбовой образовательной трассы » исконно российские образовательные системы и технологии. С другой, - продолжается использование особенно в профессиональном образовании « двухсистемных технологий » образовательного процесса. Со всеми их плюсами и минусами … Поиски продолжаются -> платность -> бизнес консультирование, система распределения и др В оценках российского бизнес - образования продолжается противопоставление ( на правительственном, локальном и бытовом уровне ) бизнес - образование как продажу образовательных услуг и как способ получения углубленного и « опережающего » знания и навыка … 3.4. Есть ли перспектива у российского образования ? Была и … угасает по многим причинам … Необходимо искать свое место и на рынке образовательных услуг и особенно на рынке стратегических потребностей в специалистах будущей экономики … 5

4. Приоритетные направления развития бизнес - образования 4.1. Бизнес - образование должно стать завершением образовательного процесса в части более глубокого освоения « потерянных » профессиональным образованием навыков в совершенно новых условиях ( рынок, новые технологические уклады и др.); 4.2. Бизнес - образование может занять нишу по повышению квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием ( Пермский региональный центр – А. В. Молодчик ); 4.3. В большей степени ориентироваться на стратегические запросы компаний и аудитории … 4.4. Хорошей основой развития бизнес - образования может стать интеграция его с научными структурами академий и исследовательских центров ; 4.5. Расширить пространственную сферу предоставления бизнес - образования, особенно через СПП России, его региональные структуры, крупные компании и Ассоциации ( муниципальные, отраслевые, территориальные и др.). 6

БЛАГОДАРЮЗА ВНИМАНИЕ ! 7