Анализ синтаксических структур поэтического текста Материалы к уроку русского языка в 11 классе (программа Рыбченковой, этнокультурный компонент) Подготовила.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткие биографические сведения: Родился в 1803 году. Первое своё стихотворение этот поэт написал в 14 лет, а первая его книжка вышла, когда ему было.
Advertisements

Презентация по лингвистическому анализу текста. Автор Соковых Надежда Николаевна. Учитель школы 250 г. Санкт- Петербурга.
Какая печальная осень! В листве утопает нога. Деревья, как старые лоси, Закинули в небо рога. Проткнули тяжелую тучу, И город до нитки промок. И ветер,
Анализ стихотворения 5 класс Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной» Автор работы: Низовцева С.П. Учитель русского языка и литературы МОУ»Лоемская СОШ»
Мини исследование на тему : Прилагательное. Что такое имя прилагательное? Имя прилага́тельное самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы «како́й»,
Русский язык 11 класс Тема урока: Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Р.р. Подготовка к сочинению на экологическую тему Учитель: Бурдакова М.В.
Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам. 8 класс Урок русского языка Учитель Рыбакова Е.Н.
Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Особенности слов-предложений Материалы к уроку в 8 классе МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» 2009.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна.
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Урок - коммуникация Районная педагогическая конференция В копилку опыта Бармотина Валентина Фёдоровна учитель русского языка и литературы, высшая категория.
МОУ «Канашевкая СОШ» Методика подготовки к ЕГЭ Можайский Пётр Евгеньевич, учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Анализ синтаксических структур поэтического текста Материалы к уроку русского языка в 11 классе (программа Рыбченковой, этнокультурный компонент) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Ильинская СОШ» Либерцова В.В. Либерцова В.В. 2011г

Цели урока Наблюдение за использованием и ролью различных синтаксических конструкций в поэтических текстах для создания ёмких и ярких образов Наблюдение за использованием и ролью различных синтаксических конструкций в поэтических текстах для создания ёмких и ярких образов Совершенствование пунктуационных и аналитических навыков, подготовка Совершенствование пунктуационных и аналитических навыков, подготовка к заданиям ЕГЭ Знакомство с поэтом Карелии Виктором Сергиным, уникальностью его поэтического стиля Знакомство с поэтом Карелии Виктором Сергиным, уникальностью его поэтического стиля

«Это чудо, когда обыкновенные слова, поставленные в определённый ряд, становятся высокой поэзией. Ведь далеко не всё, что написано стихами, является ею» «Стихи поэта царапают своей жизненной правдой» Армас Мишин

Виктор Владимирович Сергин ( ), писатель, заслуженный работник культуры Карелии. Поэзия! Она – как бой, где нет «ура», а пораженья, укутываясь в дым сраженья, ведут победы за собой.

Книги Виктора Сергина Брусничный бор : Кн. стихов / Виктор Сергин, 80 с. ил. 16 см, М. Современник 1985 Брусничный бор : Кн. стихов / Виктор Сергин, 80 с. ил. 16 см, М. Современник 1985 Лесные сумерки : Стихи / Виктор Сергин, 54 с. 14 см., Петрозаводск Карелия 1981 Лесные сумерки : Стихи / Виктор Сергин, 54 с. 14 см., Петрозаводск Карелия 1981 Северный сказ : Стихи, поэмы / Виктор Сергин ; [Худож. Ю. В. Пермяков], 238,[1] с., [1] л. портр. ил. 17 см, Петрозаводск Карелия 1988 Северный сказ : Стихи, поэмы / Виктор Сергин ; [Худож. Ю. В. Пермяков], 238,[1] с., [1] л. портр. ил. 17 см, Петрозаводск Карелия 1988 Весенний лед : Повести и рассказы / Виктор Сергин, 270 с. 22 см, М. Современник 1988 Весенний лед : Повести и рассказы / Виктор Сергин, 270 с. 22 см, М. Современник 1988 Нами сотвореннное время. Поэтический сборник Петрозаводск, Карелия, 2003 Вступительная статья Армас Мишин Послесловие Роберт Винонен Художник Николай Трухин Нами сотвореннное время. Поэтический сборник Петрозаводск, Карелия, 2003 Вступительная статья Армас Мишин Послесловие Роберт Винонен Художник Николай Трухин

Какие типы предложений использует автор в начале стихотворения для создания общей картины осени? Где автор наблюдает эти проявления осени? Что говорят такие детали об авторе и местности, в которой он живёт и работает? Какие синтаксические конструкции использует автор во второй строфе? Сравните с известным образом Ф.И.Тютчева «И паутины тонкий волос висит на праздной борозде». В чём отличие? Вот и лето уже на исходе, ниже небо, темней облака, и лисица все реже выходит родниковую воду лакать. Меж ветвей паутинные сетки, как рыбацкие сети, висят, вспыхнут солнцем они на рассвете и потом полетят, полетят...

Проверь себя Вот и лето уже на исходе, (неполн.предл) ниже небо, темней облака, (2нерапр. предл.) и лисица все реже выходит родниковую воду лакать. ( полн., двус., распр. ) Меж ветвей паутинные сетки, как рыбацкие сети, висят, (сравнит. оборот) вспыхнут солнцем они на рассвете (ряд однор. членов) и потом полетят, полетят...

Какой дождь рисует автор? Какие использует лексические средства (например эпитеты ),части речи, синтаксические средства выразительности, рифму для создания ритма этого природного явления? Чем необычно, неожиданно завершение лирической миниатюры? Какая синтаксическая конструкция соединяет состояния природы и человека в единый мир? Льётся с тучи Дождь колючий, Неминучий,Молодой! Он летит С небесной кручи, Торопясь к земле родной. Был он снегом, Был он морем, Был он талою водой. Был он даже чьим-то горем – неупавшею звездой.

Проверь себя В первом предложении ряд однородных определений, содержащих в семантике элементы действия В первом предложении ряд однородных определений, содержащих в семантике элементы действия Второе осложнено д.о. Второе осложнено д.о. Синтаксический параллелизм и анафора 4 строчек Синтаксический параллелизм и анафора 4 строчек 3-го предложения с градацией распространения Последняя строчка возвращает к началу, придаёт высокое (звёздное, вечное) звучание Последняя строчка возвращает к началу, придаёт высокое (звёздное, вечное) звучание Сложная, необычная и очень последовательная схема рифмовки, лишь одно строчка случайно не рифмуется с другими Сложная, необычная и очень последовательная схема рифмовки, лишь одно строчка случайно не рифмуется с другими

Какие синтаксические конструкции, создающие впечатление диалогичности авторской речи, обращённости к читателю, использованы в отрывке из стихотворения «Лес»? Да, это всё, конечно, бред. И шкуры – лишь добыча моли… Но сколько горестей и бед и сколько страха, сколько боли Приносишь лесу, человек! Он беззащитен пред тобой, Но знай, что горе обернётся Твоей же горькою судьбой, Когда меж вами связь прервётся.

Проверь себя Слово-предложение ДА, вводное слово «конечно»,сост.им.сказ. как признак постоянства явления, многоточие для раздумья. Слово-предложение ДА, вводное слово «конечно»,сост.им.сказ. как признак постоянства явления, многоточие для раздумья. Начало нового предл. с против. союза НО, ряд однородных членов, распространённых наречием СКОЛЬКО в односост. опред-личн. предл. с обращ. ….ЧЕЛОВЕК Начало нового предл. с против. союза НО, ряд однородных членов, распространённых наречием СКОЛЬКО в односост. опред-личн. предл. с обращ. ….ЧЕЛОВЕК Сложно-подч. предл. с изъясн. и временно-прич. Придаточными; гл. предл. опред/личн. Сложно-подч. предл. с изъясн. и временно-прич. Придаточными; гл. предл. опред/личн.