Дуэль в русской литературе Урок-семинар литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Advertisements

Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Логическая схема – максимально упрощенное изображение, в котором отражены основные опорные явления и связи между ними, помогающие понять логику построения.
Что значит слово «нравственность» Из словаря С.И. Ожегова: «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые.
«Олеся» 1898г. Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. Здесь больше, чем в других рассказах моей души. А. Куприн.
Л.Н.Толстой Роман «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н. Prezentacii.com.
Дуэль в русской литературе XIX века Содержание I. Введение. II. Основная часть. 1.История русской дуэли. 2.Поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений.
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Сопоставительный анализ образов «лишних» людей в литературе 19 века. Выполнил ученик 10 в класса Васечкин Пётр.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Смысл названия романа.
Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как.
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
ГОУ РПЛИ городского округа город Кумертау республики Башкортостан Разработка урока по литературе в 10 классе ТЕМА: «Двойники и антиподы Родиона Раскольникова.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Почему автор так назвал своё произведение? Почему автор так назвал своё произведение? Выполнила работу:
Честь и достоинство как важные ценности человека. Внеклассное мероприятие в 8 а классе МОУ СОШ 15 Учитель истории и обществознания: Салыкина Елена Анатольевна.
Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Транксрипт:

Дуэль в русской литературе Урок-семинар литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

Предварительная подготовка 1 группа Подготовить сообщение по истории вопроса 2 группа Прочитать повесть «Выстрел» А.С.Пушкина 4 группа Прочитать повесть «Кроткая» Ф.М.Достоевского 3 группа Прочитать дуэльные эпизоды в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 5 группа Прочитать повесть «Дуэль» А.П.Чехова

Эпиграф к уроку «Доказывать нелепость дуэля не стоит, в теории его никто не оправдывает, исключая каких-нибудь бретеров или учителей фехтования, но в практике все подчиняются ему для того, чтоб доказать, черт знает кому свою храбрость. Худшая сторона дуэля в том, что он оправдывает всякого мерзавца или его почетной смертью, или тем, что делает из него почетного убийцу. Человека обвиняют в том, что передергивает карты – он лезет на дуэль, как- будто нельзя передергивать карты и не бояться пистолета. И что за позорное равенство шулера и обвинителя!». (А.И.Герцен) (А.И.Герцен)

Эпиграф к уроку «Дуэль – приняв букву, мы расширили способность к дурным поступкам» (Ф.М.Достоевский) (Ф.М.Достоевский)

Эпиграф к уроку «Дуэль, милостивые государи, есть состояние дикости. Это совсем не право, а довод наиболее сильного или наиболее ловкого, иногда самого дерзкого!.. Вызвать на дуэль не значит атаковать лишь частное лицо, совершить проступок только в отношении него, как при обыкновенной краже или убийстве; нет, это прежде всего посягательство на общий мир, презрение к закону, восстание против государственного порядка…» (Дюпен-старший, обер-прокурор кассационного суда в Париже)

Вопросы для беседы Что такое дуэль?Что такое дуэль? Совпадают ли представления о чести у Даля (и русского народа) и поборников общественной морали?Совпадают ли представления о чести у Даля (и русского народа) и поборников общественной морали? Обратимся к «Толковому словарю» В.И.Даля:Обратимся к «Толковому словарю» В.И.Даля: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Анализ эпизодов Как относятся сами герои к дуэли?Как относятся сами герои к дуэли? 1.Иронично-отрицательное отношение героев к дуэли и невозможность из-за предрассудков общества и собственной гордыни отказаться от нее. 2.Авторское отношение к поступку героев (оправдывают или отрицают гибель более слабого, недостойного). 3.Судьбы самих поэтов, погибших на дуэли. Дуэль Онегина и Ленского Дуэль Печорина и Грушницкого

Анализ эпизодов М.Лермонтов о гибели А.Пушкина: «Его убийца хладнокровно Навел удар. Спасенья нет…» Ф.Тютчев о М.Лермонтове: «Будь прав или виновен он Пред нашей правдою земною, Навек он высшею рукою В «цареубийцы» заклеймен…»

1.Важно то, что рассказчик – носитель русского менталитета, что очень важно для понимания авторского замысла. 2.В центре событий главный герой рассказа Сильвио и природа конфликта: зависть личности тщеславной, сильной, тщеславной, самолюбивой к своему удачливом сопернику, желание любым способом утвердить себя, возвыситься над окружающими. А. Пушкин «Выстрел»

Анализ эпизодов 3. Зависть не только грех, но и свидетельство слабости человека, его зависимости от успеха или неуспеха другого человека. 4. Пушкин открывает тему человеческого «подполья», которая в полной мере разворачивается в творчестве Достоевского, в частности в повести «Кроткая». А.Пушкин «Выстрел»

Анализ эпизодов 1.К концу XIX века происходит трансформация человеческого сознания. Вера человека не в Бога, а в силу разума, способного организовать жизнь на основах всеобщей пользы, усиливающийся рационализм и трагизм жизни, противоречивость личностных оценок и поступков постепенно разрушали нравственную систему ценностей. 2.Нравственным стало почитаться то, что было разумным или выгодным. Психологический анализ такой личности и дает в своей повести Достоевский, герой которого также прошел испытание дуэлью. Ф.Достоевский «Кроткая»

Анализ эпизодов Вопрос к классу: В чем заключается особенность (двойственность) героя повести?В чем заключается особенность (двойственность) героя повести?

Анализ эпизодов 3. Двойственный облик героя: мечтатель и ростовщик, рефлексирующий у тела погибшей жены. 4. Личность героя деградирует, теряет нравственные ориентиры, подменяет их оправданием собственной выгоды и пользы. 5. Свой отказ от дуэли – свидетельство трусости и эгоизма – герой оправдывает, но «само собой, что вылетают слова слишком нетерпеливые, наивные и неожиданные, непоследовательные, противоречащие, но искренние, хотя бы даже ужасно лживые, ибо человек лжет иногда очень искренне, особенно когда сам себя желает утвердить в правде своей лжи» (Ф.Достоевский).

Анализ эпизодов 6. После самоубийства жены герой прозревает и казнит себя. 7. Тема дуэли интересна автору прежде всего потому, что позволяет ему смоделировать такую экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрывается тот или иной социальный конфликт и характер героя. 8. Создание экстремальной ситуации, с помощью которой не только максимально проявляется характер человека, но и возможно переосмысление им собственной жизни, дается в повести А.Чехова «Дуэль».

Анализ эпизодов «Бывают в жизни отдельных людей несчастья, например смерть близких, суд, тяжелая болезнь, которые резко, почти органически изменяют в человеке характер, привычки и даже мировоззрение» (А.Чехов). «Бывают в жизни отдельных людей несчастья, например смерть близких, суд, тяжелая болезнь, которые резко, почти органически изменяют в человеке характер, привычки и даже мировоззрение» (А.Чехов). Роль такого сильного средства, пробуждающего человека от забытья жизни, и сыграла для Лаевского и фон Корена дуэль.Роль такого сильного средства, пробуждающего человека от забытья жизни, и сыграла для Лаевского и фон Корена дуэль. А.Чехов «Дуэль»

Анализ эпизодов 1.Лаевский и фон Корен – антиподы и антагонисты по сути. 2.Дуэль не только результат несхожести характеров, но и поединок идей. Вопросы к классу: Кто предотвратил дуэль и почему?Кто предотвратил дуэль и почему? Что изменилось после дуэли?Что изменилось после дуэли?

Анализ эпизодов Вывод: Пограничная ситуация заставила каждого из героев пересмотреть собственную жизнь.Пограничная ситуация заставила каждого из героев пересмотреть собственную жизнь. Смысл финала: примирение героев – наиболее духовно оправдываемая ситуация, то есть в этом отношении Чехов в определенном смысле подводит черту под «дуэльной» темой в русской литературе.Смысл финала: примирение героев – наиболее духовно оправдываемая ситуация, то есть в этом отношении Чехов в определенном смысле подводит черту под «дуэльной» темой в русской литературе.