Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры географии Туова Т.Г. Исполнитель: студентка 5 курса ф-та естествознания заочного отделения «География» Нестеренко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макет "Заголовок" Подзаголовок. ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЯЗЫКОВ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ИМ. В. Я. БРЮСОВА Кафедра педагогики и методики преподавания.
Advertisements

Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный,
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выполнила: Дмитриченко Елена Сергеевна.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Проект муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина « Внедрение.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
МОУ «Перволебяжьевская средняя общеобразовательная школа» «Особенности использования технологии модульного обучения на уроках биологии». Носкова О.Н. учитель.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа 1» администрации муниципального образования Киреевский район.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Проект Проект Экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности в обучении химии. Ткачук Татьяна Макаровна, учитель химии.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Выпускная квалификационная работа по дисциплине: Теория и методика преподавания иностранных языков Выполнила: студентка 6 курса факультета иностранных.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Аттестационная работа Управление развитием общеобразовательной школы (на примере МОУ «СОШ 27 «Эврика-Развитие» г. Мирного) Выполнили: Зятькова Е.Л., Попова.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки Исанбаева Вероника Валерьевна учитель музыки МОУ «Башкирская гимназия»102.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Транксрипт:

Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры географии Туова Т.Г. Исполнитель: студентка 5 курса ф-та естествознания заочного отделения «География» Нестеренко Ирина Николаевна

На современном этапе модернизации образования актуальным для школы является комплекс задач, связанных с формированием страноведческих знаний школьников, которым предстоит жить и работать в современном мире, в котором развиваются международные контакты между разными странами в условиях глобализации. Поэтому усиливается значение знаний о различных территориях. В настоящее время признаётся недостаточной ориентация на умственное развитие учащихся. Получение и применение компетентностных знаний по предмету является одним из важных направлений модернизации образования. Такими знаниями являются в географии страноведческие знания, выступающие важной составляющей школьного географического образования. Актуальность темы:

Комплексное страноведение соединяет в своем содержании познание природы, населения, его культуры и хозяйства в пределах отдельных территорий мира. Эти знания помогают учащимся в создании условий для общения с людьми другой культуры и формированию толерантности. Страноведческий подход к изучению географии основан на гуманистическом принципе образования. Современному обществу нужны образованное молодое поколение, которое может применять полученные знания на практике. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает с формированием страноведческих знаний. Поэтому возникшее противоречие между недостаточностью методических разработок по формированию страноведческих знаний учащихся в школьном географическом образовании и запросами общества в воспитании образованного и толерантного подрастающего поколения требует своего разрешения. Это и определило выбор темы нашего исследования, его цель, объект и предмет.

Цель работы: Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование формирования страноведческих знаний при обучении географии и их эффективное воздействие на развитие гуманистических качеств личности учащихся.

Объект исследования: учебно- воспитательный процесс географического образования с формированием страноведческих знаний. Предмет исследования: пути усиления страноведческой составляющей школьного курса географии.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА при внедрении путей усиления страноведческой составляющей школьного курса географии в учебный процесс можно повысить культуру личности учащихся развить толерантность учащихся поднять гуманистическую направленность предмета

Задачи исследования 1. На основе научной, учебной, методической литературы осуществить сравнительный анализ этапов становления исследуемой проблемы в отечественной методике преподавания географии. 2. Выявить эффективность путей усиления формирования страноведческих знаний в школьном курсе географии и повышении качества преподавания предмета. 3. Определить и апробировать экспериментальную методику работы с формированием страноведческих знаний в школьном курсе географии.

Методологической основой являются теоретические положения о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности и системности. Теоретической основой исследования являются структура мотивации (А.Н.Леонтьев) и ее формирование (А.К.Маркова); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); теории индивидуализации и личностно-ориентированного подхода к образованию (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); концепция проектирования педагогических систем.

Теоретический: анализ психолого- педагогической, методической литературы, научных статей и работ Практический: наблюдение, эксперимент, беседы со студентами и учащимися, анализ отчетных работ студентов и учащихся по полевым географическим практикам, анкетирование. Практический: наблюдение, эксперимент, беседы со студентами и учащимися, анализ отчетных работ студентов и учащихся по полевым географическим практикам, анкетирование.

II этап - экспериментальный ( гг.) - анализ изученности проблемы формирования страноведческих знаний в обучении географии. Констатирующий эксперимент исследование мотивации учебной деятельности у учащихся, интереса к предмету, познавательной активности; определение с помощью контрольных работ и тестовых заданий успеваемости, качества знаний и степени обученности; методические разработки планируемой работы. Констатирующий эксперимент исследование мотивации учебной деятельности у учащихся, интереса к предмету, познавательной активности; определение с помощью контрольных работ и тестовых заданий успеваемости, качества знаний и степени обученности; методические разработки планируемой работы. Формирующий эксперимент внедрение новых путей формирования страноведческих знаний на уроках географии в учебный процесс данной школы в течение всего учебного периода с 2010по 2011 г.; анализ и оценка эффективности данной методики, формулировка выводов. Формирующий эксперимент внедрение новых путей формирования страноведческих знаний на уроках географии в учебный процесс данной школы в течение всего учебного периода с 2010по 2011 г.; анализ и оценка эффективности данной методики, формулировка выводов. I этап - подготовительный (2009г.)

состоит в том, что в данной работе были разработаны методика и пути формирования страноведческой составляющей школьного курса географии с целью повышения гуманистической направленности географического образования, формирования общей и географической культуры школьников, повышения качества усвоения знаний.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Анализ основных методик формирования географических знаний в обучении географии. 2. Экспериментальная методика проведения урока с использованием путей усиления страноведческой составляющей в школьной географии. 3. Результаты экспериментального исследования.

Эксперимент проводился в МОУ СОШ 5 х. Прогресс, Гиагинского района в период с 2009г. по 2011г. В проводимом эксперименте было задействовано 68 учащихся контрольных и экспериментальных классов.

Апробация работы и публикации. Результаты работы докладывались на студенческой конференции (2011г.), имеется опубликованная статья: «Формирование страноведческих знаний в общем географическом образовании» (г. Тверь, 2011);

Квалификационная работа состоит: Введение, 3 главы, заключение, библиографический список использованной литературы (48 наименований) и приложений. Объем работы составляет 62 страницы, включая 5 рисунков, 3 таблицы, 16 иллюстраций банкнотов, 3 приложения.

Теоретическая часть работы: Для определения мотивации учащихся проводилось анкетирование. Оно осуществлялось среди учащихся 7, 10-х классов до и после эксперимента. Преобладающими мотивациями учения в этих классах являлись: стремление больше узнать (70%); путешествовать и познавать мир (90%); не быть незнайкой (70%); познавательный интерес (80%); нравится новая технология преподавания (75%); доставить радость родителям (52%).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что преобладают как внутренние, так внешние стимулы учения. Установлено, что 65% учащихся имели одинаковую самооценку своего уровня знаний, 35% - зависимую или заниженную самооценку, причем объективной самооценки несколько выше в экспериментальном классе. Данные, полученные в ходе исследования, использовались не только для получения общей характеристики классов, но и с целью осуществления дифференцированного подхода к учащимся с учетом индивидуальных способностей каждого. Для анализа места страноведческих курсов для формирования знаний в учебном процессе была предложена анкета.

АНКЕТА 1.Страноведческие курсы – это те, которые содержат важную образовательную информацию. 2.Курс «Географии материков и океанов» – это самый интересный и познавательный, который помогает нам получать все новые и новые знания, быть цивилизованным в современном мире. 3.Курс « Экономическая и социальная география мира» – курс, в котором много информации, систематизации, расширяет мировоззрение.

Рисунок Развитие мотивов и интересов в экспериментальном классе до и после эксперимента

Анализ результатов, полученных после проведения проверочных работ в контрольных и экспериментальных классах до и после эксперимента, показывает, что после проведения эксперимента процентные показатели успеваемости, качества знаний и степени обученности повысились в экспериментальных классах.

Рисунок Динамика показателей эффективности учебного процесса при данной методике в 7 «а» классе

Рисунок Динамика показателей эффективности учебного процесса при данной методике в 10 «а» классе

Выводы Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что при использовании страноведческого подхода и новых приемов формирования страноведческих знаний в обучении географии повышается эффективность урока, улучшается усвоение знаний, возрастает творческая и интеллектуальная активность на уроках, формируется толерантная личность. Таким образом, задача страноведческого подхода к обучению географии успешно реализована.

Доклад закончен. Спасибо за внимание.