Дан Станиславович Медовников директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Екатеринбург – март 2014 Создание национальной инновационной системы и сценарии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Advertisements

29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Ольга Ускова, Президент НАИРИТ «Интеграция элементов инновационной инфраструктуры как необходимое условие повышения эффективности инновационной экономики»
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Потенциал создания территорий инновационного развития в российских регионах: стартовые условия, перспективы, региональная политика Иван Огнев директор.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
V Международный промышленно-экономический Форум «Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Тарасевич Михаил Александрович генеральный директор ЗАО «Завод «Людиновокабель» 25 февраля 2011 г.
Направление «Менеджмент» Состав. Структура. Профили Высшая школа экономики, Пермь,
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ГГ.»
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Транксрипт:

Дан Станиславович Медовников директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Екатеринбург – март 2014 Создание национальной инновационной системы и сценарии технологического развития России на период до 2020 г.

5 технико-экономических волн Источник: К.Перес «Технологические революции и финансовый капитал», М Принятое название периодаСтраны экономического ядра Большой взрыв, начавший революцию Год ПерваяПромышленная революцияВеликобритания Открытие фабрики Аркрайта в Кромфорде1771 Вторая Эпоха пара и железных дорог Великобритания (распространялась на континентальную Европу и США) Испытание парового локомотива «Ракета» для железной дороги Ливерпуль- Манчестер1829 Третья Эпоха стали, электричества и тяжелой промышленности США и Германия, перенимающие инициативу у Великобритании Открытие сталелитейного завода Э. Карнеги в Питтсбурге1875 Четвертая Эпоха нефти, автомобиля и массового производства США (поначалу с Германией, соперничающей с США за мировое господство), позднее распространилась на Европу, в том числе на СССР Первая «Модель-Т» произведена в Детройте на заводе Г. Форда1908 Пятая Эпоха информации и телекоммуникаций США (распространяется на Европу и Азию) Выпущен первый микропроцессор Intel1971 Шестая Эпоха био- и нанотеха, новой энергетики,...США, (?); 2020– 2025 (?)

Технологическая волна Подготовка Большой взрыв РазвитиеЗрелость Торможение и начало новой волны Крах финансового пузыря Экономический кризис лет

Текущая волна: ИКТ Стадия технологического развития Новые технологии и новые или обновленные отрасли Новая или обновленная инфраструктура Начало – с 1971 г. Эпоха информации и телекоммуникаций США (распространяется на Европу и Азию) Информационная революция: - дешевая микроэлектроника; - компьютеры, программное обеспечение; - телекоммуникации; - средства управления; - управляемая компьютерами биотехнология и новые материалы Всемирные цифровые коммуникации (кабель, оптоволокно, радио и спутники) Интернет/электронная почта и другие интернет-сервисы Гибкие мощные электросети Скоростной транспорт (воздушный, водный) Возникает новая волна индустриализации («Индустрия 4.0») на базе ИКТ: - интернет вещей, М2М, RFID; - 3D проектирование и 3D принтинг (быстрое прототипирование); - робототехника и гибкие производственные системы.

О теории Национальных инновационных систем (НИС) По C. Freeman, НИС это «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий» Концепция НИС получила развитие в е годы ХХ века, став ключевым элементом экономической политики стран-лидеров 5 технико-экономической волны.

До 2000 г – 2013 Закладка основ работы в условиях рынка Реализация точечных проектов (мегапроекты). Определение основ инновационной политики Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, институтов развития и инструментов бюджетного финансирования (ФЦП) Стимулирование спроса на инновации. Развитие корпоративных R&D. Ставка на университеты. Региональные программы (кластеры, технопарки) Этапы развития национальной инновационной политики в России ?

2013 г. – точка перелома в инновационной политике 1.Отставка В.Суркова 2.Снижение статуса Совета по модернизации по модернизации экономики и инновационному развитию России 3.Реформа РАН и создание ФАНО 4.«Наезд» на Роснано и Сколково 5.Создание РНФ и реорганизация системы финансирования науки «Надо провести серьёзную инвентаризацию институтов развития. Их деятельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напрямую не связанных с инновациями. Мы не для этого создавали эти институты развития. Создавались эти институты для поддержки именно инновационного развития экономики. Нужно восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв». (Из послания Президента В.В.Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года) ?

Сценарий 1. «Локальное лидерство» на растущих рынках. Сценарий 2. «Быстрая погоня». Сценарий 3. «Адаптация к глобальному торможению» Сценарии технологического развития России на период до 2020 г.

Подготовка Большой взрыв РазвитиеЗрелость Торможение и начало новой волны Крах финансового пузыря – экономический кризис (по К.Перес) лет Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3 Спад волны – экономический кризис (по С.Глазьеву) Технологическая волна

Основная гипотеза: появление новой «технологической волны» на рассматриваемом отрезке времени неизбежно. У России появляется возможность войти в группу технологических лидеров. Задача: в случае выявления «драйверов роста» необходимо формировать общегосударственный проект по развитию этих направлений, концентрировать ресурсы на их поддержке, способствовать появлению национальных «чемпионов» (компаний- лидеров). Действия: формирование мировых лидеров - в парадигме данного сценария разворачивается деятельность таких институтов как Сколково и Роснано. Главный риск: ранний старт + возможность ошибиться в сделанной ставке не на ту технологию. В таком случае придется совершать «отходный маневр» в сторону Сценария 2. Сценарий 1. «Локальное лидерство» на растущих рынках

Сценарий 2. «Быстрая погоня» Основная гипотеза: при возникновении новой технологической волны появляется возможность получения от развитых стран, включившихся в новую технологическую гонку, технологий предыдущего уклада. Задача: создание комфортных условий для бизнеса компаний из развитых стран. Вплоть до создания государственных институтов и инфраструктур, копирующих соответствующие институты в странах-лидерах. Действия: воспроизведение текущей политики «технологического заимствования» – фактически все последние годы Россия пытается работать в режиме именно этого сценария. Риски: задержка прихода новой технологической волны, в результате чего развитые страны уже не будут торопиться передавать производство и технологии в страны периферии. В таком случае придется реализовывать Сценарий 3.

Сценарий 3. «Адаптация к глобальному торможению» Основная гипотеза: глобальное торможение/стабилизация научно- технологического развития продлится в течение достаточно длительного времени (не меньше 10 лет). При такой «паузе» возможность активного и массированного заимствования технологий у развитых стран будет ограниченной. Задача: на этом промежутке у России возникает возможность приблизиться к уровню лидеров. Действия: сочетание «точечного» заимствования и импорта технологий там, где такой шанс появится, и воспроизведение передовых технологий своими силами в тех случаях, когда их не удастся приобрести. Риски: возможность не успеть подготовить базу для перехода на траекторию сценария 1 в ситуации, когда начнется новая технологическая волна.

ГосударствоКомпанииИнфраструктурыНаукаКадры Сценарий 1Амбициозное государство, ставящее долгосрочные задачи, реализующее большие проекты, имеющее квалифицированных и мотивированных специалистов. Мобилизация ресурсов для осуществления прорыва. Качественное прогнозирование и планирование. Просвещенный авторитаризм. Формирование группы комапний- национальных чемпионов, работающих на мировых рынках высокотехнологичной продукции. В т.ч. за счет агрессивных покупок перспективных компаний за рубежом. Активное изъятие государством ренты у сырьевых компаний и реинвестирование ее в компании, осуществляющие прорывные высокотехнологичные мега-проекты. Концентрация капитала и диверсификация бизнеса. Государственные институты развития, обеспечивающие реинвестирование финансовых ресурсов в прорывные проекты (по типу Роснано). Венчурная индустрия. Высокотехнологичные анклавы (по типу Сколково). Привлечение лучших ученых со всего мира. Создание крупных национальных исследовательских центров. Выделение и развитие ограниченного круга приоритетных направлений науки. Особое внимание формированию элитных специалистов в области государственного управления для реализации приоритетных проектов и координации промышленной политики. Подготовка группы специалистов мирового уровня для выбранных направлений прорыва, в т.ч. за рубежом. Сценарий 2Компактное государство, максимально приближенное к формату развитых государств. Различные формы частно- государственного партнерства. Сокращение регулирующих и социальных функций. Развитие партийной жизни и парламентаризма. Активное привлечение зарубежных инвесторов и производителей. Открытие рынков. Новая волна приватизации. Развитие малого предпринимательства. Поиск собственных оригинальных управленческих моделей. Всемерное повышение капитализации и прозрачности компаний. Закрытие производств, неконкурентоспособных на мировом рынке. Особые экономические зоны. Развитие приграничных/приморск их территорий. Агентства поощрения иностранных инвестиций. Развитие ИКТ. Международный финансовый центр в Москве. Сворачивание фундаментальной науки. Перенос научных компетенций в университеты. Развитие офшорных R&D центров. Интеграция с зарубежными исследовательскими центрами и проектами. Стимулирование старт- ап активности. Подготовка профессиональных элитных менеджеров, юристов, экономистов (образец - МБШУ Сколково). Переподготовка госслужащих за границей. Ориентация школы и ВУЗов на подготовку квалифицированных пользователей технологий. Сценарий 3Развитие промышленной и инфраструктурной политики. Расширение внутреннего рынка, сочетание механизма таможенного союза и элементов протекционизма. Поощрение национальных корпораций, поддержка инициированных ими микро- проектов. "Новый индустриализм" и новое освоение территории страны. Поиск собственных политических моделей, усиление технократического элемента в госаппарате. Повышение производительности труда, эффективности, энерго- и ресурсосбережения на действующих производствах. Развитие корпоративной науки. Использование госкомпаний в качестве агента изменений через принуждение их к формированию долгосрочных стратегий и программ инновационного развития. Импортозамещение. Точечный трансфер технологий. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей связанность страны. Агентства поддержки экспорта/импорта. Институты проектного финансирования (типа РФТР, ВЭБ, АСИ). Индустриальные парки. Кластерная региональная политика. Восстановление отраслевой науки на базе корпоративных R&D центров и университетов. Развитие интеграционных программ между промышленностью и наукой. Формирование научных заделов по широкому спектру направлений. Подготовка качественных инженерных кадров, как массы техников, так и элитных: проектировщиков и конструкторов. Развитие массового молодежного научно-технического творчества. Восстановление подготовки квалифицированных рабочих машиностроительных специальностей.

Проведен контент-анализ выступлений Путина (3126 текстов) и Медведева (2924 текста) Рассматривались высказывания в ходе двух политических циклов: 1-ый – , 2-ой – Экспертным путем были определены ключевые слова, которые были сгруппированы в два блока: 1 блок – 10 мемов, относящихся к «инновационной» повестке: «инновации», «модернизация», «иностранные инвесторы», «венчурный», «внешний рынок», «конкурентоспособность», «высокие технологии», «международная кооперация/сотрудничество», «старт-ап/стартап/start-up», «менеджер/менеджмент» 2 блок – 10 мемов, относящихся к «индустриальной» повестке: «эффективность», «производительность труда», «внутренний рынок», «промышленность/индустрия», «инфраструктура», «затраты/издержки», «инженер», «конструктор», «инжиниринг», «наукоград»

1. Инфраструктура – рост в 3 раза (по сравнению с 1 циклом) 2. Модернизация – рост в 1,3 раза 3. Промышленность – рост в 1,9 раз 4. Эффективность – рост в 2,2 раза 5. Инновация – снижение в 0,8 раз 6. Затраты/издержки – рост в 1,5 раз 7. Высокие технологии – снижение в 0,9 раз 8. Конкурентоспособность – рост в 1,4 раза 9. Производительность труда – рост в 2,8 раз 10. Внутренний рынок – рост в 1,1 раз 10 мемов Путина текущего цикла: Динамика частоты употребления мемов: «инновационная» повестка «индустриальная» повестка

1. Инфраструктура – рост в 3,3 раза (по сравнению с 1 циклом) 2. Инновация – рост в 1,9 раз 3. Модернизация – рост в 1,3 раза 4. Эффективность – рост в 2,9 раз 5. Промышленность – рост в 2,3 раза 6. Затраты/издержки – рост в 2,9 раз 7. Высокие технологии – рост в 2,5 раз 8. Конкурентоспособность – рост в 2,5 раз 9. Производительность труда – рост в 3,6 раз 10. Внутренний рынок – рост в 2,9 раз 10 мемов Медведева текущего цикла: Динамика частоты употребления мемов: «инновационная» повестка «индустриальная» повестка

Если в течение политического сезона гг. термины, относящиеся к «инновационной» повестке упоминались российскими политическими лидерами чаще, чем термины «индустриальной» повестки, то в течение сезона гг. ситуация изменилась – хотя терминология, связанная с инновациями не исчезла из их лексикона и продолжала активно использоваться, термины «индустриальной» повестки упоминались гораздо чаще «инновационной». В гг. произошли принципиальные изменения в терминологии первых лиц страны

1. Целенаправленная политика поддержки быстрорастущего технологического среднего бизнеса 2. Восстановление полноценного контура отраслевой и прикладной науки 3. Развитие элитного инженерного ( STEM – Science, Technology, Engineering, and Mathematics) образования 4. Развитие конкурентоспособного отечественного инжиниринга 5. Внятная промышленная и технологическая политика государства Перспективные направления развития инновационной политики

Основные проблемы среднего технологического бизнеса Проблема 1: узость внутреннего рынка высокотехнологичной продукции Решения: 1. Расширение внутреннего рынка: - «принуждение» крупного бизнеса к инновациям и развитию кооперации с МСБ; - разворачивание масштабных государственных инвестиций в инфраструктуру; - умеренный протекционизм (прежде всего, в сфере госзакупок), борьба с «серым импортом»; - развитие Таможенного союза. 2. Выход на мировые рынки: - снижение таможенных барьеров для экспорта; - развитие кредитования, страхования, гарантирования экспортных операций и покупки зарубежных технологий и активов; - поддержка зарубежного патентования; - информационная и дипломатическая поддержка (по линии торгпредств).

Основные проблемы среднего технологического бизнеса Проблема 2: дефицит инвестиционных ресурсов Решения: 1. Расширение практики субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов для технологических компаний 2. Упрощение процедуры получения кредитов для финансирования инвестиционных проектов (длительность и отсутствие залогов) 3. Развитие системы целевых облигационных займов под реализацию конкретных технологических проектов 4. Масштабирование практики Российского фонда технологического развития по выдаче долгосрочных беспроцентных займов на реализацию технологических проектов Проблема 3: недостаток государственной поддержки Решения (в т.ч. см. выше): 1. Стратегия выращивания «национальных чемпионов» на базе средних технологических компаний 2. Индивидуальная работа по господдержке развития наиболее перспективных средних компаний

Выводы 1. В гг. в России произошло изменение тренда в проводимой экономической политике в целом и в инновационной политике, в частности. 2. Новый политический цикл будет в значительно большей степени, чем раньше, связан с 3 темами: - развитие обрабатывающей промышленности (в т.ч. низко- и среднетехнологичной; - развитие инфраструктур, обеспечивающих внутреннюю связанность страны; - повышение производительности труда и эффективности. 3. Критически важным элементом национальной инновационной системы становится средний технологический бизнес. Обслуживание его потребностей должно стать одной из центральных задач инновационной политики.

(495) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Приложение

1. Идет интенсивный процесс создания производственными компаниями собственных научно-исследовательских центров. Компании создают специальные управленческие структуры для координации инновационной деятельности. 2. Серьезно выросли значение и статус менеджера, отвечающего в компании за исследования и разработки. Во многих компаниях появились R&D директора и топ-менеджеры, отвечающие за инновации. 3. Интерес крупного бизнеса к инновациям будет продолжать возрастать «естественным» путем в силу завершения массовой модернизации производств и роста конкуренции 4. Фокус внимания корпоративных R&D центров смещается с концентрации уникальных технологий на умение эффективно организовать НИОКР, в том числе c использованием механизмов «открытых инноваций» 5. Наблюдаемый рост интереса бизнеса к отечественной отраслевой науке требует определения позиции государства по стратегии ее развития Основные выводы опросов крупного бизнеса ( )

Рейтинг партнерских российских организаций, выстроенный по частоте упоминаний их компаниями (опрошено 22 компании) ВУЗы – 10 компаний; Профильные отраслевые институты – 9; Промышленные компании – 9; Инжиниринговые компании – 4; Институты РАН – 4; Прикладные институты из смежных отраслей – 4; Малые инновационные компании – 2.

Факторы, способствующие взаимодействию компаний с ВУЗами: - возможность одновременно с выполнением R&D готовить кадры; - наличие уникального научного оборудования, качественной приборной базы, средств проектирования; - возможность получения субсидий по 218 постановлению Правительства; - отсутствие альтернативы вследствие деградации отраслевой науки.

Факторы, препятствующие взаимодействию компаний с ВУЗами: - неготовность разработчиков подстроиться под требования компании-заказчика; - физическая нехватка разработчиков требуемой квалификации (не только отдельных специалистов, но и целых подразделений); - дефицит инжиниринговых компетенций; - сложности в коммуникации и невысокая информационная прозрачность; - ошибки государства при определении тематики НИОКР и «перекормленность» ВУЗов государственными деньгами.

Летом 2013 года проведен опрос менеджеров крупных российских компаний, отвечающих за развитие инновационной деятельности Размер выборки – 55 человек из 45 компаний Метод – анкетный опрос Некоторые компании, опрошенные в ходе анкетирования: Государственные: РЖД Росатом Ростехнологии Алроса Зарубежнефть Интер РАО Русгидро Уралвагонзавод Аэрофлот АвтоВАЗ КАМАЗ Крупные частные: ОМЗ Северсталь НЛМК КЭС-Холдинг Группа Е4 РУСЭЛПРОМ Ангстрем Средние частные: IBS АйТи Новомет-Пермь Связьинжиниринг Полипластик

Вывод 1: Процесс создания отдельных подразделений, занимающихся управлением инновациями, приобрел в секторе крупных российских корпораций массовый характер. В отдельное подразделение управление инновациями выделено в 2/3 компаний. При этом в частных компаниях такие подразделения имеются в 76% случаев, а в государственных в 61%.

Инновационная деятельность в крупных компаниях постепенно переходит от реализации отдельных проектов в режим обычной корпоративной процедуры, встроенной в плановый и бюджетный процессы. Вывод 2: Управление инновациями в компаниях – это процесс в большинстве случаев жестко описанный инструкциями, положениями, регламентами. У 60% респондентов описано свыше 50% функций. Из них у 20% уровень регламентированности составляет свыше 90%.

В основном респондентами выполняется рутинная менеджерская работа: - планирование – отметили 62%, - участие в различных совещаниях – от 46%; - работа с письмами – 38% и т.п. Тем не менее, для почти четверти (23%) существенной частью работы является участие в проектировании и инженерных расчетах

Вывод 3: Происходит отделение деятельности по управлению инновациями, с одной стороны, от стратегического управления, а с другой – от управления исследованиями и разработками.

Ключевой задачей менеджмента инноваций становится овладение инструментарием управления инновационными проектами Вывод 4:

Менеджеров инноваций необходимо «точечно» отбирать и специально обучать. Отсутствие умений и навыков для разработки и внедрения инноваций – главное препятствие для активизации инновационной деятельности в российских компаниях. Вывод 5: Значительное большинство респондентов (81%) считает, что специалистов для работы с инновациями надо специально обучать.

Только 9% респондентов считает, что внедрению инноваций в российских компаниях ничего не мешает. 53% считает, что главным препятствием является отсутствие умений и навыков для разработки и внедрения инноваций.