Белорусский государственный технологический университет Отдел воспитательной работы с молодежью Особенности межличностной коммуникации в триаде «Преподаватель-Студент-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. «МОНБЛАН» (ДИРЕКТОРРСКАЯ) Жесткая передача информации без Жесткая передача информации без обратной связи; Отсутствие психологического.
Advertisements

Здоровьесбережение в образовательном процессе. Здоровье школьников МОУ СОШ 17.
ОБЩЕНИЯАвтократический единоличное управление коллективом последовательное предъявление требований жесткий контроль за исполнением Авторитарный возможность.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
единоличное управление коллективом учащихся последовательное предъявление требований к учащимся жесткий контроль за их исполнением.
единоличное управление коллективом учащихся последовательное предъявление требований к учащимся жесткий контроль за их исполнением.
Педагогический совет на тему: «Стили педагогического общения» Автор Ихсанова Л.Ф., заместитель директора ОСШ 3 имени Абая города Талгара Алматинской области.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Департамент системы менеджмента качества Результаты анкетирования «Преподаватель.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями.
Результаты анкетирования «Преподаватель глазами студентов » Центр менеджмента качества.
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Результаты анкетирования «Преподаватель глазами студентов-2012» Департамент СМК.
Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Департамент системы менеджмента качества Результаты анкетирования «Преподаватель.
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
«Формирование социально-коммуникативной компетентности посредством театрализации на разных возрастных ступенях» Чернушевич Е.Н. п.д.о. МБОУ ДОД ДДТ1.
Социально-психологические особенности педагогического коллектива Курганова Елена Клавдиевна педагог-психолог коррекционной школы VIII вида г.о.Железнодорожный.
Транксрипт:

Белорусский государственный технологический университет Отдел воспитательной работы с молодежью Особенности межличностной коммуникации в триаде «Преподаватель-Студент- Психолог»

Особенности педагогической коммуникации в УВО Лектор: Дарья Владимировна Иванова

«Самая большая роскошь на свете это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери

Человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью

Педагогическое общение (ПО) – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты

Педагогическое общение (ПО) – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающегося

Функции общенияХарактеристика Информационная Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями. Контактная Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения. Побудительная Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий. Координационная Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. Понимания Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга. Установление отношений Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения

Педагог глазами студентов Педагог-психолог ОВРМ БГТУ Олюшина Елена Викторовна

9% - практически всегда 23% - часто 58% - качество проявляется на уровне 50% 6% - редко 3% - практически отсутствует 1% - не могу оценить Преподаватель умеет заинтересовать студента своим предметом

7% - практически всегда 27% - часто 49% - качество проявляется на уровне 50% 14% - редко 2% - практически отсутствует 1% - не могу оценить Преподаватель стимулирует активность, творчество и самостоятельную работу студентов

12% - практически всегда 48% - часто 23% - качество проявляется на уровне 50% 8% - редко 5% - практически отсутствует 4% - не могу оценить Преподаватель раскрывает значимость предмета для предстоящей профессиональной деятельности

7% - практически всегда 45% - часто 37% - качество проявляется на уровне 50% 4% - редко 7% - практически отсутствует 0% - не могу оценить Преподаватель объективен в оценке учебных достижений

16% - практически всегда 54% - часто 26% - качество проявляется на уровне 50% 3% - редко 0% - практически отсутствует 1% - не могу оценить Преподаватель умеет доступно изложить материал

16% - практически всегда 51% - часто 24% - качество проявляется на уровне 50% 7% - редко 2% - практически отсутствует 0% - не могу оценить Преподаватель использует в объяснении учебного материала информацию из различных отраслей знания и собственного жизненного и профессионального опыта

14% - практически всегда 54% - часто 22% - качество проявляется на уровне 50% 7% - редко 2% - практически отсутствует 1% - не могу оценить Преподаватель использует при проведении практических и семинарских занятий наглядные пособия и раздаточный материал

7% - практически всегда 35% - часто 25% - качество проявляется на уровне 50% 23% - редко 9% - практически отсутствует 1% - не могу оценить Преподаватель использует при проведении практических и семинарских занятий разнообразные формы

17% - практически всегда 49% - часто 25% - качество проявляется на уровне 50% 5% - редко 2% - практически отсутствует 2% - не могу оценить Преподаватель выдвигает четкие и непротиворечивые требования к студентам во время занятий и контролирует их выполнение

12% - практически всегда 58% - часто 17% - качество проявляется на уровне 50% 8% - редко 3% - практически отсутствует 1% - не могу оценить Преподаватель эффективно использует время на своих занятиях

10% - практически всегда 57% - часто 23% - качество проявляется на уровне 50% 7% - редко 2% - практически отсутствует 1% - не могу оценить Преподаватель эффективно использует аудиовизуальные средства

9% - практически всегда 57% - часто 19% - качество проявляется на уровне 50% 7% - редко 5% - практически отсутствует 3% - не могу оценить Преподаватель уважает студента, тактичен с ним в общении

28% - практически всегда 47% - часто 9% - качество проявляется на уровне 50% 5% - редко 9% - практически отсутствует 2% - не могу оценить Преподаватель соблюдает нормы преподавательской этики

Анализ первых профессиональных шагов преподавателей обнаруживает явление, которое можно назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатлением): результаты самых первых контактов со студентами определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения

Авторитарная (разящие стрелы). Преподаватель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу обучающихся, студенты живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, преподаватель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого преподавателя - просьба, совет, информация. Либеральная (плывущий плот). Преподаватель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью Общение на основе дружеского расположения Общение-диалог Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание

название моделейхарактеристикаследствие 1. Модель дикторская ("Монблан") Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия. отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых. 2. Модель неконтактная ("Китайская стена") Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия. слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу. 3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров. нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. 4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев") Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим (поле психологического вакуума). 5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.

название моделей характеристикаследствие 6. Модель негибкого реагирования ("Робот") Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. низкий эффект социального взаимодействия. 7. Модель авторитарная ("Я - сам") Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. 8. Модель активного взаимодействия ("Союз") Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Человеческие взаимоотношения в учебном процессе должны строиться на субъектно – субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель – студент», а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения

Таким образом, замена межролевого общения межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Чтобы такой вид общения стал реальностью, необходима сформированность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента

Необходимо каждому участнику взаимодействия прививать культуру общения и формировать положительный опыт, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике – личность, столь же значимую, как и он сам

Будет ли ПО оптимальным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать.

Куратор глазами студентов Педагог-психолог ОВРМ БГТУ Дицевич Людмила Николаевна

а) да, знаю - 85,7% б) да, видел(а) его несколько раз (однажды) – 14,2% в) знаю, что он есть, но я с ним не знаком(а) – 0% г) у нашей группы нет куратора – 0% 1. Знаете ли Вы куратора своей группы:

а) несколько раз в неделю – 7,2% б) несколько раз в месяц - 64,3% в) несколько раз в семестр – 14,3% г) общается только во время учебных занятий, которые ведет - 7,2% д) не работает с нами – 7,2% 2. С какой периодичностью куратор бывает и работает с вашей группой:

а) да, потому что он(а) хороший преподаватель; честный, порядочный, ответственный и отзывчивый человек – 64,3 % б) у меня еще не сложилось мнение о моем кураторе -21,4% в) к сожалению, не могу сказать, что испытываю к нему чувство уважения -14,3% 3. Я уважительно отношусь к своему куратору:

а) да, полностью устраивает - 71,4% б) в целом устраивает, но можно больше уделять внимание нашей группе - 7,2% в) не совсем устраивает - 7,2% г) нет, не устраивает 7,2% 4. Меня устраивает работа куратора нашей группы:

Да – 42,8% Нет – 57,2% 5. Куратор помог мне решить проблемы с успеваемостью:

Да – 21,4% Нет – 78,6% 6. Куратор помог мне решить бытовые проблемы (при устройстве в общежитие, съеме квартиры):

Да – 21,4% Нет – 78,6% 7. Куратор помог мне наладить взаимоотношения с сокурсниками:

Да – 21,4% Нет – 78,6% 8. Куратор помог мне решить конфликт с одним из преподавателей:

Да – 21,4% Нет – 78,6% 9. Куратор посоветовал, как решить мои проблемы со здоровьем, личные проблемы:

Да – 14,3% Нет – 85,7% 10. Куратор помог при оформлении контрольных, лабораторных, курсовых работ:

Да – 21,4% Нет – 78,6% 11. Куратор помог мне во время сессии:

Да – 35,7% Нет – 64,3% 12. Куратор помог мне приобщиться к активной студенческой жизни:

Да – 71,4% Нет – 28,6% 13. Я постоянно могу рассчитывать на помощь куратора:

Да – 71,4% Нет – 28,6% 14. Куратор помог нашей группе разобраться в особенностях обучения на факультете (в университете):

Да – 93% Нет – 7% 15. Куратор контролирует нашу текущую и семестровую успеваемость:

Да –35,7% Нет – 64,3% 16. Куратор помог нашей группе наладить отношения с преподавателем (ми):

Да – 85,7% Нет – 14,3% 17. Куратор познакомил нас с Уставом университета, другими документами факультета, отделения, университета:

Да – 64,3% Нет – 35,7% 18. Куратор познакомил нашу группу с учебным корпусом, университетом, городом:

Да – 28,6% Нет – 71,4% 19. Куратор помог нам познакомиться, наладить отношения внутри группы

Да – 28,6% Нет – 71,4% 20. Куратор помог нашей группе правильно выбрать старосту, актив группы:

Да – 50% Нет – 50% 21. Куратор рассказал о работе студенческого самоуправления, помог всем желающим стать участником активной студенческой жизни:

Да – 21,4% Нет – 78,6% 22. Куратор помог организовать вечер знакомств, другие мероприятия в группе:

Да – 35,7% Нет – 64,3% 23. Куратор посещал общежитие, где живут студенты нашей группы:

Да – 57,1% Нет – 42,9% 24. Куратор беседует с нами на различные темы (патриотические, студенческие, нравственные и т.д.):

Да – 85,7% Нет – 14,3% 25. Мы всегда можем обратиться к куратору за советом, помощью, поддержкой:

Да – 85,7% Нет – 14,3% 26. Куратор нашей группы всегда хорошо выглядит:

Да – 78,6% Нет – 21,4% 27. Куратор работает с нашей группой ответственно и с интересом:

Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к студентам, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к студентам, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование их активности. У педагогов с центрацией «я-другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

1. Приёмы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (заторможенность, неловкость, подавленность, скованность): С оздание атмосферы защищённости; одобрение, поддержка попытки ответа; одобрение практики обращения к преподавателю; поощрение устных ответов по собственной инициативе; создание щадящих условий при ответе обучающихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью

2. Приёмы оказания коммуникативной поддержки Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном построении высказываний; Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения; Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем; Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.

3. Приёмы инициирования встречной учебно – познавательной активности Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии; Мотивирование группы на поощрение за проявленную инициативу; Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним; «Игровая провокация».

интерес к людям и работе с ними; гибкость, оперативно-творческое мышление; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; эмпатия (способность поставить себя на место другого); умение управлять собой; способность к спонтанности коммуникаций; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)

Преподаватель Студент Психолог Схема эффективного педагогического взаимодействия

Школа асобаснага росту ШАР Студэнцкі псіхалагічны тэатр мініяцюр