Преподавание в задачной форме организации учебного процесса по материалам публикации учителя ГОУ СОШ 597 г.Москвы Дудалиной Т.Р. Ягодкина О.К., к.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕПОДАВАНИЕ В ЗАДАЧНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Автор: Дудалина Т.Р., ГОУ СОШ 597.
Advertisements

Интересы общества интересы личности интересы потенциального работодателя РАЗВИТИЕ Реализация ФГОС нового поколения. Формирование способности организации.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального Общего Образования (ФГОС НОО) Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального.
Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихся 1. Организацион ный момент. Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Конструирование проектных задач на уроках в начальной школе Юренко Л.А., учитель начальных классов МОУ «Таврическая гимназия»
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Транксрипт:

Преподавание в задачной форме организации учебного процесса по материалам публикации учителя ГОУ СОШ 597 г.Москвы Дудалиной Т.Р. Ягодкина О.К., к.п.н., методист МОУ ДПО «ИОЦ»

В предметном слое осваиваются: 1. Знания о типах предметных задач и способах их решения, теоретические основания и обоснования этих способов 2. Важнейшие предметные задачи и их решение выдающимися учёными на разных исторических этапах становления науки 3. Базовые модели предметной области, задающие специфику науки, обеспечивающие освоение предметной действительности, способы их употребления и выработки новых моделей / Климов П.А., Рассоленко С.С./ Содержание, осваиваемое учащимися при изучении метапредмета «Задача»

В метапредметном слое: 1. Осваиваются знания об общих подходах к решению разных типов задач: теоретических, практических, коммуникативных, рефлексивных 2. Приобретается опыт поиска и порождения недостающих средств, выделения культурных образцов решения, рефлексии реализованного собственного способа 3. Учащиеся работают со структурой процесса реш-а-ния задач, включающей процессы понимания, мышления, моделирования, выдвижения способа и его реализации /Климов П.А., Россоленко С.С./ Содержание, осваиваемое учащимися при изучении метапредмета «Задача»

Понимание Моделирование Выдвижение способа Реализация способа Структура процесса реш-а-ния задачи

Задачная форма взаимодействия педагога и ученика При работе в задачной форме обучения учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по-новому их комбинируя, учащиеся способны прийти к правильным выводам. В системе мыследеятельностной педагогики задачная форма обучения (ЗФО) представляется той технологией, с помощью которой педагог имеет возможность ввести ребёнка в процессы мышления (порождения нового способа действия).

Единица содержания ( то, чему педагог хочет научить детей: акцент на том, что ученик должен научиться делать) Образец мышления ( реально демонстрируемая педагогом или учеником деятельность) Средства ребёнка ( гипотеза об исходном состоянии детей, то, чем владеет ученик к моменту данной ситуации); диагностические средства ( как и с помощью чего можно проверить освоение выделенного содержания) Ключевое задание ( исходное задание, которое предполагает разворачивание определённого вида деятельности) Ситуация несостоятельности ( строится на связке единицы содержания и средств ребёнка; предполагает разрыв в деятельности ребёнка; дети либо сами находят средство преодоления разрыва, либо педагог может ввести средство в инструментальную функцию) Задания – ловушки ( предполагаемый набор заданий для организации ситуации несостоятельности / кажущаяся лёгкость заданий) Трасса движения, «точки» рефлексии и понимания Методический шаблон задачной формы организации учебного занятия /М.В.Половкова/

Этапы подготовки урока ЗФО 1. Для составления задач – ловушек выбираются фрагменты программы, представляющие: традиционную трудность; сквозные темы учебного предмета. Разворачивание способов деятельности 2. Затем проводится анализ имеющихся знаний и способностей детей для восприятия данного учебного материала (освоение нового способа в рамках этой темы). 3. Производится выбор учебного материала и формирование заданий для актуализации имеющихся способов.

Этапы подготовки урока ЗФО 4. Конструируются задачи – ловушки, внешне похожие на предыдущие задания, но требующие другого способа решения. 5. Анализируются предполагаемые способы действия детей. Максимально полно рассматриваются возможные способы действия детей и продумываются варианты разворачивания учебных ситуаций. 6. Подбираются и формируются вопросы, которые выведут детей на рефлексию. (Что получим? С чем столкнулись? Как объяснить? В чем противоречие? Чего не знаем?) Важно, чтобы эти вопросы позволили сформулировать ответ на вопрос «Чего мы не знаем?» Отсюда – возможность у детей выхода на самостоятельную формулировку учебной задачи.

Этапы подготовки урока ЗФО 7. Проводится самостоятельная постановка детьми учебной задачи с возможной корректировкой учителя. 8. Выдвижение проектного хода по разрешению учебной ситуации. 9. В случае нескольких вариантов проектных ходов – реализация всех предложений и их проверка. 10. Формулировка нового способа решения и фиксирование его в определенной знаковой форме (схема, модель, правило).

Этапы подготовки урока ЗФО 11. Рефлексия проделанной работы. Для ребенка должно стать очевидным, как он получил данное знание. Учащиеся в ходе этой работы должны найти ответы на вопросы: почему нельзя было применить для решения поставленной задачи старый способ решения, чем поставленная задача отличается от предыдущих, какие средства для решения задачи были применены, и, наконец, какой новый способ решения был найден и в чем состоит его новизна? Учащиеся должны сформулировать, какие знания и ранее известные способы для решения задач мы имели до начала работы и какие получили в процессе решения. То есть выделить приращение средств решения задач. 12. Затем дети должны самостоятельно создать задания, на применение нового способа и, наконец, необходимо провести силами учащихся анализ для нахождения мета нового способа в общей картине знаний.

Технология ЗФО Данная технология формирует у учащихся нормы коллективной работы. Важно сформировать у них способность умения формулировать вопросы и ответы, умения слушать и слышать высказывания других учащихся, удерживать их предложения в памяти и работать с ними. В процессе занятия в задачной форме обучения педагогу важно специально выстроить процесс мыслекоммуникации.

Технология ЗФО предполагает сравнительно-сопоставительный анализ разных решений, который позволяет: а) понять, какими индивидуальными способами действовали учащиеся, и восстановить ход их рассуждений; б) сделать очевидным неадекватность использования средств. Таким образом, задачная форма обучения используется с целью формирования у учащихся способов получения продуктивного результата при поставленных целях и развития умения рефлексивно описать свой путь движения через ситуацию и соответствие полученного результата поставленным целям.

Технология ЗФО работает на создание условий для появления активного мышления в учебной ситуации, причем это мышление рефлексивное. Кроме того, эта технология порождает процесс мышления у детей, у которых обычно это мышление не включается (немотивированные дети), т.к. в процессе обсуждения детям не говорят, какое решение правильное, какое – нет, они сами доказывают правильность того или иного решения и, кроме того, нет оценочного отношения учителя к высказываниям учащихся.

Задачная форма обучения – это технология развития мышления, коммуникации и действия При ее использовании происходит следующее: Единицей анализа и проектного сценирования является ситуация учения-обучения. Антропологические способности ребёнка становятся предметом специальной работы учителя. Совершенствование педагогического профессионализма проявляется в использовании качественно новых средств деятельности.

Опыт освоения ЗФО 1. Работа с литературой и освоение терминологии. 2. Анализ и обсуждение технологического образца. 3. Мыслительное примеривание использование данной технологии при обучении разных контингентов детей и возможности их использования на разных предметах. 4. Пробы применения отдельных элементов технологии. 5. Переход к полномасштабным сценариям..

Деятельностное освоение педагогами ЗФО позволяет: осуществлять текущую диагностику при индивидуальной, групповой и коллективной формах работы; организовывать реальные процессы «живого» мышления и понимания учащихся; включать «пассивных» и слабоуспевающих детей в учебную деятельность на их собственных основаниях; качественно повысить традиционную успеваемость; развить формы коммуникации и рефлексии, как у детей, так и у педагогов; осваивать деятельность исследования, планирования, конструирования, сценирования и проектирования.

Литература в помощь учителю Половкова М.В. «Условие освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе», Тюменский областной государственный институт развитие регионального образования, Тюмень, 2002г.; Громыко Ю.В.»Педагогические диалоги», стр , АО «Московские учебники», Пушкинский институт, М., 2001г.; Устиловская А.А.»Задачная форма организации», сборник «Мыследеятельностная педагогика в старшей школе», стр.4-8, «Академия AKPIPRO», М., 2004г.; «Задачная форма организации мыследеятельности», сборник «Новые содержания образования. Пособие для учителей», стр , Пушкинский институт, М., 2001г.;