Моё любимое произведение - роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Я хочу разобраться в проблемах и образах романа, именно поэтому я выбрала такую тему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Воланда « Мастер и М аргарита ». Мастер Маргарита Азазелло ВоландКот Бегемот Коровьев.
Advertisements

Образ Демона в художественной литературе Работу выполнила ученица 9 «Б» класса Усова Нина.
Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
Исследовательская работа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Автор работы: Клочкова И. Руководитель: Никишова И.В. Происхождение демонологических образов.
Образ дьявола в романе М. Булгакова « Мастер и Маргарита » и трагедии И.- В. Гёте « Фауст » Выполнила : Галкина Дина – ученица 11 А класса Руководитель.
Образ дьявола в романе М. Булгакова « Мастер и Маргарита » и трагедии И.- В. Гёте « Фауст » Выполнила : Галкина Дина – ученица 11 А класса Руководитель.
У каждого внимательного читателя свой Булгаков… Автор: О. С. Титаренко, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней.
Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед.
Ангелы в небе высоком живут. Цель :обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными источниками; приобщение к глубинным (смысловым,
Экзаменационная работа по литературе на тему: «Воланд и его свита» по произведению Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнила: ученица 11 «Б» класса.
Есть несколько гипотез объясняющих происхождение человека: «Божественная» -человека сотворил Бог-сначала Адама, после Еву(из ребра Адама). Биологическая-эту.
персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
И.В.Гёте «Фауст» Борьба Добра и Зла в трагедии «Фауст». Выполнила Школина Т.Н. Учитель МБОУ Лопатинской ООШ.
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Библия указывает на причину возникновения зла в мире. Эта причина – грех. Что такое грех ? Это нарушение человеком Божиих заповедей ( повелений ). А прояв.
Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита».
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Образ Мастера в романе « Мастер и Маргарита » Работу выполняли ученики 11 класса МБОУ СОШ 9 г. Амурска Сирош Павел, Крючко Вадим Учитель Плохотнюк И. В.
Транксрипт:

Моё любимое произведение - роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Я хочу разобраться в проблемах и образах романа, именно поэтому я выбрала такую тему для своей работы.

Цель: дать оценку образу Воланда из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» как представителю мира тьмы. Задачи: выяснить различия между Мефистофелем, Люцифером и Сатаной и определить, к кому их них ближе Воланд.

Гипотеза: Воланд – образ Сатаны в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», вбирающий в себя черты и Мефистофеля, и Люцифера, но в то же время обладающий индивидуальными чертами. Методы: анализ текста художественного произведения, сбор информации и её анализ (поисковый и аналитический), сравнение. Объект исследования – роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Предмет – образ Воланда.

Этапы работы над исследованием: 1. сбор информации о демонических образах в мифологии и литературе; 2. анализ образа Воланда; 3. определение сходств и различий между Воландом и Мефистофелем, Люцифером, Сатаной; 4. обобщение полученных сведений; 5. подведение итогов и формулировка выводов. Актуальность: интерес современной молодёжи к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» огромен, но иногда носит поверхностный анализ. Данное исследование показывает глубину авторского проникновения в образ и прививает навыки вдумчивого чтения.

«…Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной.» Эти слова Мастера из удивительного и вызывающего противоречивые чувства и мысли произведения М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» знакомы каждому, кто читал этот роман. И, вероятно, большинство читавших уверены, что Воланд – это ни кто иной, как Сатана, явившийся на землю. А так ли это на самом деле? Ведь Сатана – это лишь один из падших ангелов. А есть ещё и другие, которых тоже часто зовут князьями тьмы…

Прежде всего, необходимо ознакомиться с разницей между тремя этими инфернальными сущностями. Мало кто знает, чем отличаются Мефистофель, Сатана и Люцифер. Во многих источниках также указывают, что все эти понятия служат для обозначения одного персонажа – князя тьмы.

Мефистофель самый известный, хотя не самый почитаемый и далеко не самый могущественный демон, в значительной степени обязанный своей славой таланту поэта Иоганна Вольфганга Гете и композитора Шарля Гуно. Мефистофель, согласно преданию, служил «знакомцем» немецкому бродячему ученому и магу, Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту ( ?). Имя этого демона пишут по-разному, в том числе Mephistopheles, Miphostophiles, Mephisto, Mephostophiles и Mephistophilis. Возможно, имя греческого происхождения "ненавидящий свет", от «ме» не, «phos» свет и «рholos» любящий; по другой версии, древнееврейского происхождения от «мефиц» – разрушитель и «тофель» – лжец. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном - духом зла и человеком. Впервые этот литературный персонаж появился в немецкой народной книге «Повесть о докторе Фаусте...» (опулбикована в 1587), затем он стал героем философской драмы «Фауст» И. В. Гете и других произведений. Везде он выступает как спутник и искуситель Фауста 1, предлагающий ему власть, знания, земные блага в обмен на душу. Мефистофель из гримуара «Magia Naturalis et Innaturalis» 2 (1505) как он представлен книге И.М. Батлера "Ritual Magic" Мефистофель из японского анимационного сериала и комикса «Синий Экзорцист» 3

Люцифер - солнечный ангел, чье имя означает "Несущий свет". Среди ангелов он был одним из прекраснейших и назывался Рафаэлем. Он думал что сам себя сотворил, а не Бог. Однажды он увидел пустой трон куда-то отлучившегося Бога и подумал: "О, как чудесно мое сияние. Если бы я сидел на этом троне, я был бы так же мудр как и он." И, под разноголосицу ангелов, часть которых льстит ему, а часть - отговаривает от сомнительной затеи, Люцифер занимает трон Бога и провозглашает: "Вся радость мира пребывает на мне, ибо лучи моего сияния горят так ярко. Я буду как тот, кто выше всех на вершине. Пусть Бог идет сюда - я не уйду, но останусь сидеть здесь перед лицом его". И приказывает ангелам преклониться перед ним, внеся раскол в их ряды. За это Бог сверг Люцифера и преклонившихся перед ним ангелов и Бездну, превратив его красоту в безобразие. Он из огненного стал черным, как уголь. У него тысяча рук и на каждой руке по 20 пальцев. У него вырос длинный толстый клюв и толстый хвост с жалами. Он прикован к решетке над адским пламенем, раздуваемым низшими демонами. Образ Люцифера в американском телесериале «Сверхъестественное» Люцифер из японского анимационного сериала и комикса «Обитель Ангелов»

Сатана (Сатанаэль) - князь обманщиков. Эпитет его – "Противостоящий". Сатанаэль - старший сын Бога, творец материального мира, блудный сын, сбившийся с праведного пути. Стоял справа от Бога. После падения его место занял Иисус. Сатанаэль создал тело Адама, а Бог вдохнул в него душу. Затем он создал Еву, а Бог - ее душу. Вначале Сатанаэль был членом божественного совета, исполняя зло, назначаемое грешникам от Бога. Но, отказавшись в заносчивости поклониться Адаму, заявил, что тот сделан из праха, а он - из огненной материи, и что он выше Адама, за что был низвергнут с высот и после падения создал второе небо со своими собственными ангелами и с той же иерархией, что и на небе отца. При этом он потерял божественную приставку "ЭЛЬ" и стал именоваться просто Сатана. Печать Бафомета

Но к кому же из этих демонов ближе Воланд из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте романа.

«…нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…» – пожалуй, первая деталь, которая сразу позволяет провести параллель с произведением И.В.Гёте «Фауст». Именно в образе черного пуделя Мефистофель впервые явился Фаусту. Величественный же Воланд украсил головой пуделя свою трость.

«…ни на какую ногу описываемый не хромал…» – однако впоследствии в романе у Воланда появляется хромота. Так же существует легенда, что Сатана, упав с небес, повредил ногу и с тех пор хромает.

Имя Воланд тоже является отсылкой к «гётевскому» Мефистофелю. В соответствии с «Энциклопедией Булгакова»: «само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: «Дворянин Воланд идет!». Однако в романе М.А.Булгаков также называет этого персонажа Сатаной: «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной.» К тому же, как уже было упомянуто, Мефистофель не является князем тьмы, хоть и назван таковым в поэме И.В.Гёте «Фауст».

Однако в образе Воланда, фактически, нет совершенно ничего от падшего ангела – Люцифера. Кроме, конечно, того, что обоих называют «князь тьмы», причем, как было указано ранее, Люцифера так называют ошибочно.

Кроме того, Воланд многими отождествляется с Сатаной из-за его свиты, однако не всякий рядовой читатель задумывается, что свита Воланда состоит не просто из нечисти, но также из могущественных демонов. И командовать ими действительно способен только истинный князь тьмы – Сатана. И если Воланда можно назвать собирательным образом Мефистофеля и Сатаны, то многие из его свиты – это конкретные и весьма могущественные демоны.

Азазелло Абадонна Кот Бегемот

Абадонна упоминается в романе лишь однажды. Однако, несмотря на это, не является незначительной фигурой в иерархии демонов. Абадонна (Аббадон, Аббадона, библ. Аваддон; Аполлион, Апполион) – ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада. Его имя происходит от еврейского "погибель". Неоднократно упоминается в Библии в одном ряду с преисподней и смертью. В Откровении Иоанна Аваддон ведет против человечества в конце времен карающую рать чудовищной саранчи.

Азазелло – это демон второго порядка Азазель, Главный Знаменосец адского войска. Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету. Азазель - падший Херувим, один из вождей ангелов-Наблюдателей, вступавших в браки с земными женщинами. Он научил мужчин оружейному искусству, а женщин - использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица (косметике).

Бегемот (кот Бегемот) – отсылка к демону Бегемоту – демону плотских желаний. В Библии описан как одно из двух чудовищ, которых Бог демонстрирует праведнику Иову в доказательство Своего могущества. Имя "Бегемот" на древнееврейском означает "животные" (во множественном числе), что свидетельствует о непомерной величине и могуществе этого существа. В иудейских преданиях Бегемот считается царем зверей; в конце времен Бегемот и Левиафан должны убить друг друга в последней схватке, их мясо будет служить пищей праведников на пиру Мессии.

Воланд в романе наделён чертами, отличными от привычного образа владыки Тьмы. Так, он иногда восстанавливает справедливость: роман Мастера восстает из пепла, а сам он награжден покоем и остается вместе с Маргаритой, Пилат прощён и может теперь проводить время, беседуя с Га-Ноцри. Кара Воланда настигает тех, кто это заслужил (причём, сам он не наказывает, для этого существует его свита). Создавая образ Воланда, М.А.Булгаков использовал народные поверья о дьяволе и литературные традиции в создании образа Сатаны, прежде всего образ гётевского Мефистофеля. Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом. Подводя итог, мы можем сделать вывод, что булгаковский Воланд – образ художественный, собирательный. Он и Сатана, и Мефистофель, и, возможно даже, хоть и в наименьшей степени, Люцифер. То есть Булгаков хотел воплотить в Воланде, как в центральной фигуре романа, образ многих сил тьмы, но в то же время наделил его чертами, присущими конкретно этому образу, благодаря которому его вообще трудно назвать «темной» фигурой, воплощением зла в романе. И этот вывод возвращает нас к эпиграфу романа:

«…так кто ж ты, наконец? Я - часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо» (Гёте, «Фауст»)

1 – Доктор Фауст герой немецких народных легенд и произведений мировой литературы и искусства, символ человеческого стремления к познанию мира. Впрочем, существуют достаточно убедительные доказательства того, что Фауст в действительности жил и практиковал магию, хотя нет никаких свидетельств того, что он продал душу Люциферу или общался с демоном по имени Мефистофель. Живя в Германии, он был известен по всей стране как мошенник и жулик. Великий оккультист аббат Тритемий, знавший Фауста лично, отзывался о нем осуждающе.

2 – Книга доктора Фауста, оригинал которой датируется приблизительно 1505 годом. Существует в печатном издании, однако распространена мало.

3 – В упомянутом произведении Мефистофель описывается несколько иначе, чем в остальных произведениях литературы, а так же имеет совершенно иное место в иерархии. В «Синем Экзорцисте» Мефистофель – глава Академии Истинного Креста, экзорцист 4. Вместе с Амаймоном 5 является демоном, одним из сыновей Сатаны и старшим братом главных героев. Его настоящее имя Самаэль 6, Повелитель Времени, один из восьми повелителей демонов, второй в иерархии Геенны. Обладает довольно яркой и непривычной для демона внешностью.

4– Экзорцизм процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются составной частью системы верований во многих религиях и культах. (А в упомянутом источнике также процесс изгнания демонов из мира людей («Ассии») с помощью освященного оружия и молитв.)

5 – Амаймон – один из правящих духов преисподней. Согласно трактату "Lemegeton" 7, Амаймон - Повелитель Востока, один из четырех великих владык, правящих четырьмя сторонами света, и имеющих в подчинении 72-х могущественных духов. Главный из князей царства Амаймона - Асмодей, ему подчинены также Сир, Гаап (последний при этом сам является Повелителем Юга) и другие.

6 – Самаэль ангел смерти в Талмуде, христианстве и демонологии. Имя «Самаэль» иногда рассматривается как истинное «ангельское» имя дьявола. Каббалистический титул Князя тех злых духов, которые олицетворяют воплощение человеческих пороков. Один из главных демонов в иерархии ада.

7 – «Малый ключ Соломона» или «Лемегетон» один из наиболее известных гримуаров 8, содержащих сведения о христианской демонологии и гоетии. 8 – Гримуар, или гримория книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты.

1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», Москва, издание Художественная Литература, 1980г. 2.Атлас мифических существ, издательство РОСМЭН, 2006г %D0%9B%D0%90%D0%9D%D0%94http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bulgakov/40/%D0%92%D0%9E %D0%9B%D0%90%D0%9D%D0% D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB% D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0