Тема 7. Совершенная конкуренция. План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенная конкуренция §18 п.2. Типы рыночных структур Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция ОлигополияМонополия Совершенная конкуренция.
Advertisements

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Фирма в условиях совершенной конкуренции. Функционирование рынка совершенной конкуренции основано на ряде допущений: Однородность рынка. Малость и множественность.
Совершенная конкуренция Условия совершенной конкуренции Производимые товары примерно одинаковы.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
Тема 2.2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Рынки с интенсивной конкуренцией Совершенная конкуренция.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде Демонстрационный материал к уроку.
1 Тема7. Рынок совершенной конкуренции План лекции 1.Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы. 2.Условие.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
Тема 2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 2.1 Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы 2.2 Совершенная конкуренция: понятие, условия.
ТЕМА 6. Фирма на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции Фирма как деловая.
Теория поведения производителя: кривые издержек и поведение фирмы-ценополучателя Кривые издержек в краткосрочном периоде: поведение и взаимосвязи Издержки.
Максимизация прибыли монополистом. Сравнение монополии и совершенной конкуренции Уроки 3-4.
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Выполнила Редок Полина, студентка ЭФ группы Э 122 Б.
ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Транксрипт:

Тема 7. Совершенная конкуренция

План лекции: 1.Четыре типа рынка. Особенности рынка совершенной конкуренции 2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Правило оптимизации объема производства 3. Кривая предложения конкурентной фирмы и отрасли (равновесие отрасли) в краткосрочном периоде 4. Равновесие фирмы и конкурентной отрасли в долгосрочном периоде

Введение Технологический оптимум еще не означает оптимума производителя, при котором оптимизируются его финансовые результаты (максимизация прибыли или минимизация убытка) Оптимизация объема производства будет зависеть от соотношения рыночных цен и издержек (прибыль= выручка - издержки) = TR - TC А формирование рыночных цен зависит от типа рыночной ситуации, характерной для данной отрасли

1. Четыре типа рыночных ситуаций: Совершенная (чистая) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия СКСК МК ОЛ ЧМ Степень развития конкуренции 0%0% 100 %

Понятие и виды конкуренции Конкуренция – борьба фирм за ограниченный спрос потребителя Совершенная К Несовершенная К: Монополия Олигополия МК

Большое количество фирм (атомистическая структура рынка) Стандар- тизиро- ванный (однородный) продукт Низкие барьеры входа в отрасль (отсутствие барьеров) Полная информация о технологиях, ценах и др. (совершенная информация) Совершенная конкуренция – рыночная структура ВЫВОД: совершенно конкурентная фирма обладает очень малой долейрынка и не может влиять на рыночную цену, цена формируется в результате конкурентной борьбы множества фирм. Фирма - прайс-тейкер

D=Р=MR=AR PEPE AR – средний доход MR – предельный доход Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции P (цена) P Q Конкурентная отрасль (объем) Q Кривая спроса конкурентной фирмы (объем) D S PEPE

Средний, валовый и предельный доход фирмы Валовый доход (TR) - это выручка фирмы, т.е. денежные платежи, поступающие фирме от реализации ее продукции TR=P*Q Средний доход (AR) - это выручка (доход), полученный от единицы продукции: общий доход, деленный на количество реализованной продукции AR=TR / Q Предельный доход - это дополнительный доход от продажи еще одной дополнитель-ной единицы продукции (дополнение, при-рост, разность)MR=(TRn - TRn- 1 )/Qn - Q(n- 1 )

Критерий совершенной конкуренции В условиях совершенной конкуренции MR=Р, т.к. цена товара является «заданной» постоянной величиной для фирмы и дополнительный доход от продажи любой следующей единицы продукции равен цене товара (также и AP=P) Критерий совершенной конкуренции - то, что спрос на продукцию фирмы абсолютно эластичен (горизонтальная прямая) - любые попытки фирмы как- то изменить цену ничего не дадут: покупатели будут стремиться покупать данную продукцию по имеющейся рыночной цене (ведь можно купить у любой другой фирмы) и, наоборот, сколько бы не требовалось продукции, фирма все равно продаст ее по одной и той же цене

TR Q TR – валовый доход TR Q MR=D MR – предельный доход Характеристика дохода и предельного дохода фирмы

2. Варианты поведения (равновесия) конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Правило оптимизации объема производства

Основная цель фирмы - максимизация прибыли или минимизация убытков = TR - TC P*Q -(FC+VC) Зависят от Q Поскольку цена постоянна, то главным рычагом управления становится объем производства Q, в краткосрочном периоде, когда производственные мощности неизменны, манипулируя именно объемом производства Q, можно увеличивать прибыль (или минимизировать убытки)

Вопросы, стоящие перед фирмой 1) Следует ли производить продукт? 2) Если да, то сколько производить? Ответ на первый вопрос Следует производить, если получаешь экономическую прибыль Фирма получает прибыль, если P > min ATC (через сравнение цены и средних издержек) илиесли TR>TC (через сравнение валового дохода и валовых издержек)

АТС D=P=MR= AR q p Вариант получения прибыли через сравнение цены и средних издержек q1q1 Прибы ль Р

+ - - TR Q Вариант получения прибыли через сравнение TR и TC TC Q безубыточности II I III

- + - Вариант получения прибыли через сравнение TR и TC TR Q TC II I III Q*Q* Prof

АТС D=P=MR= AR q p Фирма получает убыток, если min AVC < P < min ATC АVСАVС q1q1 AF C P Убыт ок

Убыток равен ATC-P= - Но ATC=AFC+ AVC, цена покрывает все AVC и только часть AFC Необходимо помнить, что AFC нужно оплачивать, даже если закрыть фирму Поэтому лучше продолжать производство, если убытки меньше всей суммы АFC, п.ч. в данном случае хоть какая-то часть AFC будет покрываться выручкой

TR TC Q TR Вариант получения убытка через сравнение валового дохода и валовых издержек TC Убыт ок FC

Убыток = TR - TC = -, т.е. TC>TR, но необходимо помнить, что TC = VC+FC, а последние нужно оплачивать, даже если закрыть фирму И лучше продолжать производство, если убытки меньше пост. издержек (- ) < FC, п.ч. в данном случае хоть какая-то часть FC будет покрываться выручкой

АТС D=P=MR= AR q p Остановка производства АVСАVС Min AVC Q*-точка «бегства» Р

Ответ на второй вопрос Необходимо производить такой объем продукции, при котором фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки

Максимизация прибыли. Правило MC=MR MC= предельные издержки MR= предельный доход Максимальная прибыль соответствует пересечению кривых МС и MR

Пока предельный доход от каждой следующей единицы продукции превышает предельные издержки на ее производство (MR>MC), следует и дальше производить, чтобы «добирать» оставшуюся прибыль Когда же MR и MC сравняются, прибыль от последней единицы продукции будет равна 0, следовательно, в этой точке будет достигнут максимальный общий объем прибыли Правило MR = MC действует для всех рыночных ситуаций Для совершенной конкуренции MR = MC = Р

Q*Q* Р МRМR AТC МC MR = MC Q*Q* АТС Q Оптимизация деятельности фирмы через предельные издержки и предельный доход Оптимизация деятельности фирмы через предельные издержки и предельный доход Максимизация прибыли. Правило MC=MR

Q*Q* Р МRМR AТC МC MR = MC Q*Q* АТС Q Оптимизация деятельности фирмы через предельные издержки и предельный доход Прибыль

+ - - TR Q Вариант получения прибыли через сравнение TR и TC TC Q безубыточности II I III Максимал ьное расстояние

MR 2 Р2Р2 Q 2 * Ситуация безубыточности Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVCAVC ATCATC MCMC Q ATC

Минимизация убытка Q3* Q3* MR 3 Р3Р3 Q2* Q2* MR 2 Р2Р2 Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVCAVC ATCATC MCMC Q ATC Q5*Q5*

Минимизация убытка опять же при пересечении MR=MC Пока MR>MC, фирма добирает дополнительный доход от каждой последующей единицы, желая покрыть как можно большую часть средних постоянных издержек и тем самым минимизировать получаемые убытки

Q4*Q4* Р4P5Р4P5 MR 4 MR 5 Ситуация приостановки производства Q3* Q3* MR 3 Р3Р3 Q2* Q2* MR 2 Р2Р2 Q1*Q1* Р1Р1 MR 1 AVCAVC ATCATC MCMC Q ATC Q5*Q5*