Дифференциальные методики обследования речи. Общие параметры обследования детей с нарушениями речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О БЩАЯ СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. А НКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Ф.И.О. ребёнка уточнить т.к. иногда есть неточности; - Дата рождения, возраст, ребёнок может.
Advertisements

Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
Мониторинг социально- психологической адаптации первоклассников к школе.
Речевая готовность детей к школе Презентацию подготовила учитель-логопед МБОУ «СОШ 19» г. Чебоксары Павлова Маргарита Петровна.
«Взаимодействие логопеда и семьи по вопросам устранения задержки речевого развития» Учитель-логопед МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек» Хасанова Г.Ю.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Развитие речи ребенка третьего года жизни Иванова Л. А., учитель-дефектолог МОУ «РПМПК»
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Консультативно – диагностическая работа учителя – логопеда по подготовке детей к школе в округе.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска.
Подготовила учитель-логопед Абрамова Людмила Валентиновна Жиздра-2013.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
Транксрипт:

Дифференциальные методики обследования речи

Общие параметры обследования детей с нарушениями речи

I.Анкетные данные 1. Фамилия, имя ребенка 2. Дата рождения, возраст 3. Национальный язык 4. Домашний адрес 5. Из какого учреждения поступил 6. Дата заполнения протокола обследования

II.Анамнез: 1. Мать, возраст при рождении ребенка 2. Отец, возраст при рождении ребенка 3. Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей 4. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников 5. Протекание беременности: от какой по счету беременности как протекала беременность (токсикоз 1-2 половины, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств – антибиотики, гормоны, наличие химических вредностей, радиации, употребление алкоголя, никотина, наркотиков)

Анамнез (продолжение) 6. Протекание родов: досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные, слабость родовой деятельности применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение) когда ребенок закричал, наличие асфиксии (синей, белой) резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость) травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма) 7. Вес и рост ребенка при рождении 8. Вскармливание когда принесли кормить как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь) грудное вскармливание до …. месяцев

III.Раннее психомоторное развитие: голову держит с … 1,5 мес. сидит с … 6 мес стоит с … 11 мес. ходит с … 12 мес первые зубы 6-8 мес.

IV.Раннее речевое развитие: гуление 2-3 мес. лепет 4-6 мес. характер лепета первые слова первые фразы 1,5 года прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) использование жестов отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, не замечают дефект, фиксируют внимание, переживают, но не принимают мер) занимался ли ребенок с логопедом результаты логопедической работы

V.Перенесенные заболевания и время перенесения тяжелые соматические заболевания инфекции ушибы травмы судороги при повышении температуры

VI.Исследование неречевых психических функций в результате наблюдения 1. общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм) 2. особенности внимания (устойчивое, неустойчивое) 3. характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры) 4. индивидуальные особенности поведения

Неречевые психические функции (продолжение) 5. состояние слухового внимания дифференциация звучащих игрушек («Что играет?» направление источника звука («Где играет?» 6. состояние зрительного восприятия восприятие величины (соотносит, не соотносит, обозначает словом) воспринимает цвета (соотносит, не соотносит, обозначает словом) 2-3 года – красный, синий, зеленый, желтый 3-4 года - + черный, белый 5-7 лет – оттеночные цвета восприятие формы (с 3 лет – круг, квадрат, треугольник) 7. состояние зрительно-пространственного гнозиса и праксиса ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади) складывание разрезных картинок (не более 9 частей) складывание фигур из палочек

Неречевые психические функции (продолжение) 8. Состояние общей моторики: (моторика норма, моторная напряженность, скованность движений, неловкость, нескоординированность движений; темп движений, моторная активность) пройти по дорожке нарисованной мелом на полу перешагнуть через препятствие на высоте см медленно покружиться на месте бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы поймать брошенный мяч подпрыгнуть на двух ногах на месте выполнить наклоны вперед, назад, в стороны

Неречевые психические функции (продолжение) 8. Состояние общей моторики (продолжение) пробежать 3-4 раза между двумя линиями на расстоянии см перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу пройти по положенному на пол шнуру прыгнуть в длину с места переложить предмет из одной руки в другую прыжки попеременно на каждой ноге подбросить мяч над головой и поймать мяч (продолжение)

Неречевые психические функции (продолжение) 9. состояние ручной моторики (нормальная, нарушенная) 2-3 г. – покормить куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку 3-4 г. – расстегивать-застегивать пуговицы, держать правильно карандаш, рисовать параллельные вертикальные и горизонтальные линии, складывать крупную мозаику, рисовать круг, человека с 5 лет – «коза», указательный палец положить на средний, соединять в кольцо пальцы поочередно, кулакреброладонь Объем движений полный, неполный; темп выполнения нормальный, замедленный, координация движений, наличие синкинезий

VII.Строение артикуляционного аппарата Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя Зубы: отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, направильной формы, диастема, вне челюстей, сверхкомплектность Прикус: прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, прогения, прогнатия Язык: макролалия, микроглоссия, подъязычная связка короткая, укороченная, толстая, утолщенная Твердое и мягкое небо: высокое, готическое, низкое; расщелина сквозная, односторонняя или двухсторонняя; укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение или раздвоение язычка; рубцы неба и боковых стенок глотки; послеоперационные щели, носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками; увеличение глоточной непарной миндалины

VIII.Речевая моторика 1. Состояние мимической мускулатуры: поднять брови «удивиться» нахмурить брови «рассердиться» прищурить глаза надуть щеки -- «толстячок» втянуть щеки -- «худышка»

Речевая моторика (продолжение) 2. Состояние артикуляционной моторики губы : «улыбка – трубочка» – тонус нормальный, вялый, напряженный; темп – нормальный, быстрый, медленный; переключаемость и объем движений, точность выполнения, способность удержания позы, замены движений, синкинезии язык: «широкий – узкий» (под счет 3 раза – до 5 лет, 5 раз – старше 5 лет), «маятник», «качели», «цоканье» – тонус, темп и см. выше мягкое небо: звук А при широко открытом рте

IX.Исследование дыхательной и голосовой функции 1. темп дыхания (диафрагмальное, брюшное, смешанное) 2. речевое дыхание -- произнесение фразы из 3-4 слов (5 лет), 4-6 слов (6-7 лет) и голос (нормальный, громкий, тихий, гнусавый, глухой, монотонный)

X.Исследование просодических компонентов речи 1. темп (нормальный, ускоренный, замедленный) 2. ритм (нормальный, дисритмия) 3. паузации ( правильная – неправильная) 4. интонирование (выразительное – невыразительное)

Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (2-3 года) (Л.С. Соломаха, Н.В.Серебрякова)

Обследование: I. Анкетные данные II. Анамнез III. Раннее психомоторное развитие и перенесенные заболевания IV. Раннее речевое развитие V. Исследование неречевых психических функций VI. Состояние общей моторики VII. Состояние ручной моторики

VIII.Исследование фонетической стороны речи 1. Воспроизведение звукоподражаний: кукла плачет –АА ребенок плачет – УА поезд гудит – УУ ослик кричит – ИА мышка пищит – ПИ-ПИ кошка мяукает – МЯУ собака лает – АВ

Исследование фонетической стороны речи (продолжение) 2. Исследование звуко-слоговой структуры (с 3 лет) отраженное проговаривание КОТРУКАМАШИНА НОСНОГАКАПУСТА 3. Состояние звукопроизношения гласные Б, П, М В, Ф Д, Т, Н Г, К, Х Й С, З, Ц Ш, Ж Ч, Щ Л, Р

Исследование фонетической стороны речи (продолжение) 4. Строение артикуляционного аппарата 5. Состояние речевой моторики 6. Состояние голосовой и дыхательной функции 7. Особенности просодических компонентов речи

IX.Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет) показать на картинках СТОЛ – СТУЛ КОСЫ – КОЗЫ ТОЧКА – ДОЧКА ПАПА – БАБА ГОРКА – КОРКА МИСКА – МИШКА

X.Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи понимание конкретных существительных: МЯЧ, КУКЛА, ТАРЕЛКА, ЧАШКА, ПАЛЬТО, КОФТА понимание обобщающих понятий (с 3 лет): выбрать ИГРУШКИ, ПОСУДУ, ОДЕЖДУ понимание действий: покажи ДЕВОЧКА СПИТ, ИГРАЕТ, РИСУЕТ, ЕСТ выполнение поручений по инструкции: ДАЙ КУКЛУ, ПОСАДИ КУКЛУ, ПОКОРМИ КУКЛУ понимание форм единственного и множественного числа: ЧАШКА – ЧАШКИ, ГРИБ – ГРИБЫ, КУКЛА – КУКЛЫ, МЯЧ – МЯЧИ понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет): ПОЛОЖИ МЯЧИК В КОРОБКУ, НА СТОЛ, ПОД СТУЛ понимание уменьшительно-ласкательных форм: ДОМ – ДОМИК, ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА, МЯЧ – МЯЧИК, КУКЛА – КУКОЛКА

XI.Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи 1. Общая характеристика речи (есть речь, речь отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь) 2. Активный словарь: существительные (игрушки, посуда, одежда, семья) глаголы: что делает мальчик? СПИТ,ЕСТ, ИГРАЕТ, РИСУЕТ, ПЬЕТ, ГУЛЯЕТ прилагательные (после 3 лет): цвет – КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, величина -- БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (продолжение) 3. Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи) существительные в Им. Падеже: СТОЛ – СТОЛЫ, МЯЧ – МЯЧИ, КУКЛА – КУКЛЫ, РУКА – РУКИ, ШАР – ШАРЫ, ГЛАЗ – ГЛАЗА существительные в Вин. Падеже: ВИЖУ МЯЧ, КУКЛУ, РУКУ, ДОМ, СОБАКУ согласование прилагательных с существительными (с 3 лет) КРАСНЫЙ, СИНИЙ (АЯ, ОЕ, ЫЕ) – КАРАНДАШ,ШАР, МАШИНА, ЧАШКА употребление падежных конструкций (с 3 лет): НА, В, ПОД, ЗА употребление существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (как назвать маленькие картинки?) СТОЛ – СТОЛИК, НОС – НОСИК, ДОМ – ДОМИК, ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА, КУКЛА… КРОВАТЬ

(продолжение) XII. Состояние связной речи XIII. Логопедическое заключение (задержка речевого развития) Дата Логопед (учитель-дефектолог) Консультации специалистов: ЛОР, окулист, невропатолог, психоневролог

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (4-7 лет) (Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С.)

Обследование: I. Анкетные данные II. Анамнез III. Раннее психомоторное развитие и перенесенные заболевания IV. Раннее речевое развитие V. Исследование неречевых функций Слуховое внимание (бубен, погремушка, дудочка, гармошка) Восприятие и воспроизведение ритма: 4-5 лет – 4 элемента, 5-7 лет – 5 элементов Зрительное восприятие Зрительно-пространственный гнозис: 5-6 лет – показать правый глаз, левое ухо…; 6-7 лет – показать правой рукой левое ухо

(продолжение) VI. Общая моторика VII. Ручная моторика 5-7 лет: «игра на рояле» – 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, , VIII. Состояние звукопроизношения Звуки Изолировано В словеВо фразе БПБП

(продолжение) IX. Строение артикуляционного аппарата X. Речевая моторика XI. Состояние дыхательной и голосовой функции XII. Состояние просодических компонентов речи

XIII.Воспроизведение звуко- слоговой структуры слова 4-5 лет: ДОМ МОСТИККОШКА СНЕГ КАША КАПУСТА КРЫША ХЛЕБ ПОМИДОРЫ с 5 лет: ПОМИДОРЫМИЛИЦИОНЕР СКВОЗНЯКАКВАРИУМ СКОВОРОДА ЛЕКАРСТВО ТЕМПЕРАТУРАПРОСТОКВАША СВИСТОКСКВОРЕЧНИК ПОДСНЕЖНИК с 5 лет – предложения: МАЛЬЧИКИ СЛЕПИЛИ СНЕГОВИКА ВОДОПРОВОДЧИК ЧИНИТ ВОДОПРОВОД МИЛИЦИОНЕР ЕЗДИТ НА МОТОЦИКЛЕ РЕГУЛИРОВЩИК СТОИТ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

XIV.Состояние фонематического восприятия 1. Повторение слогов с 4 лет: ПА – БА, БА – ПА, ВА – ТА, ТА – ДА, МА – МЯ, НА – ГА, ША – ТА, ГА – ДА, КА – ГА, БА – МА с 6 лет – БА – БА – ПА, ША – ДА – ТА, ГА – КА – ГА, БА – БЯ – БА, СА – ША – СА, ЖА – ЗА – ЖА, СА – ЗА – СА 2. Дифференциация не смешиваемых в произношении звуков МЫШКА – МИШКА, БОЧКА – ПОЧКА, УТОЧКА – УДОЧКА 3. Дифференциация смешиваемых звуков: МИСКА – МИШКАЦВЕТИК – СВЕТИК КРЫША – КРЫСАВЕЧЕР – ВЕТЕР РЕЧКА – РЕДЬКАКОСЫ – КОЗЫ ЧЕЛКА -- ЩЕЛКА

XV.Состояние фонематического анализа и синтеза 1. С 4 лет: выделение заданного звука М или Р МЫШЬОКНОДРОВА КОМАРДОМСТОЛ ДОСКАРЫБАШАР 2. с 5 лет: выделение ударного гласного в начале слова АНЯ ОСЫОЛЯУЛИЦА АИСТ УТКАИРА 3. с 6 лет: определение 1-го согласного в слове МАК КОШКАЧАШКА ДЫМ ВОРОБЕЙЩУКА ТРАВА БУЛКА 4. с 6 лет: определение последнего звука в слове ДОМ КЛЮЧБАРАБАН МАК ТАНКТРУБА КАМЫШМУХА 5. определение последовательности звуков в слове: МАК, СУП, ЛУК, КАША, РАМА 6. определение количества звуков в словах: ДОМЛУНА БАНАН РАКСОВЫ ЛАМПА

XVI.Исследование понимания речи 1. Пассивный словарь (объем, точность, понимание значений) Покажи: КУКЛА, СТОЛ, СТУЛ ПОСАДИ КУКЛУ, МИШКУ 2. Понимание грамматических форм: С 4 лет: единственное – множественное число СТОЛ – СТОЛЫ, ДОМ … СТУЛ, ДЕРЕВО, БЕРЕЗА Предложнопадежные конструкции: В – ИЗ, НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД ВОЗЬМИ ЛИНЕЙКУ С ПЕНАЛА, ИЗ ПЕНАЛА, ИЗ-ПОД ПЕНАЛА С 5 лет: дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных: покажи ДОМ – ДОМИК, СТУЛ – СТУЛЬЧИК, ОДЕЯЛО … ПОДУШКА, ЗАМОК

(продолжение) Дифференциация существительных с суффиксом – ИНК: ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА БУСЫ – БУСИНКА Дифференциация глаголов с различными приставками: ШЕЛ ВЫШЕЛОТОШЕЛ УШЕЛ ПЕРЕШЕЛВОШЕЛ ЗАШЕЛ Понимание сочетаний и простых предложений ПОКАЖИ КЛЮЧОМ КАРАНДАШ, КЛЮЧ КАРАНДАШОМ ГДЕ ХОЗЯИН СОБАКИ, ГДЕ СОБАКА ХОЗЯИНА ДОЧКА МАМЫ – МАМА ДОЧКИ ДЕВОЧКА РВЕТ ЦВЕТЫ ДЕВОЧКА УБИРАЕТ КОМНАТУ

XVII.Исследование лексики и грамматического строя 1. Активный словарь Существительные ИГРУШКИ, ПОСУДА, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЖИВОТНЫЕ Обобщающие понятия: см. выше – с 5 лет Части предметов: ТЕЛО (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот … ОДЕЖДА, МЕБЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ Называние профессий Глагольный словарь: с 5 лет – ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ? КАК ТЫ ПЕРЕДВИГАЕШЬСЯ? КТО КАК КРИЧИТ? С 6 лет: КТО КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЕТ? КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? (по профессиям) Прилагательные: называние цвета – с 4 лет БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ, КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ; с 5 лет КОРИЧНЕВЫЙ, РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ, ОРАНЖЕВЫЙ; называние формы – с 5 лет

(продолжение) подбор антонимов: с 6 лет ДОБРОВЫСОКИЙ ГОРЕЛЕГКИЙ ДРУГПОДНИМАТЬ ХОРОШИЙДАВАТЬ БОЛЬШОЙПОКУПАТЬ ШИРОКИЙ

(продолжение) 2. словоизменение: с 4 лет: именительный падеж существительных ед. и мн. числа СТОЛ – СТОЛЫДЕРЕВОВОРОБЕЙ КУКЛА – КУКЛЫОКНОПЕНЬ УХО СТУЛЛЕВ СЛОНСОНГЛАЗ РОТЛИСТ существительные в косвенных падежах: У МЕНЯ ЕСТЬ КАРАНДАШ, КУКЛА У МЕНЯ НЕТ КАРАНДАША, КУКЛЫ Я РИСУЮ …. ПАПА ПИШЕТ О …

(продолжение) родительный падеж множественного числа: ШАР – ШАРОВЧАШКАДЕРЕВО СТОЛ – СТОЛОВКНИГАЛИСТ ДОММЯЧКЛЮЧ БЕРЕЗАКАРАНДАШ употребление предлогов: В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО согласование прилагательного с существительным (цвет) ШАР ВЕДРОПЛАТЬЕБОТИНОК МАШИНА

(продолжение) согласование числительного с существительным ДОМ – ДВА ДОМА – ПЯТЬ ДОМОВ КУКЛА…. ШАР …. ЖУК С 6 лет: КАРАНДАШ, КЛЮЧ, ЛЕВ, ОЗЕРО, ДВЕРЬ

(продолжение) 3. словообразование с 5 лет: уменьшительно-ласкательная форма: СТОЛ, МЯЧ, ДОМ, КРОВАТЬ, БЕРЕЗА, КУКЛА, ЛОЖКА, ШКАФ, МИСКА; с 6 лет: ГРИБ, ЛИСА, ЛИСТ, ВОРОБЕЙ, ОДЕЯЛО называние детенышей: с 4 лет: У КОШКИ… У УТКИ … У ГУСЯ… У ЛИСЫ с 5 лет: У ЗАЙЦА… У БЕЛКИ… У МЕДВЕДЯ … У ВОЛКА с 6 лет: У КОРОВЫ… У ЛОШАДИ… У СОБАКИ образование относительных прилагательных от существительных: с 6 лет ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙРЕЗИНАМЕТАЛЛ БУМАГАСОЛОМАМЕХ КИРПИЧСНЕГПУХ БРУСНИКАШЕРСТЬЧЕРНИКА

(продолжение) образование притяжательных прилагательных с 6 лет СУМКА МАМЫХВОСТ ЗАЙЦА КОФТА БАБУШКИЛАПА МЕДВЕДЯ ГАЗЕТА ПАПЫШЕРСТЬ ВОЛКА НОРА ЛИСЫ образование приставочных глаголов с 6 лет: ХОДИТ, БЕЖИТ, ЛЕТИТ образование глаголов совершенного вида: РИСОВАЛ – НАРИСОВАЛ ПИСАЛ – НАПИСАЛ ДЕЛАЛ – СДЕЛАЛ

XVIII. Состояние связной речи С 4 лет – пересказ, с 6 лет – рассказ по серии сюжетных картинок, предложения по картинке Логопедическое заключение

Схема обследования ребенка с заиканием (Логинова Е.А., Яковлев С.Б.)

Обследование: I. Анкетные данные II. Анамнез Характеристика речи окружающих ребенка людей Материально-бытовые условия семьи III. Психомоторное развитие С какого возраста стал раздеваться одеваться шнуровать ботинки застегивать пуговицы Особенности моторики: излишне подвижен излишне заторможен

(продолжение) IV. Развитие речи 1. Предречевое развитие: гуление, лепет, первые слова, фраза 2. Особенности речевого развития (нарушение звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слова и т.д.) 3. Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное) 4. Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года 5. Возможные причины ухудшения или улучшения речи 6. Бывают ли периоды плавной речи 7. Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях: В семье В общении со сверстниками В д/саду, в классе В незнакомой обстановке

(продолжение) 8. Как идет усвоение материала 9. Влияет ли заикание на успеваемость 10. Отношение ребенка к заиканию 11. Есть ли логофобия 12. Отношение в семье к заиканию 13. Были ли занятия с логопедом (где, когда, по какой методике) 14. Как долго занимался 15. Результат 16. Причина рецидива 17. Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, детьми (со слов родителей, учителей)

(продолжение) 18. Для школьников: Где труднее говорить: в школе, в магазине, дома? Какова речь со сверстниками, с родителями, с незнакомыми людьми Имеется ли волнение, страх в незнакомой обстановке? Как влияет волнение на речь Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит? Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе? Если ты занимался с логопедом, пользуешься ли изученными ранее приемами

(продолжение) V. Данные объективного обследования 1. Состояние слуховой функции (слуховое внимание, восприятие речи) 2. Состояние общей моторики: Осанка, походка, движения тела Ходьба, бег, прыжки, игра с мячом (Объем движений, точность, координация, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательная активность) 3. Состояние мелкой моторики: праксис позы движения пальцев манипуляции с мелкими предметами конструктивный праксис навыки работы с карандашом графомоторные навыки (для школьников) наличие леворукости 4. мимика и артикуляционная моторика 5. строение артикуляционного аппарата

(продолжение) VI. Состояние импрессивной речи 1. Пассивный словарь 2. Понимание речи VI. Состояние экспрессивной речи 1. Звукопроизношение и звукослоговая структура слова 2. Активный словарь 3. Грамматический строй речи VI. Состояние фонематических функций 1. Фонематическое восприятие 2. Фонематический анализ и синтез (выделение заданного звука, ударного звука, 1 согласного звука, последнего звука, последовательность звуков в слове, количество звуков)

(продолжение) IX. Состояние дыхательной функции 1. Тип дыхания 2.Ритмичность 3. Характер вдоха при речи 4. Продолжительность речевого выдоха X. Состояние просодических компонентов речи XI. Симптоматика заикания (внешняя, физическая) 1. Проявление заикания в различных формах речи (беседа, чтение, воспроизведение, сказки, рассказ по картинке Шепотная речь Сопряженная речь Отраженная речь Вопросно-ответная речь Пересказ прослушанного Самостоятельный рассказ Для школьников: отражение заикания на письме, при чтении

(продолжение) 2. Форма судорог 3. Локализация судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) 4. Наличие непроизвольных движений тела, лица XII. Симптоматика заикания (внутренняя, психическая) 1. Наличие или отсутствие логофобии (страх в определенной ситуации или при произнесении определенных звуков) 2. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота их использования и эффективность, (моторные, речевые) Произнесение отдельных звуков и междометий Произнесение слов и словосочетаний 3. Изменение стиля речи 4. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)

(продолжение) XIII. Индивидуально-психологические особенности ребенка 1. Контактность с окружающими и характер взаимоотношений 2. Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления Динамика психической деятельности и поведения ребенка: активность или вялость в игре, на занятии устойчивость и преобладающий фон настроения степень эмоциональной возбудимости 3. Другие особенности 4. Другие нарушения речи XIV. Логопедическое заключение

Схема обследования детей с нарушениями письменной речи (Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И.) – 2 класс массовой школы

Обследование I. Анкетные данные II. Анамнез III. Состояние звукопроизношения ЗвукиИзолированноВ словеВо фразе БПБП

IV.Звуко-слоговая структура слова Назвать картинку или повторить слово СЫР СЕНОКОС РАЗВЕДЧИКИ СНЕГКАРТОФЕЛЬЭКСКАВАТОРЩИК ТЕКСТЗВЕЗДОЧКИМИЛИЦИОНЕР РОЗАГОСУДАРСТВОСКОВОРОДКА ВЕСНАОТЕЧЕСТВОВЕЛОСИПЕДИСТ ГНЕЗДОЭЛЕКТРИЧКАКОСМОНАВТ ЧИСТИЛЬЩИК

(продолжение) V. Анатомическое строение артикуляцион- ного аппарата VI. Особенности ручной моторики VII. Особенности артикуляционной моторики VIII. Особенности просодических компонентов речи IX. Особенности слухового восприятия

X.Особенности фонематического восприятия 1. Серии из двух слогов: БА – ПА ЖА – ША ЧА – ТЯЩА – СА ЗА – САСА – ША ГА – КАЦА – СА ЖА – ЗА 2. Серии из трех слогов: БА – ПА – БА ДА – ТА – ДА ЦА -- СА – ЦА и т.д. 3. Картинки-квазиомонимы ПОЧКА – БОЧКАИГРА – ИКРА ПАЛКА – БАЛКАГРОЗА – ГЛАЗА ТРАВА – ДРОВАГОРОД – ГОЛОД ТОМ – ДОМУСЫ – УЖИ

XI.Языковой анализ и синтез 1. Анализ состава предложения (количество, последовательность и место слов в предложении) СТОЯТ ТЕПЛЫЕ ДЕНЬКИ. ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ. ИЗ ЛЕСА ВЫШЕЛ СТАРИК С БОЛЬШОЙ КОРЗИНОЙ. 2. Слоговой анализ и синтез Определение количества слогов в словах: МЫТЬ, КРОВАТЬ, ПОДНОС, ЛАСТОЧКА, ВЕСЕЛЕЕ. Отбор картинок, в названии которых 3 слога: ДОМ, СОБАКА, ЗОНТИК, МУХА, КАПУСТА, ПАРТА, СТОЛ, КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ, ВЕЛОСИПЕД Слитное произнесение: СКО-ВО-РО-ДА, ЗА-МО-РО-ЖЕН-НЫЙ, ПО-ЛУ-ЧИ-ЛА, КА-НА-ВА НАСТУПИЛА ВЕСНА. НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ КНИГИ. ОСЕНЬЮ ЛАСТОЧКИ УЛЕТАЮТ НА ЮГ. НА ДЕРЕВЬЯХ РАСПУСТИЛИСЬ ПОЧКИ.

(продолжение) 3. Фонематический анализ: Есть ли звук М в словах: МЫШКА, ДЕРЕВО, РАМА, РАК, ДОМ, КОШКА, КОМНАТА Определить 1 звук в слове: АСТРА, УДОЧКА, ИНЕЙ, МУХОМОР, СОЛОВЕЙ, ШКАФ, КРАН, ГРЕБЕШОК, СВИСТОК, ДРОВА, РВАНЫЙ Определить последний звук в словах: МАК, КАРАНДАШ, ДОМ, АИСТ, ПАЛЕЦ, КРОВАТЬ, ТАНКИСТ, МИЛИЦИОНЕР, АВТОМОБИЛЬ, РАДУГА Определение места звука в слове (начало, конец, середина) Р – РАКЕТА, АРБУЗ, ДРОВА, САМОВАР, ПАРКЕТ, КРУГ, МОРЖ, КОРКА, ДВОР; Ц – ЦАПЛЯ, ЦВЕТОК, НАСТУРЦИЯ, ОГУРЦЫ, ПАЛЕЦ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕРЕЦ Определение места звука по отношению к другим звукам: какой по счету Р – РЫБА, ПАРОХОД, АРКА, ДОРОГА, ФЕВРАЛЬ, ЗАВТРАК, АРМИЯ Определение соседей звука: Ш – КОШКА, СЛЫШНО, УШКИ, СОЛНЫШКО, ПОРОША, СЛЫШНО

(продолжение) 4. Фонематический синтез Произнести слитно: Ч-А-С, П-Ы-Л, ТЬ-М-А, ПАРК, ЗВУК, ФУТБОЛ, ГВОЗДИ, АЛФАВИТ, ПЛОЩАДЬ. 5. Фонематические представления Назвать слова, в которых есть звук Ш Назвать слова в которых 4, 5 звуков

XII.Исследование словарного запаса (объем, точность понимания и употребления слов, соответствие возрасту) Активный словарь Пассивный словарь XIII. Исследование грамматического строя Характеристика употребления предложений (2,3-словные, наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) Словоизменение (предложно-падежные конструкции, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, различение глаголов единственного и множественного числа, совершенного и несовершенного вида) Словообразование (название профессий в женском роде, название детенышей животных, образование прилагательных от существительных)

XIV.Исследование зрительно- пространственных функций 1. Состояние зрения (из мед. карты) 2. Состояние зрительно-пространственных функций определение ведущей руки (3 пробы)… ширина ногтей на мизинце ориентировка в пространстве (Что слева? Что справа?

XV.Состояние речезрительных функций знание букв (печатных и прописных) узнавание букв в усложненных условиях (зашумленные пунктиром, недописанные, стилизованные, зеркальные) узнавание врисованных букв узнавание сходных по начертанию букв конструирование и реконструирование букв

XVI.Исследование процесса чтения 1. Слоги: МАСЮАСЯМСТОКЛЮЛЬЕ БЫЦЫОКЕСВРАПРЯФЬЯ ТОЧОУПЕНГВОСТЕТЬЕ ФУРЯИТЮЩЖДЫЗВЕРЬЮ 2. Слова: ТОМ МЫЛО ЯГОДЫ ЖАВОРОНОК МАКУЛАТУРА ЛЕС ГЕРОЙ РАДУГА ФАМИЛИЯ СЕНОКОС БОЛЬ ВЕСНА ДВИЖЕНИЕ ЭКСКАВАТОРЩИК МИЛИЦИОНЕР ЮГ РУЧЬИ ДЕЖУРНЫЙ СМОРОДИНА МЕТРОПОЛИТЕН СНЕГ СЛЕЗЫ КОРОБКА ГОСУДАРСТВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОЖДЬ ВЬЮГА КАРТОФЕЛЬ РЕСПУБЛИКА ПОГРАНИЧНИКИ ГРУСТЬ ГНЕЗДО ПОМОЩНИК ОТЕЧЕСТВО ПЕРВОКЛАССНИЦА ПИСЬМО ЧТЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧКА СКОВОРОДА ВЕЛОСИПЕД ЧЬЯ РАССКАЗ ВАННАЯ ЗВЕРОСОВХОЗ ЧИСТИЛЬЩИК ТЕКСТ

Исследование процесса чтения (продолжение) 3. Предложения: КАТЯ И ВАРЯ ВЫШИВАЮТ. ДЕТИ ИГРАЮТ ДРУЖНО. ДИМА ЛОВИЛ САЧКОМ БАБОЧКУ. ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ НА ЮГ. ОСЕНЬЮ ПОЖЕЛТЕЛИ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, ПОБУРЕЛА ТРАВА. ВЕСНА ДАЕТ ЦВЕТЫ, А ОСЕНЬ – ПЛОДЫ. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ СОСТАВЛЯЕМ КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ЛЕС. 4. Текст: Е.Пермяк «Про нос и язык» – 70 слов

XVII.Исследование процесса письма (определение в каждом виде письменных работ количества и характера ошибок) 1. Списывание (с печатного и рукописного материала) БЫСТРО ПРОЛЕТЕЛО ЛЕТО. ПРИШЛА ОСЕНЬ. С КАЖДЫМ ДНЕМ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ СТАНОВИТСЯ НА ДЕРЕВЬЯХ ЛИСТЬЕВ. ТРЕПЕТНАЯ ОСИНКА СТОИТ ВСЯ КРАСНАЯ, БАГРОВАЯ, ЗОЛОТИСТАЯ. НО ВЕТЕР СРЫВАЕТ И ЭТО УБРАНСТВО. ИСЧЕЗЛИ ЦВЕТЫ. ТРАВА КЛОНИТСЯ К ЗЕМЛЕ И КАК БУДТО ПРОСИТ СНЕГА

(продолжение) 2. Письмо под диктовку (слуховой диктант) ОСЕНЬ СЕРАЯ И ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ. ЧАЩЕ ЛЬЕТ ДОЖДЬ. УНЫЛО В ПОЛЕ ВОЕТ ВЕТЕР. ЧУТКАЯ ТИШИНА В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ПОБЛЕКЛИ УПАВШИЕ НА ЗЕМЛЮ ЛИСТЬЯ. ТОЛЬКО ИНОГДА НА ГОЛОЙ ВЕТКЕ МОЖНО НАЙТИ МАЛЕНЬКИЙ ФЛАЖОК. ЭТО ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОК. НАД ЗЕМЛЕЙ ПЛЫВУТ ХМУРЫЕ ТУЧИ. ВОТ-ВОТ ПОЙДЕТ СНЕГ. 3. Изложение 4. Письмо предложений с дефектно произносимыми звуками 5. Письмо предложений с не дифференцируемыми учеником на слух звуками

XVIII.Логопедическое заключение Степень выраженности дисграфии (тяжелая, средняя, легкая) Замены букв Искажения звукобуквенной структуры Нарушение структуры предложения (слитное написание слов, перестановки слов) Аграмматизмы Орфографические ошибки Обозначение мягкости согласных