Использование приёмов технологии критического мышления на уроках математики Елена Петровна Кирдяпкина, учитель высшей категории МБОУ гимназии 10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗнаемХотим узнатьУзнали Осталось узнать
Advertisements

ЗнаемХотим узнатьУзнали Осталось узнать
Эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках математики.
Заседание РМО учителей математики «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма» Руководитель РМО учителей.
Реализация элементов технологии развития критического мышления на уроках математики Куракина Н.Ю. учитель математики МКОУ ООШ д.Большой Порек Кильмезского.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира в начальной школе. Забелина Л. К. МОУ Соловьевская основная.
2 Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве учащегося и преподавателя, на развитии у учащихся аналитического подхода.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Технология РКМЧП является общепедагогической, надпредметной, и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе.
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
L/O/G/O Технология формирования критического мышления через чтение и письмо МБОУ СОШ 174 МБОУ СОШ 174.
Формирование критического мышления на уроках средствами ИКТ. Выполнила: учитель МОУ»Покоснинская СОШ» Стариченко Надежда Николаевна. I квалификационная.
Использование на уроках в начальной школе приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Совместное.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
МАСТЕР-КЛАСС Учитель: Богданова Лилия Михайловна апрель 2010г.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Транксрипт:

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках математики Елена Петровна Кирдяпкина, учитель высшей категории МБОУ гимназии 10

С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка.

Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление есть мышление социальное. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Школьник, умеющий критически мыслить: владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, может аргументировать свою точку зрения,

Школьник, умеющий критически мыслить: чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы, умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США и связана с именами Чарльза Темпла, Джинни Стила, Куртис Мередита, а в России – М.В.Клариным, С.И.Заир-Беком, И.О.Загашевым, И.В.Муштавинской и красноярскими учеными и практиками А.Бутенко, Е.Ходос

«Критическое мышление (как технология) это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. По мнению исследователей, основные особенности технологии можно сформулировать следующим образом:

1. Какова цель данной познавательной деятельности? 2. Что известно? 3. Что делать? 4. Достигнута ли поставленная цель? Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях". Алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы:

Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации) Смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями) Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами). Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:

Приёмы и стратегии технологии критического мышления

Особенности работы с различными видами текста Приём Инсерт (insert) I – interactive: самоактивизирующая N – noting: разметка S – system: системная E – effective: для эффективного R – reading чтения и T – thinking размышления

Прием «Инсерт» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопрос ы)

«Многоугольники». V уже знал + узнал новое - думал иначе ? есть вопросы o Многоугольник o Вершина многоугольника o Р многоугольника o Диагональ многоугольника o Угол многоугольника o Противополож- ные стороны, вершины четырехугольника o Внутренняя, внешняя область многоуголь- ника o Выпуклый многоуголь- ник o (n-2)*180° o определение многоуголь- ника o не понял как получили формулу

Правила работы над кластером 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

«Способы разложения многочленов на множители». Способы разложения многочлена на множители Вынесение общего знаменателя за скобки Использование формул сокращенного умножения Группировка Пример Пример

«Введение в теорию вероятностей»

Визуальные методы организации материала

Приём «ЗХУ» ЗнаемХотим узнатьУзнали Осталось узнать

«Сложение, вычитание обыкновенных дробей» ЗнаюХочу узнатьУзнал новое а/m+b/m=(a+b)/m а/m-b/m=(a-b)/m Как складывать дроби с разными знаменателями? Как вычитать дроби с разными знаменателями? Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.

«Площадь параллелограмма». ЗХУ Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км². Sквадрата = а·а=а² Sпрямоуг.= а·в Формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Определение площади Свойства площади Док-во формулы: S=ab Sпараллелограмма S=ah Осталось узнать: Sтрапеции Sромба Потренироваться в применении формул в различных ситуациях

Концептуальная таблица «четырёхугольники» Линия сравнения Параллел ограмм Прямоуго льник РомбКвадратТрапеция Чертёж Свойства сторон Свойства углов Свойства диагонал ей

Приём «Сводная таблица» Тема 1Тема 2Линия сравнен ия Тема 3Тема 4

«Тригонометрические функции, их свойства и графики» y = sin xy = cos xСвойстваy = tg xy = ctg x D( Y ) Ч ЁТ., НЕЧЁТ. МОНОТОННОСТЬ Н АИБ., НАИМ. ЗНАЧЕНИЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ E( Y ) ГРАФИК

Организация письменной работы учащихся в технологии

Прием «Составление «Синквейна»» Для его написания существуют правила: Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

Учимся задавать вопросы

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросыТолстые вопросы кто...дайте объяснение, почему... что...почему вы думаете... когда...почему вы считаете... может...в чем разница... будет...предположите, что будет, если... мог ли...что, если... как звали... было ли... согласны ли вы... верно...

Знание- Понимание- Применение- Анализ - Синтез- Оценка 1. Вопросы на знания: Кто, что, назови, где, когда, перечисли 2. Вопросы на понимание: Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни. 3. Вопросы на применение: Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй. 4. Вопросы на анализ: Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните. 5. Вопросы на синтез: Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте 6. Вопросы на оценку: Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное Приём «Вопросы Блума»

«Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" понятие вектора в пространстве.

Приём "Кубик" Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

«Кубик»: «круглые тела». На что это похоже? Чем отличается? Опиши форму, размеры или др. характери- стики Как это сделано? Как и где применяется? Опиши форму, размеры или др. характери- стики На что это похоже? Чем отличается? Как это сделано? Как и где применяется?

Тема Параллельные прямые, 7 класс. Пример. Тема Параллельные прямые, 7 класс. Каждая теорема в этом комплекте представлена так: 1-я карточка – словесная формулировка, 2-я карточка – чертеж к теореме, 3-я карточка – краткая запись условия и заключения теоремы, Ученику надо полностью собрать указанную ему теорему Пример. Тема «Формулы сокращенного умножения» Прием «Пазл»

Приём «Зигзаг» Работа организовывается следующим образом: 3 основные группы 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг:

Применение приёмов на уроке

«треугольник» ВЫЗОВ: КЛАСТЕР треуголь ник Углы Точки Вершины Точки Вершины Отрезки Стороны Отрезки Стороны острый прямой Тупой три равные разные Имя

Смысловая стадия: сводная таблица «треугольник» Линии сравне ния Элемент ы (стороны, углы) Свойства элементо в Вид треуголь ника

Смысловая стадия: кубик Измерьте и определите углы данного треугольника Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и определите углы данного треугольника

Рефлексия: треугольник прямоугольный не существует чертить равносторонний измерятьобозначать треугольникчтоБывает Фигура с тремя …

Используемая литература: Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Новоалтайск. «Приемы развития критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Резиной Л.В., учителя математики МОУ СОШ 7 г. Колпашево Томской области. «Использование технологии критического мышления как средство познавательной активности учащихся на уроках математики» автор Надобных Е.И. учитель математики МБОУ «Утянская СОШ» Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: – 102 с. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с , Фестиваль педагогических идей

Прием. Рассыпанный текст: «меня научит чему-нибудь полезному учиться, и буду благодарен я всегда готов всякому, кто

Спасибо за внимание!