В ОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Исполнитель: Белякова Н.Ф. слушатель курсов «Олигофренопедагогика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий на уроках предмета «Технология» Петрова Ольга Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ 289 Заозерск 2011.
Advertisements

Самоанализ учителя начальных классов Коломыцевой Любови Ивановны.
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
Урок технологии 5 класс Разработал учитель технологии первой категории, г.Гая. Оренбургской области: Бабердина Н.В.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
РАБОТУ ПОДГОТОВИЛ БОЛЯСОВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ, УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии.
«Повышение качества выполнения графических работ учащимися 5 классов через использование ИКТ и комбинирование известных алгоритмов технического и технологического.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Развитие творческих способностей у детей.. Развитие творческой деятельности учащихся Труд ученика должен быть непременно творческим. Условие непременности.
Учитель информатики и технологии высшей квалификационной категории Куликова Татьяна Ивановна.
Современный урок: каков он. Организационный момент урока – предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Цели данного этапа: психологический.
Принцип наглядности и его реализация в обучении детей с нарушениями интеллекта (старшее звено, на уроках швейного дела) © Тангел Светлана Тадеушевна- учитель.
Ракчеева Ю.В., воспитатель д/с «Солнышко», СП МОУ ОУСШ, 2010 г.
МАОУ «СОШ 16» Мебель из картона Руководитель Юрченко Владимир Власович.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
Верхоляк К.Р., инструктор по труду Государственное краевое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский.
Семинар на тему: «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ» «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО.
ПРОГРАММА ОЭР МОУ СОШ 6 « Развитие познавательной активности обучащиюхся с трудностями в обучении на основе формирования общеучебных умений и навыков.»
Транксрипт:

В ОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Исполнитель: Белякова Н.Ф. слушатель курсов «Олигофренопедагогика»

Ц ЕЛЬ : Изучить развитие самостоятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения на примере уроков швейное дело

З АДАЧИ : Изучить особенности трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта. Анализ состояния проблем воспитания самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта. Изучить уровень самостоятельности. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций.

О БЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ : процесс развития самостоятельности на уроках трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта

П РЕДМЕТ : влияние трудового обучения в коррекционной школе на развитие самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта.

Г ИПОТЕЗА : предполагаю, что в процессе проведения разработанных занятий по трудовому обучению уровень самостоятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения возрастёт.

М ЕТОДЫ : Теоретический метод изучения развития самостоятельности учащихся на уроках трудового обучения /швейное дело/. Экспериментальный (формирующий) метод. Метод наблюдений. Метод анализа.

П РОБЛЕМА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные задачи вспомогательной школы: Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, к общественно - полезному производительному труду. Коррекция недостатков общего развития аномального ребенка.

Р АЗДЕЛЫ СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.Знакомство с основными свойствами бумаги, картона, ткани. 2.Приобретение навыков их обработки. 3.Коррекция и развитие навыков работы с рабочими и измерительными инструментами. Обучение по специальной программе. Получение определённой специальности. Приобретение навыков выполнения трудовых приёмов. Ручной труд 1 – 3 классы Профессионально- трудовое обучение 4 – 9 классы

П РОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА : Общедидактическая – развитие навыков познавательных интересов. Методическая – умение переносить полученные знания на объект труда. Воспитание личности – трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

П УТИ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА : Формирование у учащихся определённой системы производственных трудовых навыков. Знание технологических особенностей материалов, оборудования. Владение комплексом производственных навыков.

В ПРЕДЛАГАЕМОЙ РАБОТЕ ПРОВОДИТСЯ : Анализ литературных источников, посвященных вопросу о самостоятельной работе учащихся в процессе выполнения трудовых заданий. Изучение состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу путем: наблюдения на уроках; проведения специальных контрольных работ для определения степени самостоятельности у учащихся вспомогательной школы. Обучающий эксперимент, т. е. эксперимент, ставящий своей целью воспитание у учащихся самостоятельности во время выполнения практических заданий по швейному делу.

С ОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

П РИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫПОЛНЕНИИ ТРУДОВЫХ ЗАДАНИЙ : Неумение определять ткани по внешнему виду. Неумение распознавать виды тканей по их свойствам. Неумение использовать технологическую документацию. Трудности в определении последовательности изготовления изделий. Сложности в описании процесса выполнения задания. Отсутствие навыков чтения чертежей.

В АЖНЫЙ ФАКТОР В ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДЕ - привитие навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

У СЛОВИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАДАНИЯ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ : умение выполнять ручные и машинные швы. разбираться в чертежах и рисунках программного изделия; знать контурные срезы изделий и их названия; уметь определять лицевую и изнаночную сторону /изделия/ ткани; определять последовательность выполнения задания; выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.

И ССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРУДОВЫХ ЗАДАНИЙ

Планирование эксперимента Планирование эксперимента Планирование эксперимента

З АДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ : отыскание наиболее эффективных приемов воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности при выполнении трудовых заданий; обеспечение наиболее благоприятных условий для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду; сознательное выполнение практического задания по труду. тесты

П РИ ИССЛЕДОВАНИИ БЫЛИ ВЫДВИНУТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ : В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о способе выполнения предстоящей. Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать работу. Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом образца или рисунка.

О РГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Цель: определение гипотетических положений о приёмах обучения и уточнения доступности материала. Задачи: Воспитать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы. Привить учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания /устно, письменно /. Научить их умению выполнять задания по образцу / готовому изделию/ и рисунку.

С ТРУКТУРА СОЗДАНИЯ ГРУПП Уч-й год КлассК-во уч-ся ВозрастПредметПримечание «а» 5 «б» Швейное дело Контрольная гр. Эксперименталь- ная группа

М ЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной, и рассказать о предстоящей работе происходило по следующим этапам: Внимание учащихся направлялось на осознание ими цели задания - что они будут делать и для чего. Учащихся учили умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид. От них требовали словесного отчета о способе выполнения задания. Учили умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание. Учили умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания. Составление плана после выполнения задания Определить лицевую и изнаночную стороны ткани. Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами внутрь. Отметить ширину шва 1 сантиметр. Сметать кусочки ткани прямыми стежками. Стачать по смёточным стежкам. Удалить нитки смётывания.

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Умение учащихся давать словесный отчет Группа Название шва стачнойвподгибкуобтачной Контрольная Экспериментальная

В ЫВОД : в результате обучения учащихся вспомогательной школы по нашей методике у последних воспитывались самостоятельность и умение работать аккуратно, с чувством надлежащей ответственности.

С АМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТРУДОВОГО ЗАДАНИЯ МОЖНО ДОСТИЧЬ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ : Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий / планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д. /. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся вспомогательных школ вообще. Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников вспомогательной школы /словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д./.