Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 1 Этические аспекты психологического консультирования Клюева Надежда Владимировна профессор, доктор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Этический кодекс педагога-психолога» Занятие элективного курса «Я – психолог»
Advertisements

Профессиональная Психотерапевтическая Лига Профессиональная полимодальная супервизионная группа г. Сургут 2012г.
Этические принципы психолога Подготовила Боброва Юлия.
Принципы и правила психолога - Юрчук Виктор
Этические принципы психолога Подготовила Боброва Юлия.
Конвенции права ребёнка Выполнили работу Разинова Екатерина, Столярова Ирина.
Этические нормы СО. Выполнила:. Содержание: Понятие этики и морали. Кодексы этики ССО. Источники этических проблем. Основные правила этики СО. Принципы.
Поддержка психологов В рамках проекта «Повышение эффективности работы женщин-социальных работников в регионах, пострадавших от стихийных бедствий и других.
Аттестация на соответствие занимаемой должности В рамках ФЗ -273 « Об образовании в РФ »
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Юдина Алена, Рочева Мария, 430 группа Кодекс корпоративной этики и поведения.
Национальная Ассоциация Кредитных Брокеров и Финансовых Консультантов ВСЕРОССИЙСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ПОСРЕДНИКОВ.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Ольга Владимировна Гукаленко, член-корреспондент РАО, д.п.н., проф., главный научный сотрудник ИСП РАО.
1 Стандартизация этических аспектов деятельности руководителей высшего звена организации как инструмент повышения управляемости компании. (Опыт системы.
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Профессиональная этика социолога. В современных условиях социолог несет личную моральную ответственность за взаимоотношения с субъектами, с которыми необходимо.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
1 Доклад Апрелева К.Н. Совета ТПП РФ по СРО г.Москва, ИЮЛЬ 2012 г. К вопросу 3 «Национальные объединения – как недостающее звено эволюции системы саморегулирования»
Транксрипт:

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 1 Этические аспекты психологического консультирования Клюева Надежда Владимировна профессор, доктор психологических наук, Зав. кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Директор Центра корпоративного обучения и консультирования, Директор РАПК Ярославль

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 2 Что такое этический кодекс? Этический кодекс это свод правил, регламентирующих деятельность профессионалов в определенной области. Профессиональная этика - свод правил о приемлемых и неприемлемых формах поведения в профессиональном контексте (А.В. Шаболтас) В профессиональной деятельности психолога этика регулирует не только отношения с клиентом или испытуемым, но и отношения внутри профессионального сообщества.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 3 Функции этического кодекса Репутационная функция: формирование доверия к психологу со стороны потребителя психологических услуг. Наличие норм и правил, их артикуляция для клиента является гарантией безопасности и надежности отношений Управленческая функция: регламентации поведения в сложных этических ситуациях Свод этических правил - составляющая частью организационной культуры и значимый фактом ее формирования. Он транслирует ценности психологического сообщества, ориентирует психологов на социально значимые цели, формирует профессиональную идентичность

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 4 Миссия психолога- консультанта Психологи уважают достоинство и ценность личности, борются за охрану и защиту фундаментальных прав человека. Они должны способствовать росту знаний о человеческом поведении и пониманию людьми себя и других. Они должны использовать это знание для того, чтобы способствовать благополучию людей и повышению качества их жизни.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 5 Черты профессиональной этики : выражена в виде требований, обращенных к представителям данной профессии; документы по профессиональной этике апеллируют к ценностям, значение которых считается понятным, очевидным и не требует доказательства (например, принципы ответственности, компетентности, объективности, сохранение профессиональной тайны, и т.п.) наличие сформулированных этических принципов придает высочайший статус регулируемой ими деятельности; как правило, этический контроль осуществляется в рамках самого профессионального сообщества, а выступать от его имени могут наиболее уважаемые представители; кодексы профессиональной этики содержат санкции, применяемые к нарушителям. К санкциям относятся как этические, так и законодательные или административные меры

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 6 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Основные этические принципы 1. Принцип конфиденциальности 2. Принцип компетентности 3. Принцип ответственности 4. Принцип этической и юридической правомочности 5.Принцип квалифицированной пропаганды психологии 6.Принцип благополучия клиента 7.Принцип профессиональной кооперации 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 7

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 8 Уважение прав и достоинства личности 1. Консультант исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека; 2. С равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований; 3. Беспристрастность Консультанта не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Консультанта относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. 4. Консультанту следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц. Опирается на согласие клиента, понимающего суть происходящего и осведомленного о возможных последствиях. 5. Консультант соблюдает закон о правах человека, а также не поддерживает действия третьих лиц и институций, ведущих к нарушению прав человека.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 9 Компетенция 1. Консультант должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Консультант должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт. 2. Консультант должен обладать исчерпывающими знаниями в области этики. В своей работе Консультант должен руководствоваться этическими принципами. 3. Консультант должен заботиться о постоянном совершенствовании своих профессиональных и личностных качеств, а также супервизировать свою работу у коллег. 4. Консультант, представляя себя в любом контексте, должен точно и правдиво отражать свое образование, профессиональную подготовку, границы компетенции и опыт. Подтверждение- дипломы и сертификаты учебных заведений, предлагающих профессиональное образование. Недопустимо вводить в заблуждение относительно профессиональной компетенции настоящих или потенциальных Клиентов, а также коллег.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 10 Компетенция 5. Консультант обязан осознавать влияние своих личностных проблем и конфликтов на качество профессиональной деятельности и воздерживаться от вступления в профессиональные отношения, в которых его личные ограничения могут привести к неадекватным реакциям, действиям и решениям, и, таким образом, навредить Клиенту или коллеге. 6. Вступая в новую сферу консультирования (например, супервизии), Консультант должен пройти всю необходимую профессиональную подготовку и соответствовать требованиям данной сферы деятельности.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 11 Конфиденциальность 1. Консультант при осуществлении своих профессиональных функций должен тщательно оберегать право Клиента на конфиденциальность. 2. Вся информация, полученная Консультантом о Клиенте, как из его сообщений, так и в результате профессиональных наблюдений, является профессиональной тайной, сохранение которой - его профессиональное право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению Клиента. 3. При осуществлении психологического вмешательства по просьбе самого Клиента и на основании полученных от него сведений, информация о Клиенте может быть сообщена третьему лицу только по специальному разрешению Клиента (или его законного представителя) и в определенных им пределах, кроме следующих случаев: не существует другого способа помочь Клиенту, как только при нарушении принципа конфиденциальности; является очевидным, что при соблюдении Консультантом принципа конфиденциальности возникнет опасность для здоровья или жизни Клиента, Консультанта и/или третьих лиц.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 12 Конфиденциальность Если обследование или вмешательство осуществляется по инициативе другого лица (судьи, представителя органов просвещения, родителей, нанимателя и т. д.), а не самого обследуемого, то он или его родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет Консультанта. Обследуемый вправе знать содержание отчета при условии, что это не создаст серьезной опасности для него или для Консультанта.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 13 Ответственность 1. Консультант должен ясно осознавать свою ответственность за профессиональные действия, высказывания и рекомендации, вытекающие из его профессиональной роли. 2. Консультант, принимая решение, должен учитывать личностный, социальный и организационный контексты своей работы, и уметь оценить влияние этих контекстов на качество работы, включая влияние своего авторитета и использование информации, предоставленной им Клиенту. 3. Во всех решениях по отношению к Клиенту Консультант должен учитывать свои личностные ограничения. При необходимости Консультант должен консультироваться с другими специалистами или направить Клиента к ним. 4. Консультант должен уметь объяснить Клиенту свои решения и действия доступным образом. 5. Консультант должен заботиться о том, чтобы его действия, высказывания или интерпретации данных не унижали достоинства возрастных, этнических, экономических, социальных, гендерных и любых других групп населения.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 14 Запрет на двойные отношения (принятие подарков от клиентов, личное общение с клиентом за пределами "места и времени" консультирования), интимные отношения. Этические аспекты оплаты услуг

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 15 Нарушения По данным Американской психологической ассоциации: - двойственные отношения с клиентом; - непрофессионализм; - обман клиентов; - неадекватная супервизия; - нарушение конфиденциальности; - нарушения в записях и документации; - представление фальшивой информации о себе и своей практике. В опросе, проведенном группой американских исследователей еще в 1987 году, выяснилось, что 80 % психологов отметили, что работать, находясь в слишком сильном стрессе, влияющем на эффективность – неэтично, однако 53 % из них сообщили о том, что делают это

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 16 Где? – Российское психологическое общество – Профессиональная психотерапевтическая лига – Восточно-Европейская ассоциация экзистенциальной терапии – Региональная Ассоциация психологов- консультантов

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 17 развитие сообщества психологов - консультантов и психотерапевтов Центрального региона, объединяющего профессионалов в различных областях консультационной и немедицинской психотерапевтической деятельности; установление и поддержание высоких профессиональных стандартов качества в области консультационных и немедицинских психотерапевтических услуг; участие в совершенствовании систем подготовки и переподготовки психологов-консультантов в регионе; Региональная Ассоциация психологов-консультантов (задачи)

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 18 сертификация и оценка профессиональной компетентности психологов-консультантов и психотерапевтов, занимающихся психологическим консультированием; переведение конкуренции на рынке консультирования и психотерапии в позитивное русло взаимовыгодного сотрудничества; объединение усилий по увеличению общего объема и ценности предоставляемых консультационных и немедицинских психотерапевтических услуг в Центральном регионе; Региональная Ассоциация психологов-консультантов

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 19 информирование населения о современных технологиях и возможностях психологов-консультантов и психотерапевтов о стандартах и этике их работы; содействие представительным и исполнительным региональным органам государственной власти в области социальной, кадровой, образовательной политики; повышение профессиональной квалификации психологов- консультантов и психотерапевтов, являющихся членами ассоциации, обмен опытом Региональная Ассоциация психологов-консультантов

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 20 информирование населения о современных технологиях и возможностях психологов-консультантов и психотерапевтов о стандартах и этике их работы; содействие представительным и исполнительным региональным органам государственной власти в области социальной, кадровой, образовательной политики; повышение профессиональной квалификации психологов- консультантов и психотерапевтов, являющихся членами ассоциации, обмен опытом Региональная Ассоциация психологов-консультантов

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 21 - Специализация в определенном направлении, практика под супервизорским контролем - Стажировка, ко-терапия -- Супервизия – упорядоченный процесс наставничества - Личная психотехника (личная терапия) -Сертификация - Система условий для профессионального и личностного развития Профессиональная подготовка. Образовательная деятельность.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 22 Образование Опыт работы Опыт супервизий (индивидуальных и групповых) Исследовательская деятельность, участие в конференциях, семинарах Личная терапия Профессиональная подготовка. Образовательная деятельность Сертификация.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 23 Вера в себя и свои возможности Умение за проблемами видеть задачи развития Ответственность, свобода, выбор, подлинность не логические конструкты, а основания для поступков Психолог-консультант - ресурсная личность

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова 24 Спасибо за внимание! Центр корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П.Г. Демидова г. Ярославль, ул. Кирова, 8/10, ауд. 101 Тел.: (4852)