Меняющиеся приоритеты научной и инновационной политики Ирина Дежина, д.э.н., Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара, Институт мировой экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Advertisements

Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
1 Интеграционные модели науки и образования В.В. Иванов – доктор экономических наук, начальник Научно-организационного управления РАН Интеграционные модели.
The Ultimate PowerPoint Design Package Министерство образования и науки Российской Федерации Салихов С.В. Формирование тематики и объемов финансирования.
Основные результаты ключевых мероприятий Программы за 2009 – 2013 гг. Национальный фонд подготовки кадров Аржанова Ирина Вадимовна Москва,
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального образования Кадры науки : анализ текущего.
О РОЛИ СИСТЕМЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Б.А. Лёвин, В.М. Круглов, А.М. Давыдов 1. Стратегия развития транспортного университета (инновационный – исследовательский – предпринимательский) Управление.
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
Публикационная активность российской науки: основные проблемы И возможности роста.
Меры государственной поддержки молодых ученых в Российской Федерации Ответственный секретарь Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Интеграция российских ВУЗов и научных центров в международные программы мобильности Проскурякова Л.Н. Зам. директора центра международных проектов ИСИЭЗ.
Информационное обеспечение науки в Казахстане: состояние и перспективы Болат Султангазин Национальный центр научно-технической информации РК Science Online.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Транксрипт:

Меняющиеся приоритеты научной и инновационной политики Ирина Дежина, д.э.н., Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара, Институт мировой экономики и международных отношений РАН

Содержание Основные характеристики научного комплекса Текущие приоритеты и меры государственной научной политики Инновационная политика: фокус на укрепление связей

Расходы на исследования и разработки, % ВВП (Россия-2012; другие страны – ближайшие годы, по которым есть данные)

Расходы на исследования и разработки по источникам финансирования, %

Изменение численности исследователей (тыс. чел.) /2000, % Исследователи - всего 426,0391,1375,8368,9 372,6 -12,5 В том числе: РАН 61,960,854,755,152,9-14,5 Вузы 28,330,133,238,643,0 +51,9

Динамика возрастной структуры

Доля 5 стран-лидеров и России в мировом потоке публикаций (WoS) Страна США Китай Германия Япония Франция Россия Источник: htmlhttp://isterligov.blogspot.ru/2013/06/web-of-science html

Институциональные реформы 1.Усиление науки в университетах 2.Слияние трех академий наук – РАН, РАМН и РАСХН 3.Создание ФАНО и переподчинение академических институтов 4.Создание Российского научного фонда – рост грантового финансирования науки 5.Оценка работы научных организаций 6.Ориентация на поддержку сильных коллективов

Государственные инициативы в отношении вузов Государственные инициативы Инновационная образовательная программа ( ) исследовательские университеты (начата в 2009 г.) 57 вузов29 вузов Новое качество образования Войти в топ-500 через лет 8 федеральных университетов (начата в 2006 г.) Региональное развитие 5 в топ-100 Программа для 15 университетов (с 2013 г.) Специальный статус МГУ и СПбГУ Программы развития 55 университетов (с 2012 г.)

Поддержка университетов: проблемные аспекты Новая цель: 5 из 15 университетов – в топ-100 ведущих университетов к 2020 г. (Указ Президента РФ от ). Дискуссия: в какие рейтинги? По каким параметрам? Весь университет или отдельные направления? Система индикаторов оценки. Внимание к публикациям и цитированию, привлечению иностранных студентов ( как минимум 15%) и зарубежных профессоров Проблемы – 1) негибкое регулирование расходования бюджетных средств (например, не предусмотрено финансирование операторов оборудования) 2) преподавательская нагрузка не изменилась

Структура секторов науки (2012) Академи- ческий Высшего образования Предпри- нимательский Число организаций Доля сектора, % 24,418,538,2 Исследователи, тыс.чел. 72,343,0192,3 Доля сектора, % 19,411,551,6 Доля сектора, во внутренних расходах на НИОКР, % 13,09,358,3 Доля сектора в выполнении фундаментальных исследований, % 63,516,710,2

Расходы на фундаментальные исследования, % ВВП (2011)

Российский научный фонд и другие научные фонды (бюджетное финансирование, млрд. руб.) Российский научный фонд РФФИ РГНФ

Оценка деятельности научных институтов Вневедомственный характер 25 критериев в различных комбинациях (по 6- 7) в зависимости от профиля институтов 4 группы показателей: 1)Результаты (библиометрия, патентная статистика, привлеченное финансирование) 2)Повышение квалификации кадров (число аспирантов и лиц, прошедших различные стажировки) 3)Международная интеграция (соавторство) 4)Ресурсы (финансы, кадры, возрастная структура, зарплата) Роль экспертных оценок?

Связи в инновационной системе («Индекс экономики знаний» Мирового банка (шкала от 1 до 7, 2010) ) Индикатор / Страна СШАВеликобр итания ГерманияФранцияЯпонияКитайРоссия Сотрудничест- во компаний и университетов 5,85,65,24,04,94,63,7 Доступность венчурного капитала 3,83,02,83,22,83,32,3 Наличие цепочек добавленной стоимости 5,15,56,35,76,34,02,6

Меры по созданию связей в инновационной системе Кооперация университетов и промышленности Технологические платформы Инновационные кластеры Программы инновационного развития госкомпаний (сотрудничество с университетами) Технологическая инфраструктура Проекты институтов развития

Технологические платформы: данные кейсов Проводились осенью 2012 г., обновление данных – осень 2013 г. Мотивация: финансирование и/или возможность влиять на решения в области мер политики Сложности с формированием стратегий: недостаток ресурсов и знаний Небольшая активность крупных компаний Надежды в основном на бюджетное финансирование (усиливается благодаря появившейся возможности влиять на тематику проектов ФЦП)

Технологические платформы: оценки РФТР и МАЦ (2013) РФТР (оценки 22 ТП): Около 1/3 платформ могут провести комплексную научно-техническую и финансово-экономическую экспертизу. Предложения 2/3 платформ были учтены в различных документах органов исполнительной власти. МАЦ: Наиболее успешны платформы, где компании составляют не менее половины участников. Яснее рыночный спрос.

Партнерство вузов и компаний: косвенные эффекты 1.Вузы стали лучше понимать потребности компаний 2.Расширение контактов – вплоть до создания консорциумов (компания + несколько вузов) 3.Продолжающееся сотрудничество после окончания проектов (пост. 218) 4.Рост участия компаний в образовательной деятельности вузов (курсы, семинары)

Препятствия инновационному развитию (по оценкам институтов развития) Недостаточная квалификация тех, кто пытается заниматься инновациями, в том числе созданием стартапов. Отсутствие «прорывных» проектов, что отчасти отражает слабость научного потенциала. Недостаточные объемы финансирования, выделяемые на посевные и предпосевные стадии развития проектов, а отсюда – мало проектов, которые могли бы перейти на следующие стадии развития. Настороженное отношение частного бизнеса к инициативам государства, низкий спрос на инновации, неверие в продолжительность мер государственной инновационной политики.

Выводы Российский научный комплекс остается в основном государственным и роль государства растет. Одна из самых острых проблем – кадровая, в науке и инновационной сфере. Связано и с системой образования, и с отсутствием «среднего поколения». Позитив: поддержка университетов, попытки системно развивать связи в инновационной сфере Негатив: политика недостаточно продумана, нет диагностического мониторинга и оценок последствий