Новое в законодательстве РФ Красноженов Сергей Павлович Директор ООО «Томский областной центр охраны труда» Тел: (3822) 901-911 эл.почта: tocot@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
Advertisements

Изменения в трудовом законодательстве Российской Федерации в 2014 году Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ.
Отличительные особенности специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда Инженер 1 категории Пенкин Сергей Николаевич.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
Специальная оценка условий труда Нормативная база и основные процедуры Специалист по охране труда и технике безопасности Макиевская Т.Л. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ.
Территориальной Санкт- Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза работников здравоохранения РФ 1 октября 2014 года Постоянно действующий.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА «Соблюдение трудового законодательства по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам образовательных учреждений, занятым.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. 426-ФЗ «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» (ВСТУПИЛ В СИЛУ С ЯНВАРЯ 2014 ГОДА) В РЕЗУЛЬТАТЕ.
Государственная инспекция труда в г.Санкт-Петербурге "Создание благоприятных условий труда на рабочем месте" (Изменения в законодательстве об охране труда.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Специальная оценка условий труда. 2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»
Методика проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от н) Методика снижения класса (подкласса) условий труда.
ФЗ 426 от г.. 1. Плановая СОУТ проводится 1 раз в 5 лет 2. Внеплановая СОУТ проводится: - организация новых рабочих мест; -по предписанию государственного.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Первый заместитель Министра.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Первый заместитель Министра.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным.
Докладчик: Александр Стаканов Генеральный директор ООО «Си-Эй-Си – Городской центр экспертиз» Практика применения нормативных актов по льготам и компенсациям.
1 С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых на производствах и работах с вредными и.
Новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1.Обязанности работника в области охраны труда. 2. Ответственность должностных лиц и гражданского персонала за нарушение законодательных.
Транксрипт:

Новое в законодательстве РФ Красноженов Сергей Павлович Директор ООО «Томский областной центр охраны труда» Тел: (3822) эл.почта: 1

Новое в законодательстве РФ Одним из направлений Государственной политики в области охраны труда – предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Виды гарантий и компенсаций: 1.Бесплатное молоко (за вредные условия труда). 2.Бесплатное лечебно-профилактическое питание (за особо вредные условия труда). 3.Досрочное назначение пенсии. 4.Доплаты за вредные условия труда. 5.Дополнительный оплачиваемый отпуск. 6.Сокращенная продолжительность рабочего времени. Порядок предоставления - формируются по спискам (по отраслям и профессиям или по видам выполняемых работ). 2

Новое в законодательстве РФ 2012 год Действующие законы и нормативные правовые акты ФЗ от г «Трудовой кодекс РФ» ФЗ от г «О трудовых пенсиях в РФ» ФЗ от «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС» 4. Постановление Кабинета министров СССР от «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» 5. Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от /П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». 6. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от / «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда». 7. Постановление Правительства РФ от (Д.О., Доплаты, сокращенная продолжительность рабочего времени). 8. Приказ МЗСР 46н от г «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное ЛПП…». 9. Приказ МЗСР 45н от г «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных продуктов ….». Попытка отрегулировать предоставление гарантий и компенсаций – персонифицировано в т.ч. ч/з аттестации рабочих мест по условиям труда. Споры и суды практически до 2013 года. 3

Новое в законодательстве РФ По итогам 2012 года дефицит бюджета пенсионного фонда РФ составил более 1 триллиона рублей 2013 год Действующие законы и нормативные правовые акты остались те же, за исключением: Принят 243 – ФЗ от г 4

Новое в законодательстве РФ 243 – ФЗ от г С 01 января 2013г введены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для отдельных категорий плательщиков (Списки 1 и 2). 5 ПериодДоп. Тариф Сп. 1Доп. Тариф Сп г.4%2% 2014г.6%4% 2015г и последующие годы 9%6%

Новое в законодательстве РФ При этом: «Плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам по результатам специальной оценк и условий труда, проводимой в порядке, устанавливаем отдельным Федеральным законом» (ст п ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд»). 6

Новое в законодательстве РФ 2014 год Действующие законы и нормативные правовые акты остались те же, за исключением: С 01 января 2014 года вступили в силу два Федеральных закона: 1.Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от г 426-фз. 2.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от г 421-фз. 7

Новое в законодательстве РФ Трудовой кодекс Российской Федерации Новые принципы предоставления компенсаций Новый порядок разработки, утверждения и изменения НПА Введение стандартов безопасности труда Изменения 125-ФЗ (информация по АРМ и медосмотрам) Гармонизация законодательства Усиление административной ответственности Преобразование системы досрочных пенсий Новый ФЗ о специальной оценке УТ Новый ФЗ «Об образовании в РФ» Введение профессиональных стандартов Система управления охраной труда 8

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Предметом регулирования закона являются отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на РМ, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. 2. СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке их уровня при воздействии на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов условий труда), а также комплексного применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 3. По результатам СОУТ устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем РМ. 4. СОУТ не проводится в отношении условий труда: надомников; дистанционных работников; работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. 5. Проведение СОУТ государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется законодательством о гражданской и муниципальной службе. 9

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН Работодатель вправе: требовать от ОПСОУТ обоснования результатов СОУТ; проводить внеплановую СОУТ; требовать от ОПСОУТ документального подтверждения соответствия ее установленным требованиям; обжаловать в Роструд или судебном порядке действия (бездействие) ОПСОУТ. Работодатель обязан: обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой в установленных законом случаях. предоставить ОПСОУТ, необходимые документы, информацию и дать разъяснения; не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении СОУТ; письменно ознакомить работника с результатами СОУТ на его РМ; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его РМ; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ. 10

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН Работник вправе: присутствовать при проведении СОУТ на своем РМ; обращаться к работодателю (его представителю), ОПСОУТ, ее эксперту за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на своем РМ; обжаловать результаты СОУТ на своем РМ в Роструд или в судебном порядке. Работник обязан знакомиться с результатами проведенной СОУТ на своем РМ. 11

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда. N 426-ФЗ установил статьей 14 - классы условий труда, а также возможность их снижения на степень или на класс, по результатам СОУТ, в зависимости от эффективности СИЗ, по согласованию с Роспотребнадзором. 1 класс – оптимальные 2 класс – допустимые 3 класс – вредные Подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени 3.2 – вредные условия труда 2 степени 3.3 – вредные условия труда 3 степени 3.4 – вредные условия труда 4 степени 4 класс – опасные 12

Новое в законодательстве РФ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральный закона «О специальной оценке условий труда» от г 421-фз Действительно внес радикальные изменения в законодательство: Исчезло из всех законов понятие «Аттестация рабочих мест». Внесены существенные изменения в Трудовой кодекс РФ, Уголовный и Административный кодексы, 212-ФЗ от г. и иные законы РФ. По результатам Специальной оценки условий труда теперь, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, можно установить минимальные размеры гарантий и компенсаций в зависимости от классов условий труда. 13

Новое в законодательстве РФ Доплаты, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени (ТК РФ). 14 классы1 и Доплаты Ст % Дополнительный отпуск Ст к.д. Сокращенная Продолжительность Рабочего времени Ст час

Новое в законодательстве РФ По результатам СОУТ в зависимости от классов изменится и размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ст ФЗ). 1 и 2 классы - 0% 3 класс % % % % 4 класс - 8% 15

Новое в законодательстве РФ Статья ФЗ вносит изменение в 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»/ Коротко суть изменений: Периоды работы по Сп.1,2, имевшие место после засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, при условии уплаты страхователем взносов по соответствующим тарифам. При этом условия назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам СОУТ. Статья 15, п ФЗ Коротко суть: До установления на рабочих местах (Сп.1,2) класса условий труда по СУОТ, нет препятствия для включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов занятости на указанных работах (в том числе на рабочих местах, где по результатам АРМ условия труда признаны оптимальными или допустимыми) при условии уплаты страхователем взносов по соответствующим тарифам. 16

Новое в законодательстве РФ Статья 15, п ФЗ Коротко Результаты АРМ действительные до окончания срока их действия, но не более чем до года, применяются при определении размера дополнительных страховых тарифов в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам АРМ признаны вредными или опасными. 17

Кто проводит СОУТ? 6. Обязанности по обеспечению проведения СУОТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводят совместно работодатель и организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по СОУТ, на основании договора гражданско- правового характера. 18

Три основные проблемы в подготовке к СОУТ 1.Правильный выбор объема факторов вредности, подлежащих контролю 2.Правомерность объединения рабочих мест в аналогичные 3.Выбор организации, компетентной в оценке условий труда Подготовка к проведению СОУТ 19

Приказ о создании комиссии Председатель комиссии Члены комиссии График работ Перечень РМ Выбор организации по СОУТ Определение «объема работ» Перечень оборудования, материалов, помещений, видов работ Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов, Перечень нормативов для оценки факторов и обеспеченности СИЗ Перечень вредных и опасных производственных факторов, подлежащих измерениям. Приказ о завершении работы по СОУТ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ Измерение и оценка потенциально вредных и опасных производственных факторов. Оценка обеспеченности работников СИЗ Формирование плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда Оформление документации (карты, протоколы оценок, обеспеченности СИЗ, сводная ведомость, Компенсации за условия труда Коррекция локальных нормативных актов с учетом вновь полученной информации (трудовой договор, медосмотры, запрещения для женщин, подростков, выдача СИЗ) Направление материалов в Государственную инспекцию труда субъекта РФ и федеральный реестр. Размещение информации на сайте организации. 20

Новое в законодательстве РФ Статья 143. Нарушение требований охраны труда 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового. 21

Новое в законодательстве РФ 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 22

С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА. ИЗМЕНЕНИЯ КОАП. Статья 5.27.Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей настоящего Кодекса, –влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 23

С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА. ИЗМЕНЕНИЯ КОАП. Статья 5.27.Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей."; 24

С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА. ИЗМЕНЕНИЯ КОАП. Новая статья: Статья Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. 25

С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА. ИЗМЕНЕНИЯ КОАП. Новая статья: Статья Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей. 4. Необеспечение работников СИЗ – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Примечание. Под СИЗ в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. 26

С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА. ИЗМЕНЕНИЯ КОАП. Новая статья: Статья Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 27

Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от г. 28