Индивидуальный подход к учащимся Психофизиологические особенности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практические рекомендации для учителей и родителей.
Advertisements

Слышу, вижу, ощущаю… МОУ Лицей 130 имени академика М.А.Лаврентьева Новосибирск, 2004.
- это индивидуально- своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта.
Учёт индивидуальных особенностей младших школьников: Модальность как основа формирования учебной мотивации.
Особенности обучения учащихся Для родителей. Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха на учебном.
Фото на память – предлагается педагогам сфотографироваться, затем фотографии разрезаются на левую и правую половинки, из двух левых и двух правых половинок.
Индивидуализация обучения с учетом психологических особенностей обучающихся. Типы восприятия. Типы восприятия.
Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Учить по-разному, Любить по-разному.. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому.
Холерик Флегматик Меланхолик Сангвиник Сангвиник Подвижен, общителен, весел Уравновешен Быстро находит контакт с людьми Легко переключает внимание Быстро.
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста ведущий вид деятельности – учебная деятельность.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Личностно-ориентированный подход (психологический аспект)
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
2011 год Стимулирование познавательной деятельности как средства самовыражения конкурентноспособной личности. Гнилицкая Е.Б. декабрь 2010г.
Особенности обучения в условиях дифференциации. Природосообразная основа для дифференцированного обучения Это – включение в работу с детьми специальных.
Транксрипт:

Индивидуальный подход к учащимся Психофизиологические особенности

Особенности восприятия информации "Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму". китайская народная мудрость

Особенности восприятия учащимися информации Визуал Хорошо помнит то, что видел. Увиденное запоминает легко, но с трудом запоминает словесные инструкции, переспрашивает, при этом - хороший рассказчик. При рассказе взгляд направлен вверх. Читает хорошо и быстро, пишет аккуратно, красиво. Организован, наблюдателен, как правило – спокоен, ориентирован на внешний вид. Имеет живую образную фантазию. При разговоре подбородок держит вверх, имеют высокий тембр голоса. Жесты в верхней части туловища. Сидит, как правило на краешке стула. При общении – самая далёкая дистанция.

Особенности восприятия учащимися информации Аудиал Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. Учится слушая. С удовольствием слушает и читает вслух. Когда слушает, голова часто отклонена вбок, жесты в средней части туловища, как бы создают темп речи. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. Легко запоминает последовательность. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Речь организована, ритмична. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. В общении предпочитает среднюю дистанцию.

Особенности восприятия учащимися информации Кинестетик Лучше обучается, запоминает «делая», двигаясь, действуя с материалом. Читая, водит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом. Почерк хуже, чем у других. Склонен бросать одно незаконченное дело ради другого. Жесты – ниже средней линии туловища, взгляд часто опускается, как бы прислушивается к своим чувствам. Медленный темп речи и обработки информации. Когда садиться, устраивается поудобнее. Развита интуиция. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, тембр голоса может быть довольно низким.

Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и рисует мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь живописную крону листьев над вашей головой. Оглянувшись назад, вы видите, как в этом луче света отражается всё богатство и многообразие акварелей, которыми природа рисует свои картины. И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустыванием под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздаётся резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью. Иногда вы чувствуете лёгкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие запахи леса. Иногда эти запахи, причудливо смешиваясь, создают тончайшую симфонию никогда не повторяющегося аромата, мимолётно касающегося вас.

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг»! И. Соньер

Асимметрия полушарий Доминирование левого полушария словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди); Доминирование правого полушария конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди); Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Различия в деятельности правополушарных и левополушарных. ЛевополушарныеПравополушарные 1.Левополушарным легче писать, чем диктовать. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, контролируют свою речь, речь их грамматически правильна. Оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). 1.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Правополушарные обучаются от целого к части.

Левополушарные Правополушарные 2. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций, с трудом перестраивают свои отношения с людьми. 3. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам. 4. Обладают чувством времени, нескоординированы, мышечно выносливы 2. Целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. 3. Часто действуют по настроению. 4. Обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений.

Левополушарные Правополушарные 5. Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали. 5. Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов).

Левополушарные Правополушарные 6. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. 6. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Полезависимость -поленезависимость Полезависимость-поленезависимость - это биполярное понятие, которое характеризует степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом. В какой мере человек способен отделять восприятие себя от восприятия не-себя или осознавать границы этого, т.е. индивидуум обладает сильным чувством осознания себя как отличного от другого. Такой человек проводит четкое разграничение между собой, своими потребностями и ценностями и потребностями и ценностями другого. Полезависимость и поленезависимость взаимосвязаны с умением вычленять простую фигуру в более сложной. В итоге поленезависимость – умение преодолеть и структурировать видимое поле. Поленезависимый лучше умеет дифференцировать, расчленять объект – может отвлекаться от поля.

ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ глобальное восприятие действительности зависимость решений от внешних факторов зависимость от группы склонность к обобщениям хорошая память на лица и имена общительность теплота в отношениях эмпатичность широкие контакты и знакомства ориентация на общение дружелюбные, внимательные, тактичные действуют под девизом "иди по ту сторону данной информации",т.е. стремятся добыть необходимую информацию у других людей ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ опора на опыт самостоятельность высокий интеллект стабильность самооценки и оценки других людей схематизм высокий самоконтроль абстрактное мышление склонность к навязчивым мыслям и воспоминаниям склонность к одиночеству, холодность в отношениях ориентация на задачу требовательные, амбициозные, властолюбивые действуют под девизом "действуй в поле", т.е. действуют самостоятельно и демонстpиpуют независимость от окружающих.

ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ более свойственна девочкам и женщинам (ориентация на общение, конфоpмность, стремление быть ведомым). Полезависимые учителя и мужчины и женщины отрицательно оценивают мальчиков. более свойственна мальчикам и мужчинам (ориентация на интеллектуальную деятельность, независимость, доминантность). Поленезависимые учителя и мужчины и женщины отрицательно оценивают девочек. Полезависимых женщин учителей предпочитают девочки. Мальчики оценивают выше поленезависимых учителей независимо от пола, а девочки поленезависимых мужчин- учителей У полезависимой девочки самооценка занижена У поленезависимой девочки более высокая самооценка

Различия в поведении преподавателей и учащихся с разным когнитивным стилем приводят к различиям в оценках друг друга; когда когнитивный стиль преподавателей и учащихся совпадает, они описывают друг друга более позитивно, причем это относится не только к личностным, но и к интеллектуальным хаpактеpистикам. Люди с одинаковым когнитивным стилем быстро сходятся и лучше понимают друг друга в различных жизненных ситуациях.

Полезависимые и поленезависимые равны в социальной компетентности, они находятся в состоянии взаимодополнения. С одной стороны, - поленезависимый, самостоятельно прокладывающий путь к решению проблемы, компетентный, но не очень общительный, с дpугой - гибкий, общительный, ведомый полезависимый, готовый подхватить чужую идею и помочь ее реализовать. Различия между полезависимыми и поленезависимыми людьми носят не уровневый хаpактеp, при котором одних оценивают лучше других, а стилевой, т.е. состоящий в разнице способов выполнения одной и той же деятельности при одинаковом качестве результата.

Полезависимость - поленезависимость

Типы мышления Предметно-действенное Предметно-действенное Абстрактно-символическое Абстрактно-символическое Словесно-логическое Словесно-логическое Наглядно-образное Наглядно-образное Креативное Креативное Синтетическое Синтетическое

Сводные показатели когнитивной сферы учащихся

Практические рекомендации для учителей Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться. Лень ребенка сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по- разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка. Сделайте своей главной заповедью «Не навреди!»