ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Форма занятийЛекцииСеминары Часы34 часа17 часов Преподаватель доц. Виндекер Ольга Сергеевна асс. Денисова Екатерина Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИ-КОНТРОЛЬНАЯ 1 1. Основателем дифференциальной психологии как науки принято считать: А) Е.П. Ильина Б) У. Штерна В) А. Анастази.
Advertisements

Подготовила: студентка 221 группы Изъюрова Кристина.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Общительность и особенности овладения иностранным языком. Работу выполнил: Кирьянова А.Н., 2 курс 4134 группа Научный руководитель: Самарина Э.В., к. п.
«Формирование личности». «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология) Школа Юного Психолога -Москва, 2010-
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
Выявление взаимосвязи между особенностями темперамента и коммуникативными умениями учащихся. Мамаева Мария ученица 10 «А» класс.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
«Счастлив тот, кто утром с радостью идет на работу…» Автор: Рязанова Т.А. педагог-психолог МОУ сош 11 г. Сатка.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т. е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Индивид, личность, индивидуальность, субъект – соотношение понятий
Транксрипт:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Форма занятийЛекцииСеминары Часы34 часа17 часов Преподаватель доц. Виндекер Ольга Сергеевна асс. Денисова Екатерина Владимировна Режим занятий1 пара в неделю2 пары в неделю (с 18 апреля) Формальный результат Допуск к экзамену+ Экзамен Допуск к экзамену

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Содержательный результат 1. Разбираетесь в литературе, посвященной дифференциально- психологическим аспектам развития человека. 2. Владеете основными понятиями дифференциальной психологии. 3. Разбираетесь в персоналиях, внесших вклад в развитие дифференциальной психологии. 4. Знаете основные координаты развития индивидуальности человека. 5. Знакомы с историческим аспектом развития представлений о темперамента, характере и способностях. 6. Ориентируетесь в современных подходах к исследованию темперамента, характера и когнитивных стилей. 6. Ориентируетесь в методиках, направленных на исследование темперамента, характера и когнитивных стилей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Форма занятийБаллыВес Лекции1000,4 1. Посещение Участие в работе на лекциях Мини-контрольная 1 (февраль)9 4. Мини-контрольная 2 (март)9 5. Контрольная работа 1 (апрель)1414 Семинары1000,6 1. Посещение Устный доклад20 3. Контрольная работа 2 (май)15 4. Контрольная работа 3 (май)15 5. Конспектирование1616

Введение в дифференциальную психологию (тема 1)

Уильям Штерн ( ) Дифференциальная психология – дисциплина, изучающая различия между людьми и группами людей. Рождением ДП принято считать 1900 год, когда вышла книга У. Штерна «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».

Лазурский Александр Федорович ( ) Основатель отечественной дифференциальной психологии, которая в конце 20 – начале 19 вв. выступала как характерология. В 1897 году в журнале «Обозрение психиатрии» выходит его статья «Современное состояние индивидуальной психологии». В 1909 году выходит монография «Очерк науки о характерах».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ильин Евгений Павлович

Дифференциальная психология Колин Купер Александр Либин

ПРЕДМЕТ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ изучение структуры индивидуальности на основе выявления индивидуальных (1), типологических (2) и групповых (3) различий между людьми

Анна Анастази Дифференциальная психология – не отдельная область знания, а подход, актуальный для проведения любого психологического исследования: «Главная цель дифференциальной психологии – понять поведение. Дифференциальная психология подходит к этой проблеме через сравнительный анализ поведения в меняющихся условиях».

Задачи дифференциальной психологии 1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры. 2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются. 3. Изучение различий между группами людей. 4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

Нартова-Бочавер Софья Кимовна

ВИДЫ РАЗЛИЧИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППОВЫЕ ИНТРА- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕР- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ СПОСОБНОСТИ ХАРАКТЕР СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЫШЛЕНИЯ ОТ СРЕДНЕЙ НОРМЫ ПОЛ, ВОЗРАСТ, КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС И Т.Д. ОТ КОНКРЕТНОЙ ГРУППЫ ТЕМПЕРАМЕНТ ТИП РАБОТОСПОСОБНОСТИ

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВИД ОПЫТА СТАБИЛЬНОСТЬ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ УРОВЕНЬ ОБОБЩЕННОСТИ АКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТРОСПЕКТИВНЫЕЭКСТРАСПЕКТИВНЫЕ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕНОМОТЕТИЧЕСКИЕ КОНСТАТИРУЮЩИЕ ФОРМИРУЮЩИЕ НАБЛЮДЕНИЕЭКСПЕРИМЕНТ

Математические методы в дифференциальной психологии Карл ПирсонФренсис Гальтон

Математические методы Меры различия Меры связи Меры влияния Многомерные методы

Математические методы Меры различия Меры связи Меры влияния Непарам.: кр. Розенбаума, кр. Манна- Уитни, ϕ*- критерий Параметр.: кр. Стьюдента, кр. Фишера Непарам.: коэф. коррел. Спирмена, Кендалла, дихотомич., точечный бисериальный коэфф. коррел. Параметр.: коэф. коррел. Пирсона Непарам.: кр. Вилкоксона Параметр.: кр. Стьюдента (для связанных совокупностей), дисперсионный анализ Многомерные методы Факторный, регрессионный, дискриминантный, кластерный анализ

О математических методах в психологии просто и понятно Лупандин Владимир Иванович Наследов Андрей Дмитриевич

Основные понятия дифференциальной психологии

Индивид человек как представитель рода Homo Sapiens, единичное природное существо. К индивидным свойствам относятся пол, возраст, тип нервной системы, расовая принадлежность, межполушарная асимметрия и др.

Личность человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивидуальность человек, характеризующийся наличием уникального сочетания психологических свойств (Homo Unicus). Индивидуальность подразумевает неповторимость человека во всех его проявлениях. Индивидуальное противопоставляется типичному. высший уровень иерархической организации психики человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность – уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности.

Индивидуальность АвторНазвание изучаемого конструкта Рубинштейн Сергей Леонидович Целостная индивидуальность Ананьев Борис Геннадьевич Комплексная индивидуальность Мерлин Вольф Соломонович Интегральная индивидуальность Брушлинский Андрей Владимирович Субъектно- деятельностная индивидуальность

В.С. Мерлин об индивидуальности Это саморазвивающаяся, саморегулируемая, автономная, уникальная биопсихосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы развития человека. Это форма бытия человека, позволяющая сохранять тождественность самому себе в условиях непрерывных изменений.

ТИП Тип – устойчивая совокупность признаков, либо картина поведения в целом, которая рассматривается как типичное. Описание типа подразумевает наличие определенного симпотомкомплекса. Например, холерик – тип темперамента; этот тип определяется сочетанием таких базовых свойств, как эмоциональная нестабильность и экстраверсия.

Типология Типология – теоретический конструкт, который включает в себя основание и различные типы. ТипологияОснованиеТипы ГиппократаПреобладание определенной жидкости в организме Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик У. ШелдонаПреобладание определенного зародышевого листка в процессе эмбриогенеза Типы темперамента: висцеротоник, соматотоник, церебротоник И.П. ПавловаВыраженность определенных свойств нервной системы Типы ВНД: тормозный, возбудимый, центральный подвижный, центральный инертный

Типологизация – группировка, в качестве «объектов» которой выступают люди (испытуемые). Данный вид группировки может проводиться посредством методов многомерной статистики. Схожие по психологическим чертам испытуемые попадают в одну группу (относятся к одному общему типу).

Классификация – группировка, в качестве объектов которой выступают психологические черты (качества, свойства). Данный вид группировки проводится посредством факторного или кластерного анализа. Схожие психологические черты попадают в одну группу (класс).

Пример типологизации и классификации Черты Исп. ОбщОткрИницЗамкУверСпокОбидТрев Андрей Валя Гоша Маша11111 Настя 2 11 Рома Саша Семен

Типологизация Сангвиники ГОША МАША Холерики АНДРЕЙ ВАЛЯ Флегматики РОМА САША Меланхолики НАСТЯ СЕМЕН

Классификация Черты, связанные с направленностью (экстра- и интро- версия) Черты, связанные с эмоциональностью (нейротизм) Открытость Общительность Инициативность -- Замкнутость Уверенность Спокойствие -- Тревожность Обидчивость

Основные понятия дифференциальной психологии Марина АлександровнаХолодная: Стиль – процессуальная характеристика, описывающая своеобразные способы действовать.

АвторыТрадиция использования понятия «стиль» А. Адлер, Г. Оллпорт Посредством понятия «стиль» констатируется сам факт наличия индивидуальных различий (жизненный стиль, экспрессивный стиль) Г. Уиткин, Дж. Клейн, Г. Шлезингер Устойчивый способ приема и переработки информации, проявляющийся в индивидуальной специфике организации познавательных процессов (когнитивный стиль) Е.А. Климов, В.С. Мерлин Индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым человек прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности (индивидуальный стиль деятельности) Современные авторы Стиль – процессуальная характеристика, описывающая своеобразные способы действовать в различных сферах (стиль совладания, мотивационный стиль, стиль руководства, педагогический стиль, стиль деятельности, когнитивный стиль).

Характеристики стиля 1.Стиль – как минимум биполярная характеристика («stylos»): например, Аналитический Синтетический 2.Характеристики стиля в паре не смешиваются Полезависимость Поленезависимость 3. О стиле нельзя сказать хорош он или плох, его можно оценить только в отношении эффективности определенной деятельности.

Вопросы к семинару 1 1.Предпосылки возникновения дифференциальной психологии как самостоятельной науки 2.Подходы в дифференциальной психологии 3.Методы дифференциальной психологии 4.Представления об индивидуальности в различных психологических школах 5.Традиции использования понятия «стиль»

МИНИ-КОНТРОЛЬНАЯ 1 1.Основателем дифференциальной психологии как науки принято считать: А) Е.П. Ильина Б) У. Штерна В) А. Анастази

2. Признаком типологизации является: А) наличие основания (например, тип нервной системы, преобладание жидкости в организме) Б) классификация людей по определенным (психологическим) признакам В) классификация черт личности

3.Если передо мной стоит задача выяснить, существует ли взаимосвязь между полом и уровнем речевой тревожности, то я буду использовать (2 варианта правильных): А) коэффициент корреляции Спирмена Б) точечный бисериальный коэффициент корреляции В) критерий Вилкоксона Г) критерий Манна-Уитни

4. Назовите вид различий, имеющий отношение к исследованию особенностей человека в разные периоды жизни: А) индивидуальные различия Б) групповые различия В) типологические различия

5. Назовите методы дифференциальной психологии, предполагающие вмешательство экспериментатора (2 вар.): А) экстероспективные Б) экспериментальные В) формирующие Г) идеографические