Автор Тихомирова Екатерина Дмитриевна, обучающаяся 7 А класса МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова Руководитель Скворцова Татьяна Николаевна Роль художественных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Что такое былина? 2. Кто такой эпический герой? 3. Какие циклы былин вы знаете, назовите героев этих циклов.
Advertisements

Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Былины - это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Образы богатырей, их необыкновенные.
Былины Былина как жанр фольклора Древнейший тип фольклорных произведений Ведут историю с 11 века Создание былин закончилось в 17 веке Активное их бытование.
На тему: «Былинные герои». -Алёша Попович и Тугарин Змеевич -Вольга и Микула Селянинович -Вольга и Микула Селянинович -Добрыня и ЗмейДобрыня и Змей -Илья.
Русские богатыри Работу выполнили ученицы 7 класса Рокина Евгения, Коржакова Элеонора, Дроменко Анна, Каштанова Ангелина.
Почему главные герои былин и картины В.М.Васнецова «Три богатыря» стали самыми известными богатырями русского эпоса Работу выполнил ученик 6 класса МБОУ.
Былины – источник знаний о Древней Руси.. План. Что такое былина. Былины о земле Русской. Враги Руси. Князь и дружина.
Исследовательская работа « Былина и былинные богатыри» Выполнила ученица 5класса Касьяновой Арины.
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Брегер Людмила Моисеевна, учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Брегер Л. М., 2007.
«Былины и былинные богатыри» Ученица: Виткалова Валерия 4 «В» класс МОУ «СОШ 15» Учитель: Циндяйкина С. А.
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
Герои былин Выполнила: Гессель Т.И.. Киев – мать городов русских.
1. Познакомить с жанром былины. 2. Дать представление об отличиях былины от сказки 3. Углубить представление об особенностях жанра былин. 4. Расширить.
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Понятие о былине. Былины и их исполнители. Былина«Вольга и Микула Селянович».
Мой любимый литературный герой - Илья Муромец
Презентации Былины
Транксрипт:

Автор Тихомирова Екатерина Дмитриевна, обучающаяся 7 А класса МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова Руководитель Скворцова Татьяна Николаевна Роль художественных средств в выражении средств в выражении мировоззрения народа

1.показать языковое богатство былин Киевского цикла; 2. определить роль художественных средств в былинах.

Эпитеты Эпитеты Сравнения Сравнения Метафоры Метафоры Обращения Обращения

Тексты былин Киевского цикла: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» «Илья Муромец и Калин-царь» «Илья Муромец и Идолище» «Три поездки Ильи Муромца» «Добрыня и Змей» «Алёша Попович и Тугарин-змей»

1 Героические, в центре которых герой- воин. Киевский цикл. 1 Героические, в центре которых герой- воин. Киевский цикл. 2 Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче). Новгородский цикл. 2 Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче). Новгородский цикл.

Название былинколичество обращенияметафорысравненияэпитеты «Илья Муромец и Соловей- Разбойник» «Илья Муромец и Калин-царь» «Илья Муромец и Идолище» «Три поездки Ильи Муромца» 91нет65 «Добрыня и Змей» «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»

К богатырям – защитникам земли Русской Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович К врагам земли Русской Соловей-разбойник, Калин-царь, Тугарин Змеёвич, Поганое Идолище, татары К князю Владимиру К второстепенным персонажам Мужички черниговские, конь богатыря, дочери Соловья-разбойника, зятья Словья-разбойника. Разбойнический атаман, разбойники королевна, посланник Калина-царя, «любима дочь» князя Владимира паробок Ильи Муромца, крёстный батюшка Ильи Муромца, 12 богатырей стрелочка калёная. Калика Иванищо, царь Константин Боголюбович. Матушка, голос с небес, Забава Пупятична, матушка сыра земля. Братец Яким Иванович, княгиня Апраксеевна.

К Илье Муромцу – «старый казак» - обращение постоянное, встречается даже в тех былинах, в которых рассказывается о подвигах ещё не старого богатыря. Положительное отношение к нему - это результат его деяний: «мужичища-деревенщина» (когда князь не верит ему) и «дородный добрый молодец», когда Илья Муромец показывает побеждённого врага. К Илье Муромцу – «старый казак» - обращение постоянное, встречается даже в тех былинах, в которых рассказывается о подвигах ещё не старого богатыря. Положительное отношение к нему - это результат его деяний: «мужичища-деревенщина» (когда князь не верит ему) и «дородный добрый молодец», когда Илья Муромец показывает побеждённого врага. К Добрыне Никитичу интересно обращение Змея: «Ах ты, вор, Добрынюшка Никитинец!» соседством обличающего слова «вор» и имени с уменьшительным суффиксом. Былины рассказывает русский человек, поэтому в обращении врага зафиксировано и его и народное отношение к богатырю - «Добрынюшка Никитенец». К Добрыне Никитичу интересно обращение Змея: «Ах ты, вор, Добрынюшка Никитинец!» соседством обличающего слова «вор» и имени с уменьшительным суффиксом. Былины рассказывает русский человек, поэтому в обращении врага зафиксировано и его и народное отношение к богатырю - «Добрынюшка Никитенец». К Алёше Поповичу « Алёша Попович млад» - «Попович» указывает на его происхождение – «сын старого попа соборского», «млад» - на возраст. Этот эпитет будет постоянно сопровождать обращение к этому богатырю, точно так же, как и эпитет «старый» по отношению к Илье Муромцу. К Алёше Поповичу « Алёша Попович млад» - «Попович» указывает на его происхождение – «сын старого попа соборского», «млад» - на возраст. Этот эпитет будет постоянно сопровождать обращение к этому богатырю, точно так же, как и эпитет «старый» по отношению к Илье Муромцу.

Обращение к врагу неизменно, оно содержит в себе, кроме указания, к кому обращаются, общенародную оценку: «Ай же ты собака да и Калин-царь!». Так к нему обращается не только Владимир-князь, Илья Муромец, но и сами татары, с небольшим добавлением «наш». Почему? Обращение к врагу неизменно, оно содержит в себе, кроме указания, к кому обращаются, общенародную оценку: «Ай же ты собака да и Калин-царь!». Так к нему обращается не только Владимир-князь, Илья Муромец, но и сами татары, с небольшим добавлением «наш». Почему? Встать на татарскую точку зрения для русского певца совершенно невозможно. Поэтому для него вполне естественно, чтобы татарский царь Калин обращался к своим подчиненным со словами: «Ай же вы, мои татары, /Ай же вы, мои поганые», а они к нему -«собака». Встать на татарскую точку зрения для русского певца совершенно невозможно. Поэтому для него вполне естественно, чтобы татарский царь Калин обращался к своим подчиненным со словами: «Ай же вы, мои татары, /Ай же вы, мои поганые», а они к нему -«собака». Татары могут быть только погаными, а царь их только «собака» для всех без исключения. Татары могут быть только погаными, а царь их только «собака» для всех без исключения.

Обращение к князю Владимиру: Обращение к князю Владимиру: «Ты Владимир-князь да стольне-киевской». Оценки обращение не несёт, есть только указание на статус. Форма обращения не меняется, кто бы ни обращался. Поступки князя Владимира не отражаются на обращении. Только в обращении дочери прибавляется ещё «батюшко» - указание на родство. «Ты Владимир-князь да стольне-киевской». Оценки обращение не несёт, есть только указание на статус. Форма обращения не меняется, кто бы ни обращался. Поступки князя Владимира не отражаются на обращении. Только в обращении дочери прибавляется ещё «батюшко» - указание на родство.

словообразовательные «Ай же мужички да вы черниговски; Ай же мужичищщо-деревенщина». словообразовательные «Ай же мужички да вы черниговски; Ай же мужичищщо-деревенщина». лексический повтор лексический повтор словосочетания, содержащие определение с эмоционально-оценочным значением «Ты удаленькой дородний добрый молодец»; «Ай ты славныя богатырь святорусьскии»; «Ай же мужевья наши любимыи». словосочетания, содержащие определение с эмоционально-оценочным значением «Ты удаленькой дородний добрый молодец»; «Ай ты славныя богатырь святорусьскии»; «Ай же мужевья наши любимыи». использование метафоры «Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок! / Что ты на корзни, собака, потыкаешься?»; «Засвищи- тко, Соловей, ты по-соловьему, / Закрычи-тко, собака, по- звериному». использование метафоры «Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок! / Что ты на корзни, собака, потыкаешься?»; «Засвищи- тко, Соловей, ты по-соловьему, / Закрычи-тко, собака, по- звериному». Всё это придаёт повествованию яркую эмоциональную окраску. Всё это придаёт повествованию яркую эмоциональную окраску.

Метафора в былинах редкое явление. Метафора в былинах редкое явление. Она используется только для выражения резкого негодования. Так, наступающий на Киев Калин именуется «собакой». Илья Муромец ругает своего коня, когда он отказывается перескочить через ров, «волчья сыть, травяной мешок». Она используется только для выражения резкого негодования. Так, наступающий на Киев Калин именуется «собакой». Илья Муромец ругает своего коня, когда он отказывается перескочить через ров, «волчья сыть, травяной мешок». Редкое применение метафоры объясняется тем, что герои и события, которые воспеваются в былинах, настолько высоки, совершенны и прекрасны, обладают сами по себе широким общенародным интересом, что не нуждаются ни в какой метафоричности. Редкое применение метафоры объясняется тем, что герои и события, которые воспеваются в былинах, настолько высоки, совершенны и прекрасны, обладают сами по себе широким общенародным интересом, что не нуждаются ни в какой метафоричности.

Несколько большее распространение, чем метафора, имеет сравнение. Оно нечто абстрактное превращает в конкретное. Несколько большее распространение, чем метафора, имеет сравнение. Оно нечто абстрактное превращает в конкретное. Небольшое количество сравнений объясняется тем, что вся система поэтической выразительности былин направлена не на сближение по сходству, а на дифференциацию по отличию. На этом принципе основано отрицательное сравнение. Небольшое количество сравнений объясняется тем, что вся система поэтической выразительности былин направлена не на сближение по сходству, а на дифференциацию по отличию. На этом принципе основано отрицательное сравнение. «Тут не грозна туча подымалася, /Тут не оболочко обкаталося:/ Подымался собака злодей Калин-царь» (отрицательное) «Тут не грозна туча подымалася, /Тут не оболочко обкаталося:/ Подымался собака злодей Калин-царь» (отрицательное) «Нагнано-то силушки черным-черно, /А й черным-черно, как черна ворона» (простое сравнение) «Нагнано-то силушки черным-черно, /А й черным-черно, как черна ворона» (простое сравнение)

Эпитет - одно из основных изобразительных средств эпоса. Эпитет выражает мировоззрение народа, его оценку окружающего. Эпитет - одно из основных изобразительных средств эпоса. Эпитет выражает мировоззрение народа, его оценку окружающего. Народ или любит, или ненавидит. Средних чувств в его поэзии нет. Эпос знает только или положительных героев, воплощающих высокие идеалы народа, или героев отрицательных врагов родины, захватчиков. Выразить эти чувства помогают оценочные эпитеты. Народ или любит, или ненавидит. Средних чувств в его поэзии нет. Эпос знает только или положительных героев, воплощающих высокие идеалы народа, или героев отрицательных врагов родины, захватчиков. Выразить эти чувства помогают оценочные эпитеты. Эпитет в устном творчестве легко становится постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица, собака Калин-царь) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не побеждают его (царь Калин «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру). Эпитет в устном творчестве легко становится постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица, собака Калин-царь) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не побеждают его (царь Калин «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру). Они выполняют функцию точного обозначения. Они выполняют функцию точного обозначения.

1. Ни одна былина не может обойтись без обращений. Они не только привлекают внимание того, к кому обращаются с речью, в них заложена и характеристика того, к кому обращаются, и отношение к нему. 1. Ни одна былина не может обойтись без обращений. Они не только привлекают внимание того, к кому обращаются с речью, в них заложена и характеристика того, к кому обращаются, и отношение к нему. 2. Больше всего в былинах эпитетов, богато и разнообразно их применение: 2. Больше всего в былинах эпитетов, богато и разнообразно их применение: выделение предмета из ему подобных; выделение предмета из ему подобных; точное и четкое обозначение предмета ; точное и четкое обозначение предмета ; создание ярких зрительных образов; создание ярких зрительных образов; выражение отношения народа к окружающему его миру. выражение отношения народа к окружающему его миру. 3. В былинах утверждается мысль о служении Руси, о совершении подвига во имя ее. 3. В былинах утверждается мысль о служении Руси, о совершении подвига во имя ее.