У ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ С ТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Б ЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕМА : «П ОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » Малышева Любовь Николаевна воспитатель МКДОУ.
Advertisements

Направления работы с кадрами с детьми с родителями.
Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ Воспитатель: Пшеничникова Т.Н.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Развитие познавательной активности детей в опытно- исследовательской деятельности Материал подготовила воспитатель первой квалификационной категории Абдулина.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
«Проектно-исследовательская деятельность как средство личностного и творческого развития дошкольников» Верина Анна Николаевна воспитатель МБДОУ 95 г. Мурманска.
сканирование0001
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.
Воспитатель I квалификационной категории. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 71»
Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап ( )
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА» средняя группа Воспитатели: Кравченко Л.Н. Семененко И.Д.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Звездочка» Детское экспериментирование - как средство.
Воспитатели: Позднякова Елена Евгеньевна Евсеева Надежда Викторовна.
Тема: «Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Автор Шалабаева Т.В. Воспитатель МДОУ Д/С 51 «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»
Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы» МДОУ « Центр развития ребенка – детский.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Транксрипт:

У ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ С ТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Б ЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 30 «О ДУВАНЧИК » Выполнила воспитатель: Азарова Татьяна Александровна.

П ЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ А ЗАРОВА Т АТЬЯНА А ЛЕКСАНДРОВНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 30 «О ДУВАНЧИК », КОТОРЫЙ РАСПОЛАГАЕТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ МИКРОРАЙОНА « М ОЛОДОГВАРДЕЕЦ ».

А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НЕОБХОДИМО ВКЛЮЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ДЕТИ СМОГЛИ БЫ ПОСТОЯННО ОБНАРУЖИВАТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Р ЕБЁНОК ЗАНИМАЕТСЯ ИМЕННО ПОЗНАНИЕМ МИРА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, ГДЕ ПРИРОДА ПОСТАВИЛА ПЕРЕД НИМ ЗАДАЧУ – ИЗУЧИТЬ И ЗАПОМНИТЬ СВОЙСТВА ВСЕХ ОБЪЕКТОВ, БЕЗ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ Ведущей педагогической идей опыта является утверждение, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности ребенка. Длительность работы над опытом. Работа над опытом проходила в течении трех лет: с сентября 2009 по май 2012, в средней,старшей и подготовительной к школе группах. I этап – аналитико – диагностический ( сентябрь октябрь 2009) II этап – практический – ( ноябрь 2009 – март 2012) III этап – обобщающий – ( апрель – май 2012) Новизна опыта заключается в том, что в процессе использования опытов и экспериментов была исследована и установлена тесная связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активностью, широким развитием интеллектуальных и творческих способностей детей

Ц ЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА Т. А. А ЗАРОВОЙ РАЗРАБОТАТЬ МАТЕРИАЛ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ : ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ИХ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫХ ВЗАИМОСВЯЗЯХ И ЗАВИСИМОСТЯХ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ. Изучив в программе «Детство» раздел «Ребенок открывает мир природы», воспитатель поставила перед собой задачи: 1.Обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы. (Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей). 2. Воспитывать добрые чувства, любопытство, переживания, связанные с красотой природы. 3. Развивать у детей навыки. 4. Сформировать алгоритм действий: цели; отбор исследовательских действий; умение выполнять экспериментальные действия; делать выводы.

В СВОЕМ ОПЫТЕ РАБОТЫ Т АТЬЯНА А ЛЕКСАНДРОВНА ПРИДЕРЖИВАЛАСЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕННОГО П ОДЬЯКОВЫМ Н.Н.: «Д ЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И ОДИН ИЗ ВИДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, С ДРУГОЙ ». Методы деятельности: - практические (опыты, эксперименты), - наглядные (модели, схемы и т.д.), - словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово). Ожидаемые результаты: У дошкольников развивается умение: - активно познавать окружающий мир, - действовать согласно алгоритму познания, - ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы, - доказательно объяснять полученный результат, - формируются предпосылки учебной деятельности. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и родителей. 2. Создание условий для детского экспериментирования дома. 3. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. 4. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. 5. Проведение ежедневных эвристических бесед. 6. Развитие параллельного взаимодействия в сферах: - воспитатель родитель; - воспитатель ребенок родитель. 7.Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов. 8. Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций. 9. Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

В ОСПИТАТЕЛЬ НАЧАЛ ЭТУ РАБОТУ С ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПОДБОРА ЛИТЕРАТУРЫ, УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

М АТЕРИАЛЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬ РАСПОЛОЖИЛА В УДОБНОМ ДЛЯ СВОБОДНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ МЕСТЕ В ДОСТУПНОМ КОЛИЧЕСТВЕ. В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Воспитатель наглядно показывает детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Опыты развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».

В СЕ ПРОЧНО И НАДОЛГО УСВАИВАЕТСЯ, КОГДА РЕБЕНОК СЛЫШИТ, ВИДИТ И ДЕЛАЕТ САМ. Вот на этом и основано было активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждении «Одуванчик». Экспериментирование высту пает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, а также одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

В ОСПИТАТЕЛЬ ТЕСНО СВЯЗАЛ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ВСЕМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С ТАКИМИ, КАК НАБЛЮДЕНИЕ И ТРУД. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Н О НАБЛЮДЕНИЕ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ И БЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТА. Н АПРИМЕР : ПЕРИОДИЧЕСКИ ПРОВОДИЛОСЬ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ, КОТОРЫЕ НЕ СВЯЗАНЫ С ЭКСПЕРИМЕНТОМ, ПОСКОЛЬКУ ПРОЦЕСС РАЗВИВАЕТСЯ БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Р ЕБЯТА ПРИОБЩАЮТСЯ К ПРИРОДЕ И С ПОМОЩЬЮ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ГРУППЕ РЕГУЛЯРНО ОТМЕЧАЮТ СОСТОЯНИЕ ПОГОДЫ В КАЛЕНДАРЕ.

К АК ПОКАЗЫВАЕТ ПРАКТИКА, ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ, ЗАПОМИНАЮТСЯ НАДОЛГО. Эксперимент "Песочный конус" Эксперимент 2. "Свойства мокрого песка"

Э КСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ. Лёд – твёрдая вода. Цветные льдинки. Вода необходима растениям

Э КСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С КАМНЯМИ. Опыт 1. - Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает. Опыт 2. Рассмотрите камни через лупу и отметьте в тетради, в таблице, какого цвета ваш камень.(дети делают зарисовки цветными карандашами).

Н И ОДНУ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ЗАДАЧУ НЕЛЬЗЯ РЕШИТЬ БЕЗ КОНТАКТА С СЕМЬЕЙ И ПОЛНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ. И РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАТЬ, ЧТО ОНИ ВОСПИТЫВАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ. К АЖДАЯ МИНУТА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ОБОГАЩАЕТ ЕГО, ФОРМИРУЕТ ЕГО ЛИЧНОСТЬ. Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия: 1. Собрание Мы – будущие исследователи; 2. Составлены рекомендации: - Как помочь маленькому почемучке; - Ребенок - маленький исследователь; - Игротека маленького исследователя; - Техника безопасности на кухне; - Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло; - Игры и наблюдения, поощряющие экспериментирование Воспитатель проводила вечера вопросов и ответов, создала специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о деятельности с детьми и советы родителям. Родителям были даны советы, что для подготовки ребенка к исследованиям вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий. Для простейших опытов с детьми достаточно обычных предметов, которые есть в доме у каждого: лупа, линейка, рулетка, транспортер, микроскоп, весы, фонарик, градусник, бинокль, барометр, часы.

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ПЕРИОД ВРЕМЕНИ С 2009 ПО 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД В ДИАГРАММЕ. 1 - ИГРА 2 - ЧТЕНИЕ КНИГ 3 - ИЗО 4 - ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИ РОВАНИЕ 5 - ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ 6 -КОНСТРУИРО ВАНИЕ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ВЫВОД: - В ОЗРОСШИЙ ИНТЕРЕС К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 27 % К ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ГОВОРИТ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАННОЙ МЕТОДИКИ РАБОТЫ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ. Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. По результатам проведенного обследования я выявила, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: - повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); - повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); - личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); - знания детей о неживой природе; - психологическая готовность к школе; - повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности. 1.Предполагаемая система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира. 2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности, и. как следствие, успешно подготовить его к школе. 3. Родителям был предоставлен материал для развития познавательной активности детей.