ТПУ Характер в структуре личности Лекция Лекция Преп. Федорчук Л.С. 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
Advertisements

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Темперамент и характер.. Ключевые вопросы: Понятие о темпераменте и его типах Понятие о темпераменте и его типах Характер, его природа и структура. Характер,
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом обнаруживается избирательная уязвимость.
Характер Понятие о характере. Структура характера. Способы изучения. Как сформировать характер у ребенка, как изменить привычки у взрослых.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Обществознание. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Учёт особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Подготовила педагог-психолог МОУ»СОШ 1»г. Емва – Субботина К. В.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Общее представление о личности индивид ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа 10» Взаимосвязь акцентуаций характера с девиантным поведением подростков.
Транксрипт:

ТПУ Характер в структуре личности Лекция Лекция Преп. Федорчук Л.С. 2013

Содержание 1. Научное понятие характера 1. Научное понятие характера 2.Психоаналитическая теория З.Фрейда. 2.Психоаналитическая теория З.Фрейда. 3.Типология характера К.Хорни. 3.Типология характера К.Хорни. 4.Типология характера Э.Фромма. 4.Типология характера Э.Фромма. 5.Клинические типологии характера 5.Клинические типологии характера 6.Проблемы формирования характера 6.Проблемы формирования характера 7.Вопрсы для размышления. 7.Вопрсы для размышления.

«Характер» ( от греч. Character-печать, чеканка, черта, особенность) - совокупность индивидуальных. устойчивых психических свойств личности, складывающихся в деятельности и общении и проявляющихся в типичных для данного человека способе действий и формах поведения. «Характер» ( от греч. Character-печать, чеканка, черта, особенность) - совокупность индивидуальных. устойчивых психических свойств личности, складывающихся в деятельности и общении и проявляющихся в типичных для данного человека способе действий и формах поведения.

Понятие «личность» шире понятия «характер». Понятие «личность» шире понятия «характер». В характере личность проявляется не только в том, что она делает, но и в том, как она это делает. В характере личность проявляется не только в том, что она делает, но и в том, как она это делает. Личность определяет Личность определяет стратегию действий, стратегию действий, характер – тактику: характер – тактику: - своеобразие, протекание отдельных психических актов, состояний; - своеобразие, протекание отдельных психических актов, состояний; - свойственные человеку эмоциональные переживания; - свойственные человеку эмоциональные переживания; - привычные способы реагирования; - привычные способы реагирования; - систему отношений с окружающим миром, действительностью; - систему отношений с окружающим миром, действительностью; - стиль поведения и образ жизни. - стиль поведения и образ жизни.

1.В каждом характере присутствует неповторимость индивидуального опыта, жизненного пути, психологической судьбы. 1.В каждом характере присутствует неповторимость индивидуального опыта, жизненного пути, психологической судьбы. 2. В каждом характере имеют место типичные обстоятельства жизни, общие для многих социальные условия. 2. В каждом характере имеют место типичные обстоятельства жизни, общие для многих социальные условия. 3.Это говорит о биологических и общественных предпосылках и факторах становления характера. 3.Это говорит о биологических и общественных предпосылках и факторах становления характера.

Физиологическую основу характера составляет динамический стереотип – система условных рефлексов (И.П.Павлов ), образующихся в ответ на повторяющиеся, взаимосвязанные условные раздражители. Физиологическую основу характера составляет динамический стереотип – система условных рефлексов (И.П.Павлов ), образующихся в ответ на повторяющиеся, взаимосвязанные условные раздражители. Динамический стереотип определяется ситуацией и обстановкой, что обуславливает вариативность способов поведения. Динамический стереотип определяется ситуацией и обстановкой, что обуславливает вариативность способов поведения. И. П. Павлов ( )

Ведущую роль в формировании характера играют формы социальных (межличностных) взаимоотношений. Ведущую роль в формировании характера играют формы социальных (межличностных) взаимоотношений. Характер - результат взаимодействия наследственных задатков (зачатков способностей, наклонностей) и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности, ее социализации, обучения и воспитания. Характер - результат взаимодействия наследственных задатков (зачатков способностей, наклонностей) и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности, ее социализации, обучения и воспитания. Характер может маскироваться посредством освоенных субъектом способов социально ожидаемого поведения. Характер может маскироваться посредством освоенных субъектом способов социально ожидаемого поведения. В экстремальных условиях наиболее существенные черты характера проявляются вопреки обстоятельствам. В экстремальных условиях наиболее существенные черты характера проявляются вопреки обстоятельствам.

Отдельные черты характера, отмечаемые в повседневной жизни, группируются в соответствии с системой отношения человека к действительности. Отдельные черты характера, отмечаемые в повседневной жизни, группируются в соответствии с системой отношения человека к действительности. 1. По отношению к другим людям: общительность, замкнутость, тактичность, грубость, искренность, лживость. 1. По отношению к другим людям: общительность, замкнутость, тактичность, грубость, искренность, лживость. 2.По отношению к деятельности (труду): ответственность, недобросовестность, трудолюбие, леность. 2.По отношению к деятельности (труду): ответственность, недобросовестность, трудолюбие, леность. 3.По отношение к объектам и к собственности: аккуратность, небрежность, бережливость, расточительность, щедрость, скупость. 3.По отношение к объектам и к собственности: аккуратность, небрежность, бережливость, расточительность, щедрость, скупость. 4.По отношению к самому себе: самоуверенность, самокритичность, эгоцентризм и др. 4.По отношению к самому себе: самоуверенность, самокритичность, эгоцентризм и др.

С.Л.Рубинштейн: «Темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью». Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев: «Темперамент – это «природная предпосылка» или «динамическая основа» характера»

Теории характера В 20 веке сложился комплекс психологических теорий характера: В 20 веке сложился комплекс психологических теорий характера: - структурные; - структурные; - морфологические (конституциональные); - морфологические (конституциональные); - психоаналитические; - психоаналитические; - неофрейдистские; - неофрейдистские; - психиатрические. - психиатрические.

Психоаналитическая теория З.Фрейда Психоаналитическая теория З.Фрейда Основание для классификации характера – фиксация субъекта на определенном способе удовлетворения, присущем стадии психосексуального развития. Основание для классификации характера – фиксация субъекта на определенном способе удовлетворения, присущем стадии психосексуального развития. Прегенитальные – незрелые, генитальные - зрелые. Прегенитальные – незрелые, генитальные - зрелые. Оральный – способ удовлетворения и адаптации, содержащий элементы оральной фиксации раннего детства: зависимость от других в сохранении самоуважения; пассивное ожидание внешней поддержки. Оральный – способ удовлетворения и адаптации, содержащий элементы оральной фиксации раннего детства: зависимость от других в сохранении самоуважения; пассивное ожидание внешней поддержки. Рот выполняет дефицитарную функцию связи с окружающим миром. Рот выполняет дефицитарную функцию связи с окружающим миром. Недостаток любви компенсируется чревоугодием, как следствие инфантильной ассоциации безопасности и комфорта, связанных с кормлением. Особенности: 1.Неумеренное питание – способ избегания депрессивного состояния. 2.Оральная озабоченность разрешается посредством выпивки спиртного, курения 3.Пассивно-зависимая ориентация в жизни, постоянное ожидание удовлетворения.Присасываются к окружающим, подобно вампиры.

Психоаналитическая теория З.Фрейда Анальный характер - связан с анальной фиксацией. Формируется в результате конфликтов, возникающих при обучении ребенка культуре отправлений кишечника. Ребенок радует или досаждает родителям степенью своей чистоплотности, что становится приемом манипуляции, которая становится центральной чертой. Черты: педантизм, аккуратность, скупость, бережливость, упрямство, подчеркнутая аккуратность, раздражительность. Черты: педантизм, аккуратность, скупость, бережливость, упрямство, подчеркнутая аккуратность, раздражительность. Упрямство – пассивное выражение агрессии, сформировано как отказ совершать физиологические отправления в соответствии с требованиями родителей. Упрямство – пассивное выражение агрессии, сформировано как отказ совершать физиологические отправления в соответствии с требованиями родителей.

Психоаналитическая теория З.Фрейда Уретральный - конфликт, связанный с опорожнением мочевого пузыря. Черты: склонность к соперничеству, честолюбие, как компенсаторные реакции на подавленное чувство стыда. Черты: склонность к соперничеству, честолюбие, как компенсаторные реакции на подавленное чувство стыда. Фаллический (страх кастрации, страх потерять невинность). Черты: беспечный, решительный, самоуверенный, вызывающее поведение как реакция на преодоленный в детстве страх кастрации. Черты: беспечный, решительный, самоуверенный, вызывающее поведение как реакция на преодоленный в детстве страх кастрации. Генитальный (зрелый характер) – связан со способностью к достижению генитального оргазма. Обладает способностью устанавливать продуктивные, партнерские отношения с людьми. Кроме того получили описание характеры: фобический, циклоидный, истерический и др.

Типология К. Хорни В работах « Невротическая личность нашего времени», «Наши внутренние конфликты » Хорни описала человеческие характеры, соответствующие трем базовым ориентациям в отношениях с другими людьми. А) Уступчивый - ориентация на людей, движение к людям, порождающая зависимость и беспомощность Кредо: «Если я уступлю, меня не тронут». Б) Обособленный -ориентация от людей, формирование защитной установки : мне всё - равно. Кредо: «Самая безопасная позиция – отстраненность. В) Враждебный - ориентация против людей, враждебность, стремление к доминированию, эксплуатации других. Кредо: «Безопасность – это власть».

Типология Э.Фромма Э.Фромм разработал понятие «социальный характер», понимаемый как сумма личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Выделено два класса характеров: продуктивные и непродуктивные. А) Рецептивный тип - пассивность, зависимость, поиск одобрения, поддержки, убежденность в том, что все необходимое для полноценной жизни можно получить от других. Б) Эксплуатирующий тип - стремится достичь поставленные цели за счет использования других людей, манипулируя ими. Эгоцентричен, не склонен к творчеству.

Типология Э.Фромма В)Накопительный тип - решает жизненные проблемы проблемы путём накопления материальных и других благ. Тяготеет к прошлому, страшится нового, консерватор, ригидный, подозрительный. В)Накопительный тип - решает жизненные проблемы проблемы путём накопления материальных и других благ. Тяготеет к прошлому, страшится нового, консерватор, ригидный, подозрительный. Г) Рыночный - отношение ко всему и к личности как к товару. Стремится к внешней привлекательности. Контакты с людьми поверхностны. «Я такой, каким вы хотите меня видеть». Это продукт рыночного капиталистическогообщества. Д) Продуктивный тип – независимый, творческий, социально активный, способный к безусловной любв и созиданию.

Клинические классификации Клинические классификации Психиатрические, клинические классификации (К.Леонгард, А,Е,Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или акцентуированных черт. Психиатрические, клинические классификации (К.Леонгард, А,Е,Личко) строятся по принципу выделения заостренных, предельно выраженных или акцентуированных черт. Акцентуация – значительное усиление отдельных черт, крайние варианты нормы, граничащие с дисфункциями характера - психопатиями. Акцентуация – значительное усиление отдельных черт, крайние варианты нормы, граничащие с дисфункциями характера - психопатиями. Гипертимный тип (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики) Гипертимный тип (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики) Дистимный тип (низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение) Дистимный тип (низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение) Циклоидный тип (частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми) Циклоидный тип (частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми) Астенический тип (быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, ипохондрии) Астенический тип (быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, ипохондрии) Лабильный тип (резкая смена настроения) Лабильный тип (резкая смена настроения)

Клинические классификации Сенситивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство неполноценности. Сенситивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство неполноценности. Психастенический тип - тревожность, мнительность, нерешительность, сомнения, самоанализ. Психастенический тип - тревожность, мнительность, нерешительность, сомнения, самоанализ. Шизоидный тип - осторожность, замкнутость, холодность. Шизоидный тип - осторожность, замкнутость, холодность. Эпилептоидный тип - агрессивность, конфликтность, злобно-тоскливое настроение. Эпилептоидный тип - агрессивность, конфликтность, злобно-тоскливое настроение. Паранойяльный (застревающий) тип - подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность. Паранойяльный (застревающий) тип - подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность. Демонстративный (истероидный) тип – лживость, притворство, авантюризм, привлечение внимания. Демонстративный (истероидный) тип – лживость, притворство, авантюризм, привлечение внимания. Неустойчивый тип - склонность поддаваться чужому влиянию. Неустойчивый тип - склонность поддаваться чужому влиянию. Конформный тип – подчиненность, зависимость от других, консерватизм, недостаток критичности. Конформный тип – подчиненность, зависимость от других, консерватизм, недостаток критичности.

Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить её к психическим расстройствам будет неправильно. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить её к психическим расстройствам будет неправильно.расстройство личности психическим расстройствамрасстройство личности психическим расстройствам

Проблемы формирования характера Проблемы формирования характера С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. В связи с этим в психологии обсуждаются две проблемы: С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. В связи с этим в психологии обсуждаются две проблемы: 1) наследственность и приобретенность черт характера; 1) наследственность и приобретенность черт характера; 2) временные рамки формирования характера. 2) временные рамки формирования характера

Первая проблема. Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях средовых воздействий. Первая проблема. Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях средовых воздействий. Здесь степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Здесь степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Генотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии). Генотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии). При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться. При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться.

Вторая проблема -- это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера отмечаются в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Вторая проблема -- это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера отмечаются в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные -эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные -эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица). Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).

В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость; положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость; отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми (школьными друзьями и учителями). Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми (школьными друзьями и учителями).

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте. Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности. Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности. К окончанию школы (к 18 годам) характер фактически сформирован. К окончанию школы (к 18 годам) характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Вывод Характер в жизни человека является очень важным элементом. По нему можно установить личность человека. Характер в жизни человека является очень важным элементом. По нему можно установить личность человека. Но он - лишь одна из сторон, но не вся личность. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека.

Литература Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», Размещено на