Развитие логических операций мышления в младшем дошкольном возрасте с использованием блоков Дьенеша КУРСОВАЯ РАБОТА Выполнила: Ткаченко Екатерина Павловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Блоки Дьенеша. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные,
Advertisements

Презентация. Технология развивающих игр, направленная на развитие логического мышления дошкольников МДОУ «Детский сад 6 «Медвежонок» г. Ртищево Саратовской.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для.
Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша с логическими блоками Дьенеша Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 208 Центрального.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста. Подготовила: Старший воспитатель Трошкина.
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста.
Использование логических блоков Дьенеша Народная пословица гласит: «Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Использование логических.
Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Подготовила : Доронина Наталья Владимировна Муниципальное.
Интеллектуальное развитие дошкольников Воспитатель: Мостовая Ю.Н.
«Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Средняя группа МБДОУ ДС КВ 34 пгт. Афипский Воспитатель: Петренко Л.А.
С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные.
Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 – года жизни». Родительское собрание.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»п.Ванино Хабаровского края Воспитатель: Крафт Маргарита Александровна.
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Разгайлова Е. А. Воспитатель МБДОУ 6 Первая квалификационная категория.
Метод моделирования как способ обучения дошкольников математики Воспитатель МБДОУ д/с 17«Рождественский» Краснихина Екатерина Игоревна.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Транксрипт:

Развитие логических операций мышления в младшем дошкольном возрасте с использованием блоков Дьенеша КУРСОВАЯ РАБОТА Выполнила: Ткаченко Екатерина Павловна Специальность Дошкольное образование Курс III, группа 330 Форма обучения: заочная Руководитель: Чабан Татьяна Леонидовна

Логика исследования ЦЕЛЬ: выявить возможности использования блоков Дьенеша для развития логических операций мышления ОБЪЕКТ: операции мышления в младшем дошкольном возрасте ПРЕДМЕТ: приемы развития логических операций мышления в младшем дошкольном возрасте ЗАДАЧИ: На основании изучения литературы раскрыть понятия логических операций мышления и их значение для развития личности в дошкольном возрасте. Дать характеристику комплекта логических блоков Дьенеша и показать его развивающие возможности на основе анализа систем работы, предлагаемых в методической литературе На основе проведенной диагностики отобрать игры и упражнения с блоками для развития логических операций мышления у детей 3-4 лет Проанализировать и обобщить полученные результаты, составить план работы по использованию логических блоков Дьенеша для развития логических операций мышления для младшего и среднего возраста Для решения поставленных задач применялся методы исследования: изучение психологической, педагогической, научно-методической литературы, обобщение, анализ педагогического опыта; моделирование наблюдение

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития мышления младших дошкольников 1.1.Логические операции мышления Характеристика логических операций мышления Особенности освоения логических операций мышления в дошкольном возрасте Характеристика комплекта логических блоков Дьенеша, его развивающие возможности 1.3. Опыт использования логических блоков Дьенеша в образовательном процессе для развития логических операций мышления в дошкольном возрасте в работах Е.А.Носовой О.В.Пустовойт О.А.Степановой. Глава 2. Описание практической работы по использованию блоков Дьенеша для развития логических операций мышления в младшем дошкольном возрасте 2.1. Условия проведения практической работы Диагностика уровня развития логических операций мышления Рекомендации по использованию блоков Дьенеша для развития логических операций мышления. Выводы Список литературы Приложение. (Диагностические материалы. Задания для младших дошкольников)

Задача 1: на основании изучения литературы раскрыть понятия логических операций мышления и их значение для развития личности в дошкольном возрасте. Краткая характеристика логических операций, доступных для детей 3-4 лет. Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам. Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. Синтез – можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др. Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др. Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия: 1. выделение общего признака – основание классификации; 2. деление на классы по основанию классификации. Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Задача 2: дать характеристику комплекта логических блоков Дьенеша и показать его развивающие возможности Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. цветом - красные, желтые, синие; 3. размером-большие и маленькие; 4. толщиной-толстые и тонкие. Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в см) следующие:

Толстые блоки должны быть толще тонких, по крайней мере, в два раза. Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов одинаковая толщина всех фигур. Размеры фигур примерно такие: В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно- игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

АЛЬБОМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

Формы организации работы с логическими блоками Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм Рассели жильцов, Найди место фигуре); в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками. Почта - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места. Вне образовательных областях, в предметно-развивающей среде (изо- деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Задачи по развитию логических операций 1.Развивать умения выявлять в пределах от 1 до 4- х свойств, абстрагирование одних от других, сравнивать по свойствам Найди блоки, такие же как этот по цвету. Найди блоки, такие же как этот по форме. Найди блоки, такие же как этот по размеру. Найди блоки, такие же как этот по толщине. 3. Развивать умения классифицировать и обобщать по 1-2 свойствам Подбери ключ к замку (цвет, форма, размер) 2. Развивать умения составлять силуэт по схеме изображения, формируются логические операции анализ и синтез 4. Развивать умения выполнять действия по алгоритму и пояснять последствие действий

Задача 3: на основе проведенной диагностики отобрать игры и упражнения с блоками для развития логических операций мышления у детей 3-4 лет. (МБОДУ 5 «Родничок» г. Енисейск, 2-ая младшая группа)

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ п/п Задания для детей 1Поиграй (набор сюжетных игрушек) 2Коробка форм 3Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную) 4Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера) 5Сложи разрезную картинку (из трех частей) 6 Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой) 7Найди пару (сравнение картинок) 8Построй из кубиков 9Нарисуй 10Сюжетные картинки

Результаты диагностики познавательного развития обследования детей дошкольного возраста 3-4 лет октябрь 2013 апрель 2014

Результаты диагностики познавательного развития обследования детей дошкольного возраста 3-4 лет Первую группу (1012 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. Во вторую группу (1323 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений. Третью группу (2433 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. Четвертую группу (3440 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно оправляются с предложенными заданиями.

Игры для младшего дошкольного возраста

Угощение для медвежат. Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша. Цель игры: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» подведение к пониманию отрицания свойств. Описание игры: 1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д.

Задача 4: проанализировать и обобщить полученные результаты, составить план работы по использованию логических блоков Дьенеша для развития логических операций мышления для младшего и среднего возраста Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Игры с блоками Дьенеша доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др

Перспективный план работы над методической темой: «Создание системы дидактических игр, используя блоки Дьенеша, направленных на развитие логического мышления» Младший дошкольный возраст Месяцы Программные задачи Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми Развивающая среда Работа с родителями 1 кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная), группировка их по цвету, величине, форме; цвету и форме. - Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества. - Группировка предметов по цвету. - Освоение умений группировать геометрические фигуры. Дидактические игры: «Паровозик»- «Рассели жильцов»- упрощенные варианты. «Как изменилась фигура?» - «Раздели фигуры» - Блоки Дьенеша; - «Домик для блоков»; Игрушки. Оснащение уголка для родителей специальной литературой.

Перспективный план работы над темой: «Создание системы дидактических игр, использую блоки Дьенеша, направленных на развитие логического мышления» Средний дошкольный возраст месяцыПрограммные задачи Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми Развивающа я среда Работа с родите лями 1 квартал Сентябрь Октябрь Ноябрь - Выделение одновременно двух свойств фигур (форма и цвет; цвет и форма, размер и цвет) - Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине; составление упорядоченных рядов (5-7 предметов) - Количественный и порядковый счет. - Развитие умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать. - Развитие умения решать логические задачи. Дидактические игры: -«Паровозик» - «Улитка» - «Хоровод» - «Раздели фигуры» Игра «Сложи узор» - Блоки Дьенеша; - Игровое поле с изображение м спирали для игры «Улитка»; - Игрушки Оснащение уголка для родителей специальной литературой

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ