Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила ученица 11Т класса Юрьева Евгения. (А.Ахматова)
Advertisements

Поэма «Реквием» Провела учитель литературы Беськаева Елена Алексеевна.
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына». Материал подготовила Морозова Н.Т.
А.А.Ахматова «Реквием» ( ) Смысл заглавия: 1.Заупокойная месса, посвященная памяти усопшего. 2.Католическое богослужение по умершим 3. Траурное.
(А.Ахматова) Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею поэмы «Реквием», посвященной годам «большого террора»
Анна Ахматова «Реквием» Композиция. Лирическое и эпическое в поэме.Крестный путь русского народа в поэме.,,
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею.
Урок – конференция. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» - памятник погибшим во время репрессий.
Тема урока:Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой Реквием урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 с. Белая Глина.
Лист готовности. 5 баллов – хочу знать, могу знать, делать, решать; 4 балла – я готов к работе; 3 балла – я не очень хорошо себя чувствую на уроке, мне.
Анна Ахматова. Штрихи к портрету. Поэма «Реквием».
ТВОРЧЕСТВО АННЫ АНДРЕЕВНЫ Анна Андреевна Ахматова впервые вышла в печать в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам ( сборники « Вечер », 1912, « Чётки.
Ахматова- голос эпохи.. «Anno Domini» (лето господне) «Подорожник» Ахматова: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые.
Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» п.Первомайский.
Урок литературы 11 класс на тему « Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Закуевой Ирины Абузедовны МОУ СОШ.
Урок литературы в 11 классе Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Урок литературы. 11 класс. Тема Учитель Филоксёнова Т.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 »
Транксрипт:

Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного текста, отмечать характерные стилевые и языковые особенности; Определить их значение для раскрытия смысла каждой главы Композитор Паганини Концерт 4 Allegro о

* * * Художник А.Зверев

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был. А.А.Ахматова

Анна Ахматова Реквием* «Реквием» долгие годы жил в памяти Ахматовой и её близких друзей; лишь в конце 1950-х она решилась записать его. В России впервые опубликован в 1988 году. Эпиграф вводит лирическую тему: Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Вместо Предисловия переносит в тюремную очередь Ленинграда 1930-х годов. Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своём горе, Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»Многочисленные вариации похожих мотивов напоминают музыкальные. Время остановилось. Появляется библейский образ звезды из Апокалипсиса. Распятие смысловой и эмоциональный центр произведения. Эпилог звучит торжественным гимном, памятником в слове всем – и мёртвым, и живым Из Посвящения: Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска… Из Вступления: Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла… Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне… Из Распятия: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Из Эпилога: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной Под красною, ослепшею стеною… РЕКВИЕМ*траурное музыкальное произведение Композитор В.- А. Моцарт Реквием

Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был" (А.Ахматова)

Вместо предисловия «Там одна из женщин «спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И я сказала: Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

Посвящение ( « Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге? Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный свой привет» Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Почему А.Ахматова использует апокалипсическую картину? С какой целью поэтесса включила в свой текст цитату из Пушкина «каторжные норы» ? Какое местоимение использует здесь автор?

Задание 1 Выпишите эпитеты: Скрежет (какой?) Шаги (какие?) Столица (какая?) Двух лет (каких?) Отметьте сравнения: Там встречались… Словно… Какое настроение они создают?

Вступление Какие черты эпохи описывает Ахматова? Какая Родина изображена?

Вступление Какие события описаны в I части ? Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Какова роль христианских мотивов?

- Композитор Паганини Концерт 4 Allegro

Вступление II Вступление II «Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне». Какой цвет здесь использован? Почему? Как проявляется категория времени и пространства в «Реквиеме»?

Вступление III Вступление III ««Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла...»

Вступление IV К кому обращены слова IV ч.? Что же происходит с героиней?

Вступление V ч. VI ч Как меняется образ женщины? Почему? Выделите глаголы. Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов ?

Приговор ПочемуVIIч. озаглавлена«Приговор»? И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.

VIIIч. К смерти Как звучит мотив смерти в поэме? Глава IX Как меняется образ героини в этой главе?

Глава X Распятие С чем связано название этой главы? Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова? Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери?

Задание 2 Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, перечитав 1ч. «Эпилога» Лица (что делают?)… Щёки … Веки … Волосы … Выражение лица (улыбка, смех) Это конкретный портрет или обобщённый?

Эпилог Какие звуки мы слышим в финале поэмы? Как раскрывается образ матери в «Эпилоге»? Как развивается тема Памятника во 2 ч.? Никогда, ни в русской, ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.

Как связан эпиграф с содержанием поэмы? Каков смысл эпиграфа? Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г. С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»

Анна Ахматова … Читает автор

Домашнее задание: Сочинение по теме: «Эпоха, изображённая в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Наизусть стихотворение М.Цветаевой

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ