КОМПАНИЯ «Р.О.С.Т.У.» Развитие. Оптимизация. Стратегия. Технологии Управления ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ – ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО, БЮДЖЕТНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Advertisements

Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Заместитель председателя бюджетного комитета Департамента финансов Томской области -начальник отдела бюджетной политики Е.В. Овчинникова Департамент финансов.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
Министерство регионального развития Российской Федерации О мерах по реализации Федерального закона от 2 декабря 2013 г. 349-ФЗ «О федеральном бюджете на.
БЮДЖЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМАБИС-СБОР КОМПАНИЯ Р.О.С.Т.У. РАЗВИТИЕ. ОПТИМИЗАЦИЯ. СТРАТЕГИЯ. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ » Первый заместитель Генерального.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
Нормативное регулирование стратегического планирования в Волгоградской области Комитет экономики Волгоградской области Попова Мария Юрьевна.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
Конкурс инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации по программам Фонда на годы в помощь специалистам органов исполнительной.
Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ «ПРОГРАММНОГО» БЮДЖЕТА ОПЫТ АВТОМАТИЗАЦИИ.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
Транксрипт:

КОМПАНИЯ «Р.О.С.Т.У.» Развитие. Оптимизация. Стратегия. Технологии Управления ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ – ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО, БЮДЖЕТНОГО И ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИОГВ Докладчик: Куратор проекта, 1-й зам. Генерального директора «Р.О.С.Т.У.» Татьяна О. Бабий 1

2 КОМПАНИЯ «Р.О.С.Т.У.» Внедрение управленческих решений в сфере результативно-ориентированного управления в органах власти Консалтинговая поддержка органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Комплексные решения в сфере управления общественными финансами и экономикой на основе автоматизированных информационных систем

3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ Стратегия СЭР (цели, показатели) Бюджет (финансовое обеспечение) «ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ (ПП ГП, ВЦП, ОМ)

4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание прозрачной среды планирования, мониторинга и контроля, и оценки результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области Оптимизация бюджетных расходов ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Внедрение государственных программ в процессы стратегического, бюджетного и программно-целевого планирования деятельности органов государственной власти Томской области Внедрение механизмов мониторинга и контроля за реализацией государственных программ Томской области Внедрение механизмов оценки эффективности государственных программ Томской области Создание единой информационной базы для формирования государственных программ, планирования «программного» бюджета Томской области, проведения мониторинга и оценки эффективности ГП

УКРУПНЕННЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА Анализ имеющейся нормативно-правовой базы для перехода на формирование областного бюджета по программно-целевому принципу на основе ГП Подготовка предложений (рекомендаций) по изменению НПА Формирование совместно с "пилотным" ГРБС проекта ГП Томской обл. Формирование совместно с "пилотным" ГРБС проекта ГП Томской обл. Методологическое консультирование ГРБС Обучение пользователей работе в АС Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Формирование в АС предварительных объемов БА Формирование в АС предложений о разработке ГП Этап 1 «Планирование»

УКРУПНЕННЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА Согласование в АС предложений о разработке ГП Формирование в АС обоснований бюджетных ассигнований Формирование в АС проектов ГП Формирование в АС предварительных объемов БА на бюджетные инвестиции Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Формирование (корректировка) в АС предельных объемов БА (по итогам Бюджетной комиссии) Распределение в АС БА в разрезе ГП по разделам, подразделам, ЦС и ВР Август 2014 Этап 1 «Планирование» Доработка и согласование в АС проекта ГП

УКРУПНЕННЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА Утверждение в АС проекта ГП Формирование приложений к закону о бюджетеФормирование приложений к закону о бюджете Формирование приложений к закону о бюджетеФормирование приложений к закону о бюджете Август 2014Сентябрь 2014Октябрь 2014Ноябрь 2014 Интеграция с системой "АЦК- Финансы" Январь 2015 Разработка проектов НПА по мониторингу реализации и оценке эффективности ГП Формирование в АС данных мониторинга реализации ГП Февраль 2015 Апрель 2015 Март 2016 Этап 2 «Мониторинг и оценка эффективности» Проведение с использованием АС оценки эффективности ГП Этап 1 «Планирование» Формирование приложений к Закону о бюджете

8 Планируемые результатыОценка результатов Стратегия развития Томской области связана с тактикой достижения – фактической деятельностью ИОГВ Томской области Все стратегические цели СЭР ТО связаны с целями ИОГВ ТО Цели ИОГВ ТО связаны с мероприятиями целевых программ Обеспечена координация процессов стратегического и бюджетного планирования По всем целям СЭР сформированы ГП ТО. Обеспечен полномасштабный переход на «программный бюджет» Бюджет Томской области на гг. сформирован на основе ГП. Доля программных расходов бюджета в общем объеме расходов - не менее 95% Каждый бюджетный рубль нацелен на конечный результат Все «программные» расходы связаны с целями и показателями деятельности ИОГВ Создана прозрачная система сфер ответственности ИОГВ Томской области при реализации целей и задач Томской области По каждой ГП определены ответственный исполнитель, по каждой ПП ГП – соисполнитель Внедрены механизмы контроля за реализацией ГП и оценки эффективности ГП Проведена оценка эффективности ГП и сформирован рейтинг эффективности ГП ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

9 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ ТЕКУЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯВНЕДРЯЕМАЯ МЕТОДОЛОГИЯ Отсутствие однозначной взаимосвязи целевых программ и задач Стратегии СЭР (нет четкого понимания, какую задачу СЭР реализует ГП (ДЦП) или ВЦП) Взаимосвязь между Стратегией развития Томской области до 2020 года, государственными программами и «программным» бюджетом ТО Отсутствие четкой взаимосвязи элементов системы целеполагания и инструментов реализации. Одна цель - несколько программных инструментов Взаимосвязь элементов системы целеполагания и инструментов реализации: одна цель – один программный инструмент Доля «программных» расходов в общем объеме расходов областного бюджета 76% «Программный» бюджет Томской области в объеме не менее 95% от общего объема расходов бюджета Объем непрограммной деятельности- 24% от общего объема расходов бюджета Уменьшение объема непрограммной деятельности до 5% максимум от общего объема расходов бюджета Размытая ответственность и полномочия участников формирования ЦП Прозрачные и структурированные полномочия участников процесса

10 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ ТЕКУЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯВНЕДРЯЕМАЯ МЕТОДОЛОГИЯ Перевод ДЦП в форму ГП без изменения методологии Соответствие требованиям законодательства РФ, в том числе государственным программам РФ Отсутствуют четкие единообразные требования по срокам Срок реализации ГП – 6 лет Отсутствие четкой формализации в части возможности включения определенных типов мероприятий в целевые программы – возможность включения мероприятий одного типа и в ГП и ВЦП. Четкая формализация в части возможности включения определенных типов мероприятий в ВЦП и ОМ

11 ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА Планирование бюджета на основании государственных программ – «не от расходов, а от целей и задач» Составление программного бюджета «сверху-вниз» Каждый «бюджетный рубль» нацелен на конечный результат Процедура рассмотрения бюджета с учетом планируемых результатов Программная классификация бюджета - на основе классификации расходов по типу услуг и целей Повышение качества организации бюджетного планирования программных расходов, их обоснованности Оценка эффективности программ - основа для принятия бюджетных решений

12 ПРИМЕР ОТЧЕТНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

15 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ Стратегия СЭР (цели, показатели) Бюджет (финансовое обеспечение) «ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ» ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ (ПП ГП, ВЦП, ОМ)

МЕСТО ГП В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ТО И ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Государственная программа ВЦП1 мероприятия мероприятие ВЦПn мероприятия Основное мероприятие1 мероприятия Основное мероприятие n мероприятия Подпрограмма 1 ГППодпрограмма 2..9 ГП Ответственные исполнители Соисполнители Участники Участники, Участники мероприятий Цель ГП Задача ГП Задача ПП= Цель ведомства

18 СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТО Текстовая часть Подпрогра ммы Приложени я Обеспечива ющая ПП Паспорт ГП Характеристика текущего состояния сферы реализации ГП Цель, задачи и показатели ГП Ресурсное обеспечение Управление и контроль за реализацией В том числе по объектам бюджетных инвестиций Функции ИОГВ и расходы на их реализацию Меры госрегулирования Утвержденная форма

19 Текстовая часть ВЦП, ОМ Условия и порядок софинансиров ания ПП из других источников Паспорт ПП ГП СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ ГП ТО Утвержденная форма Характеристика текущего состояния сферы реализации ПП ГП Цель, задачи и показатели ПП ГП Включая методики предоставления субсидий местным бюджетам

ОСНОВНЫЕ ПРИНИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГП ТО Направлена на реализацию одной среднесрочной цели СЭР Детализирована на задачи, реализуемые подпрограммами ГП Состоит от 2х до 9ти подпрограмм ГП Увязана по срокам и задачам Может включать обеспечивающую ПП Объем финобеспечения на первые 3 года реализации - в соответствии с планируемым объемом БА, 4-й и последующие годы – в объеме БА 2го план.периода 20

ОСНОВНЫЕ ПРИНИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПП ГП ТО Направлена на реализацию одной задачи ГП=цель ПП Детализирована на задачи подпрограммы, реализуемые ВЦП, ОМ Состоит из ВЦП, ОМ Наименование задачи ПП ГП соответствует названию ВЦП (в случае реализации через ВЦП) Увязана по срокам и задачам Объем финобеспечения на первые 3 года реализации - в соответствии с планируемым объемом БА, 4-й и последующие годы – в объеме БА 2го план.периода 21

ОСНОВНЫЕ ПРИНИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПП ТО Направлена на достижение цели ГП* (* не реализует отдельно задачу ГП ) Состоит из функций органов государственной власти - ответственного исполнителя, соисполнителя, участника ГП, связанных с реализацией ГП Включает расходы по обеспечению деятельности ответственного исполнителя, соисполнителя, участника ГП Включена в одну ГП Ответственный исполнитель самостоятельно определяет ГП, куда включается обеспечивающая ПП ГП 22

ОСНОВНЫЕ ПРИНИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЦП ТО Направлена на реализацию одной задачи подпрограммы=задача ИОГВ, структурного подразделения=цель ВЦП Включена в одну подпрограмму Состоит из мероприятий разных типов: государственных услуг, работ и пр. мероприятий Не содержит мероприятий инвестиционного, межведомственного характера или софинансируемых из других источников Наименование задачи ПП соответствует названию ВЦП Увязана по срокам и задачам 23

ОСНОВНЫЕ ПРИНИЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОМ ТО Направлено на реализацию одной задачи подпрограммы=цель ОМ Включено в одну подпрограмму Состоит из укрупненных мероприятий, за исключением объектов бюджетных инвестиций (1 мероприятие=1 объект) Состоит из мероприятий инвестиционного, межведомственного характера или софинансируемых из других источников Увязано по срокам и задачам 24

25 ИОГВ, структурное подразделение, определенные Перечнем ГП в качестве ответственных Ответственный исполнитель ГП ОИГВ, структурное подразделение, иной ГРБС, ответственные за разработку и реализацию ПП Соисполнители ГП ОИГВ, структурное подразделение, иной ГРБС, являющиеся ответственными за разработку и ВЦП, ОМ Участники ГП внебюджетные фонды, сторонние организации, участвующие в реализации мероприятий, входящих в состав ОМ Участники мероприятий ГП ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА

26 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

27 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОИСПОЛНИТЕЛЯ ГП ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОИСПОЛНИТЕЛЯ ГП

28 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ ГП ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ ГП

29 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ ГП ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ ГП

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГП ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРОЦЕССОМ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГП ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРОЦЕССОМ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА

31 ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО КАПИТАЛЬНЫМ ВЛОЖЕНИЯМ ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО КАПИТАЛЬНЫМ ВЛОЖЕНИЯМ Учтены изменения Бюджетного кодекса РФ: капитальные вложения осуществляются в объекты капитального строительства и объекты приобретения недвижимости в собственность; четко разделены формы осуществления капитальных вложений Учтены особенности планирования объектов в зависимости от групп объектов Процесс принятия решений по капитальным вложениям интегрирован с процессом формирования государственных программ и детально формализован Определено место капитальных вложений в структуре государственной программы - мероприятия, включаемые в основные мероприятия. При этом одно мероприятие – один объект. Изменены критерии оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, на основе которых рассчитывается рейтинг эффективности капитальных вложений

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕНСТВЛЕНИИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

33 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫМ ОБЪЕКТАМ Соответствие цели капитальных вложений стратегическим приоритетам Соответствие фактического наличия Объектов требованиям о нормативной потребности Софинансирование капитальных вложений из иных источников Возможность снижения расходов областного бюджета и (или) привлечения доходов в бюджет Томской области по итогам осуществления капитальных вложений Отношение объёма капитальных вложений к количественным показателям Наличие достаточного количества потребителей Срок реализации инвестиционного проекта

34 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ппНаименование критерияЗначение критерияБалл (макс.200) 1 Соответствие цели капитальных вложений стратегическим приоритетам Цель капитальных вложений соответствует приоритетам, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) 20 Цель капитальных вложений не соответствует приоритетам, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), либо не указана 0 2 Соответствие фактического наличия Объектов требованиям о нормативной потребности Фактическое наличие объектов меньше нормативной потребности (наличие дефицита соответствующих услуг – при отсутствии нормативной потребности) 40 Фактическое наличие объектов соответствует требованиям о нормативной потребности (либо превышает нормативную потребность) 0 3 Софинансирование капитальных вложений из иных источников Имеется возможность софинансирования капитальных вложений из федеральных или внебюджетных источников: - для объектов государственной собственности (более 50% от общего объема финансирования); - для объектов муниципальной собственности (более 20% от общего объема финансирования) 40 Имеется возможность софинансирования капитальных вложений из федеральных или внебюджетных источников: - для объектов государственной собственности (менее 50% от общего объема финансирования); - для объектов муниципальной собственности (менее 20% от общего объема финансирования) 20 Возможность софинансирования капитальных вложений из федеральных или внебюджетных источников отсутствует 0 4 Возможность снижения расходов областного бюджета и (или) привлечения доходов в бюджет Томской области по итогам осуществления капитальных вложений Имеется возможность снижения расходов областного бюджета и (или) привлечения доходов в бюджет Томской области по итогам осуществления капитальных вложений 25 Не имеется возможность снижения расходов областного бюджета и (или) привлечения доходов в бюджет Томской области по итогам осуществления капитальных вложений 0

35 5 Отношение объёма капитальных вложений к количественным показателям Значение отношения объёма капитальных вложений к количественным показателям результатов осуществления капитальных вложений не превышает аналогичного значения по проектам-аналогам 30 Значение отношения объёма капитальных вложений к количественным показателям результатов осуществления капитальных вложений превышает аналогичное значение по проектам-аналогам не более чем на 5% 15 Значение отношения объёма капитальных вложений к количественным показателям результатов осуществления капитальных вложений превышает аналогичное значение по проектам-аналогам более чем на 5% 0 6 Наличие достаточного количества потребителей Проектная мощность соответствует (или более) потребности в данных услугах (продуктах) 30 Потребность обеспечивается уровнем использования проектной мощности от 99% до 75% 15 Потребность обеспечивается уровнем использования проектной мощности менее 75% 0 7 Срок реализации инвестиционного проекта Срок реализации инвестиционного проекта 1 – 3 года15 Срок реализации инвестиционного проекта – более 3 лет0 Рейтинг эффективности рассчитывается по формуле: Ri = Ki, где Ri – рейтинг эффективности Ki – балльное значение критерия эффективности Оценка эффективности не проводится в отношении переходящих Объектов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

36 1. Обеспечение выполнения функций: Законодательной Думы Томской области Контрольно-счетной палаты Томской области Избирательной комиссии Томской области Представительства Томской области при Правительстве Российской Федерации Уполномоченного по правам ребенка в Томской области Уполномоченного по правам человека в Томской области Уполномоченного по правам предпринимателей Томской области Аппарата Администрации Томской области 2. Исполнение судебных актов 3. Создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти Томской области; 4. Зарезервированные бюджетные ассигнования, в том числе на увеличение фонда оплаты труда и выплату страховых взносов НЕПРОГРАММНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОМПАНИЯ Р.О.С.Т.У. РАЗВИТИЕ. ОПТИМИЗАЦИЯ. СТРАТЕГИЯ. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ