Модуль «Основы мировых религиозных культур» УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Основы мировых религиозных культур» Урок 29 «Долг, свобода, ответственность, труд».
Advertisements

Государственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 591 Невского района Санкт-Петербурга Долг. Свобода. Ответственность. Труд.
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль Основы светской этики(поурочное планирование)
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»:
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
1)Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых культур и светской этики по выбору родителей.
Реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ в учебном году МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа Богородского муниципального района.
Основы духовно– нравственной культуры народов России У чебник для 4 -го класс а Светская этика ВЗГЛЯД СВЕТСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ © ООО «Баласс», 2012.
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы». «Я» на свете одиноко, В «Я»
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Права человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная (присущая от рождения) возможность.
Всероссийский День правовой помощи детям. Всероссийский.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Транксрипт:

Модуль «Основы мировых религиозных культур» УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. 1

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ В РЕЛИГИЯХ МИРА Единство всех религий проявляется в единстве нравственных заповедей В заповедях нравственные нормы, которые, по сути, являются нормой существования, законом жития каждого без исключения человека на нашей планете. 2

Свобода В ХРИСТИАНСТВЕ, ИСЛАМЕ, ИУДАИЗМЕ УТВЕРЖДАЮТ: ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ СВОБОДНЫМ,САМ ВЫБИРАЕТ ТОТ ИЛИ НОЙ ПУТЬ,НО В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ГОЛОС-СОВЕСТЬ. В ХРИСТИАНСТВЕ СОВЕСТЬ-ЭТО ГОЛОС БОГА. Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора. Человек сам решает, поверит он Богу или нет. 3

Православие о совести 4 Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Ислам о свободе Свобода мысли обеспечивает свободу религии и убеждений, поскольку религия и убеждения являются вопросом совести и на них нельзя влиять силой или принуждением. Аят «Нет принуждения в вере. Уже [давно] истинный путь отличился от ложного» (Коран, 2: 256) указывает на то, что вера и принуждение несовместимы. 5

Буддизм о свободе Полная свобода сердца и ума на высочайшем из возможных уровней – цель и объект буддийской жизни и практики. Однажды Будда сказал: «Как у океана один вкус, вкус соли, так и у моего учения один вкус, вкус свободы.» 6

Иудаизм о свободе Человек наделен разумом и правом выбора, но и ответственен за свои поступки. Во времена Талмуда раввины- толкователи Библии понимали, что в основе свободы должен лежать закон. 7

Федеральный закон Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания 1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 8

РАЗМЫШЛЯЕМ 9 Почему понятие «свобода» разбираем первым? Свободны ли вы? Что влияет на свободу? Приходилось ли вам слышать голос совести? Изменилось ли ваше представление о свободе?

Ответственность 10 Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира придают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры. Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира придают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры.

Православие об ответственности Писания утверждают, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути. Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя. Писания утверждают, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути. Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя. 11

Буддизм об ответственности Буддизм считает, что в своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность это "светильник в самом себе"; каждый стремится спасти самого себя самостоятельно. Возможность делать и говорить всё, что не наносит вреда другим; в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы ответственны. Буддизм считает, что в своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность это "светильник в самом себе"; каждый стремится спасти самого себя самостоятельно. Возможность делать и говорить всё, что не наносит вреда другим; в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы ответственны. 12

Иудаизм об ответственности 13 Ответственность- чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения. Что случается с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны– не исключено, что происходящее – следствие Б жественной воли. Ответственность- чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения. Что случается с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны– не исключено, что происходящее – следствие Б жественной воли.

Ислам об ответственности Для мусульманина должно быть предельно очевидным, что ответственность за себя, за свой народ и за эту землю является его прямой обязанностью, за которую он будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят о том, что они должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле. Для мусульманина должно быть предельно очевидным, что ответственность за себя, за свой народ и за эту землю является его прямой обязанностью, за которую он будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят о том, что они должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле. 14

Размышляем Какую ответственность несете вы? Как вы понимаете цитату из учебника: «Власть над всем остальным миром человек сохранил и после грехопадения»? Согласны ли с утверждение: что я несу ответственность за вас? Почему? Какую ответственность несете вы? Как вы понимаете цитату из учебника: «Власть над всем остальным миром человек сохранил и после грехопадения»? Согласны ли с утверждение: что я несу ответственность за вас? Почему? 15

Долг 16 Долг-это обязанности человека перед обществом, семьей, к которым он принадлежит. Эти обязанности вырабатываются той конкретной социальной средой, в которой живет и действует человек. Сознание и чувство долга воспитываются семьей, обществом в течение всей жизни. Поступок надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь). Долг-это обязанности человека перед обществом, семьей, к которым он принадлежит. Эти обязанности вырабатываются той конкретной социальной средой, в которой живет и действует человек. Сознание и чувство долга воспитываются семьей, обществом в течение всей жизни. Поступок надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь).

Иудаизм о долге 17 Вместе с Торой еврейский народ принял особый долг на все времена: быть свидетелями Предвечного, служить примером как народ священников и только так быть светом народов. Для потомков это порождает долг – свидетельствовать о Боге, быть перед Ним в ответе и следовать по Его Пути.

Ислам о долге Долг мусульман воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, напитков или вредных привычек. "Учение - предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки" Долг мусульман воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, напитков или вредных привычек. "Учение - предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки" 18

Христианство о долге Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга – это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать человеку нельзя. Это голос Самого Бога, призывающий к исполнению заповедей. Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом. Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга – это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать человеку нельзя. Это голос Самого Бога, призывающий к исполнению заповедей. Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом. 19

Буддизм о долге Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Долг сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях. Долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике. Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Долг сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях. Долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике. 20

Размышляем Что общего в понятии «долга» во всех религиях? Какое из высказываний вам труднее понять? Можно ли понятия «долг» и «ответственность» применить к учебе? Почему? Что общего в понятии «долга» во всех религиях? Какое из высказываний вам труднее понять? Можно ли понятия «долг» и «ответственность» применить к учебе? Почему? 21

Труд Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества. Труд направлен на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт. Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества. Труд направлен на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт. 22

Т Труд -основной долг христианина Христианство не разделяет работу на «черную» и «белую». Труд должен быть добросовестным, честным, полезным. Ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лук.10:7). Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес.3:10). Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс.103:23). Трудящийся достоин пропитания (Матф.10:10). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2Тим.2,6). Христианство не разделяет работу на «черную» и «белую». Труд должен быть добросовестным, честным, полезным. Ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лук.10:7). Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес.3:10). Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс.103:23). Трудящийся достоин пропитания (Матф.10:10). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2Тим.2,6). 23

Труд является весьма важной частью исламской практики мусульманина. Поскольку ведение земных дел на самых справедливых началах есть религиозная обязанность. В Коране однозначно заявлено, что Всевышний поможет только тем, кто трудится искренне и усердно: А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы поведем их по Нашим путям.» Запрещено усердие лишь в запретных видах деятельности: производство и продажа алкоголя, наркотиков и свинины. Ислам отвергает безделье, запрещает аскетизм и порицает нищенствование. Поскольку ведение земных дел на самых справедливых началах есть религиозная обязанность. В Коране однозначно заявлено, что Всевышний поможет только тем, кто трудится искренне и усердно: А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы поведем их по Нашим путям.» Запрещено усердие лишь в запретных видах деятельности: производство и продажа алкоголя, наркотиков и свинины. Ислам отвергает безделье, запрещает аскетизм и порицает нищенствование. 24

Будда считал труд важной стороной жизни. Будда указывал, что способы добывать средства к существованию честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу. Мирянам положено трудиться ровно столько,чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Запрещен труд монахам. Они обязаны жить только подаяниями. Буддизм делает идеалом человека монаха, живущего за счет чужого труда. Будда указывал, что способы добывать средства к существованию честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу. Мирянам положено трудиться ровно столько,чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Запрещен труд монахам. Они обязаны жить только подаяниями. Буддизм делает идеалом человека монаха, живущего за счет чужого труда. 25

Иудаизм учит почитать труд. Мишна -часть Устного закона, однозначно повелевает нам любить труд. "Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться - ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви к труду". Мудрецы Талмуда разъясняли : "Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою.» Иудаизм наказывает всякое праздное,не основанное на труде удовольствие. Мишна -часть Устного закона, однозначно повелевает нам любить труд. "Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться - ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви к труду". Мудрецы Талмуда разъясняли : "Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою.» Иудаизм наказывает всякое праздное,не основанное на труде удовольствие. 26

Размышляем 1.Отношение какой религии к труду вас удивило ? 2.Какое высказывание вас поразило? 3.Чем запомнился вам урок? 4.О чем вы расскажите родителям? 5.Какое домашнее задание по этому уроку вы бы выполнили? 1.Отношение какой религии к труду вас удивило ? 2.Какое высказывание вас поразило? 3.Чем запомнился вам урок? 4.О чем вы расскажите родителям? 5.Какое домашнее задание по этому уроку вы бы выполнили? 27