от лат. discursus «бегание взад-вперед, движение, круговорот, беседа, разговор» Многозначный термин используется в лингвистике, литературоведении, семиотике,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Тема : Культурная антропология Выполнил : слушатель 832 уч. взвода Ряд. милиции Кадыржанов А. А.
Воспитание как педагогический процесс.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСКУРС ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ТЕЗАУРУС.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (основная образовательная программа подготовки магистров)
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Транксрипт:

от лат. discursus «бегание взад-вперед, движение, круговорот, беседа, разговор» Многозначный термин используется в лингвистике, литературоведении, семиотике, социологии, философии, этнологии, антропологии Дúскурс - дискýрс 2

Дискурс – объект междисциплинарного изучения. Помимо теоретической лингвистики, с исследованием дискурса связаны такие науки и исследовательские направления, как : компьютерная лингвистика и искусственный интеллект психология философия логика социология антропология этнология литературоведение Семиотика историография теология юриспруденция педагогика теория и практика перевода коммуникационные исследования политология

Собственно лингвистическое Связано с Ю.Хабермасом идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, цель – критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации 4 восходит к структурализму и постструктурализму М.Фуко, А. Греймс, Ж.Деррида, Ю.Кристева, М.Пёше Описывает способ говорения и имеет определение КАКОЙ или ЧЕЙ Дискурс – стиль – индивидуальный язык

(от фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад- вперед; движение, круговорот; беседа, разговор) - речь, процесс языковой деятельности; способ говорения не существует четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления нет устоявшегося ударения: чаще на 2-ом слоге, но также встречается и на 1-ом Дискурс 5

лингвистическое употребление первый раз использовано в названии статьи Дискурс-анализ З. Харриса (1952) основные понятия – речь, текст, диалог Дискурс - речь, вписанная в коммуникативную ситуацию; категория с более отчетливо выраженным социальным содержанием по сравнению с речевой деятельностью индивида Дискурс 6

«дискурс – это речь, погруженная в жизнь» Н.Д.Арутюнова исследование закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, осуществляемое прежде всего через обмен репликами дискурс имеет динамический характер: дискурс текст Дискурс 7

вышел за рамки науки, распространён в публицистике восходит к французским структуралистам и постструктуралистам М. Фуко, А. Греймас, Ж.Деррида, Ю.Кристева, М. Пешё стремление к уточнению традиционных понятий стиля и индивидуального языка Дискурс 8

« дискурс» (~«дискурсивные практики») - описывает способ говорения; имеет определение – КАКОЙ или ЧЕЙ дискурс (конкретная разновидность) - указание на коммуникативное своеобразие субъекта социального действия Конкретная разновидность дискурса задаётся параметрами: языковые отличительные черты стилистическая специфика специфика тематики специфика систем убеждений специфика способов рассуждения дискурс = стилистическая специфика + идеология Дискурс 9

Ю. Хабермас дискурс - особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации («дискурс рациональности») Рассуждение о методе Р.Декарта («Discours de la méthode») Дискурс 10

Впервые употребил З. Харрис – статья «Дискурс- анализ» (1952 г.) Ф. де Соссюр язык речь язык дискурс речь 23 октября мая 1992

«дискурс» «текст» динамиченстатичен разворачивается результат языковой во времени деятельности Дискурс = динамический процесс языковой деятельности, вписанной в её социльный контекст + результат (предпочтительное понимание) 12

Дискурс как диалог Говорящий (автор) обмен ролями адресат Дискурс как монолог Говорящий адресат Термин «Дискурс» объединяет все виды использования языка 13

Раздел лингвистики – дискурс(ив)ный анализ (discourse analysis) или дискурс(ив)ные исследования(discourse studies). Сложился в годы Раньше языковое взаимодействие изучали риторика, ораторское искусство, стилистика, литературоведение. 14

Этнолингвистические исследования Школа американской этнолингвистики Франц Боас 9 июля декабря 1942 Чешская лингвистическая школа Вилем Матезиус 3 августа апреля

Устный Письменный -исходная форма -производная форма существования языкаот устного Канал передачи информации акустический визуальный Порождение и понимание речи синхронно не синхронно Порождение – толчками, происходит интеграция квантами (интонационными предикаций в сложные единицами) – совпадают с предложения, синтаксиче- клаузамиские конструкции 16

Мысленный Одно и то же лицо является и говорящим и адресатом Исследовал Л.С. Выготский 5 (17) ноября июня

М.М.Бахтин Жанры: бытовой диалог рассказ инструкция по использованию прибора интервью репортаж доклад политическое выступление проповедь стихотворение роман 5 (17) ноября 1895, Орёл 7 марта

Дискурс Устный порождение и понимание синхронизированно Акустический канал Письменный порождение и понимание разделены во времени Визуальный канал Мысленный

Макроструктура – глобальная структура Микроструктура – локальная структура Суперструктура – стандартные схемы, по которым строится конкретный дискурс (Т.ван Дейк) 20

Членение на крупные составляющие Внутри составляющих – тематическое, событийное, референциальное, временное, пространственное единство Е.В.Падучева, Т. Ван Дейк, Т.Гивон, Э.Шеглофф, А.Н.Баранов, Г.Е.Крейдлин 21

членение дискурса на минимальные составляющие – это предикации или клаузы Дискурс – цепочка клауз 22

стандартные схемы, по которым строится конкретный дискурс Выделил Т. ван Дейк (родился в 1943 г.) Она связана с жанром дискурса Термин «макроструктура» распространился в значении термина «суперструктура» Прдложены термины «фрейм» (М.Минский),«скрипт» (Р.Шенк, Р.Абельсон), «сценарий» (А.Сэнфорд, С.Гаррод) 23

Уровни структуры: макроструктура = глобальная структура - членение на крупные составляющие: эпизоды в рассказе, абзацы в газетной статье, группы реплик в устном диалоге и т.д микроструктура = локальная структура границы дискурса – длинные паузы (устный дискурс) / графическое выделение (письменный дискурс), специальные лексические средства («так», «наконец», «что касается» и т.п.) внутри фрагментов дискурса единство - тематическое, референциальное, событийное, временное, пространственное Е.В.Падучева, Т. ван Дейк, Т.Гивон, Э.Шеглофф, А.Н.Баранов и Г.Е.Крейдлин Дискурс 24

мелкие составляющие: Грамматические (например, порядок слов) Лексические (например, референциальный выбор, употребление дискурсивных маркеров) Фонетические (например, сильное/слабое акцентуирование слов в устной речи, паузация, инонационные контуры) 25

В США: университет Калифорнии в Санта-Барбаре (У.Чейф, С.Томпсон, М.Митун и др.) университет Калифорнии в Лос-Анджелесе (Э.Шеглофф) университет Орегона в Юджине (Т.Гивон, Р.Томлин, Д.Пэйн, Т.Пэйн) Джорджтаунский университет (Д.Шиффрин) В Европе: Амсетрдамский университет (Т.ван Дейк) 26

французская структурно-семиологическая (Барт, Тодоров, Греймас, Серио, Пешё); германская лингвистическая (Мерингер, Шухарт); голландская когнитивно-прагматическая (Ван Дейк); английская логико-аналитическая (Остин, Серль, Куайн) английская социолингвистическая (Гилберт, Малкей).

Е.А.Земская и группа соавторов –особенности разговорной речи: творческий характер, клишированность, связь с конситуацией, активное использование просодии и жестов О.А.Лаптева - дискретность устной речи, ее порождение в виде последовательности сегментов, неприменимость стандартного понятия предложения к устной речи.

анализ бытового диалога исследование информационного потока (information flow) исследования связей между грамматикой и межличностным взаимодействием в диалоге когнитивная функциональная грамматика исследование стратегий понимания Т. ван Дейка и У.Кинча социолингвистические подходы У.Лабова и Дж.Гамперса

правила чередования реплик в диалоге типовые последовательности реплик, поправки, или уточнения (repairs), глобальная организации(макроструктура) диалога, невербальные, невокальные действия (ритм, смех, жесты, фиксация взгляда на собеседнике) собственно лингвистические исследования

1)текстуальный подход – в рамках одного отдельно взятого текста как изолированного, автономного речевого образования; 2) интер- или гипертекстуальный подход - анализ смысловых взаимосвязей (цитаты, ссылки, аллюзии, реминисценции) между самыми различными текстами 3)контекстуальный подход - текст как продукт деятельности социальных агентов, включенных в социальные взаимодействия и структуры, конкретную политическую и культурно- историческую ситуацию.

Общая методика А.Д. выявление вербальных компонентов: форм языка, лингвистических особенностей, которые способствуют интерпретации и пониманию различных текстов и типов языковой коммуникации выявление прагматических факторов качественный анализ применения количественных показателей

определение цели исследования; обеспечение выборки (отбор единиц анализа); сбор материалов и документов (методами опроса, интервью, сканирования и т.д.); фиксация основных показателей речевого материала; транскрибирование (расшифровка) полученных данных; выявление их основных параметров; перекодировка в соответствии с системой принятых категорий; реконструкция смысла полученных сообщений; анализ обработанных данных, их обобщение и систематизация; общий отчет и выводы.

ряд последовательно задаваемых вопросов и выполняемых задач: как сформировался данный тип дискурса; какие изменения фиксируются в нем за определенный период времени; к какой аудитории он обращен и в каких социальных сферах задействован; какие явные и скрытые сюжеты, жанры и сценарии (когнитивные схемы, идеологические программы, моральные оценки) в нем реализуются; какие риторические, логические и эстетические средства для этого используются; в чем проявляется специфика выразительных средств сообщения; кто является их носителем (производителем речевой практики); в каких отношениях с другими дискурсами (возможно, конкурирующими) они находятся; насколько успешен (эффективен) данный тип дискурса и какова сила его влияния на аудиторию

акцент на идеологическом факторе по сравнению со всеми другими составляющими экстралингвистического фона при текстопорождении рассматривает анализ дискурса как идеологически ориентированный анализ текста

1) критический дискурс-анализ (Critical Discourse Analysis) 2) дискурс-анализ в области социологии знания (wissenssoziologische Diskursanalyse)

1) прикладное исследование дискурса (angewandte Diskursforschung) и лингвистический дискурс-анализ (linguistische Diskursanalyse) в основе - классический анализ текста 2) общественно-научный дискурс- анализ

На первый план в КДА выходят не языковые, а социальные феномены КДА нацелен на выявление знаний, заложенных в дискурсе, их взаимосвязей с властью и на критическое рассмотрение всего этого Цепочка Речевых Актов (Дискурс) Аген т Цель

дискурс - вербализованная речемыслительная деятельность, реализованная в целостном речевом произведении, включающая в себя не только лингвистические, но и экстралингвистические компоненты Дискурс – это явление, которое, наряду с действительностью и текстом, организует коммуникацию Дискурс – одновременно и процесс языковой деятельности и её результат

In vielerlei Hinsicht unterscheiden sich wissenschaftliche Diskurse (Fachdebatten) über Migration nicht so sehr von Populärdiskursen; Auch bei wissenschaftlichen Debatten, macht es folglich Sinn, danach zu fragen, in welchem Diskurs diese zu verorten sind. E.g. Forschungsfinanzierung Die einzelnen Textbeispiele (Übung) können etwa jeweils bestimmten Debatten in der Migrationsforschung zugeordnet werden:

Arbeitsmigration Familienmigration Qualifizierte Migration (Hoch-, Nieder-) Fluchtmigration Migration and Development Selektive Migrationspolitik Integration vs. Multikulturalism, Partizipation, gesellschaftl. Rechte Ursachen/Folgen Migration + Arbeitsmarkt Migration und Sicherheit (Krimin.) Auswanderung Geographischer Wandel Asylum-Migraton Nexus Ökonomie: z.B. Standortwettberwerb MigrationsFormenThem. Kontext

Migration und MigrantIn sind oft auch Catchwords, die in breitere gesellschaftstheoretische Debatten eingebettet sind und eine bestimmte Funktion innerhalb dieser Diskurse spielen. Beispiele:

In linken Diskursen (z.b. über die Autonomie der Migration) = MigrantInnen als besonders widerständig & als ProtagonistInnen einer Globalisierung von unten diskutiert Liberales Pendant zum linken Diskurs (Avantgarde einer postnationalen Weltgesellschaft) = MigrantInnen als Kosmopoliten Vgl. ähnlich: MigrationswissenschafterInnen die zu Transnationalismus arbeiten: = emanzipative und subversive (nämlich die nationalstaatliche Ordnung hinterfragende) Moment grenzüberschreitender Wanderungen.

Vgl.: MigrantInnen als Ausdruck bzw. als Avantgarde der Globalisierung (Globaloney = Adrian Favell 2001) ??? Globalisierung? Was ist wirklich neu? Diskurse über Migration haben gesellschaftlich oft die Funktion Sinn zu stiften, in gewisser Weise sind sie dann Metadiskurse. ( z.B. Diskurstopos: Amerika als Einwanderungsland; Besiedlung des amerikanischen Westens, Großer Trek in Südafrika,....); Die wissenschaftliche Beschäftigung mit solchen Migrationsbewegungen ist oft eingebettet in solche sinnstiftende Diskurse

.

Поль-Мишель Фуко родился 15 октября 1926 года в городе Пуатье в семье врача (зажиточные буржуа). Отец, успешный хирург, преподавал в местном медицинском колледже.

Экзамены на степень бакалавра. Фуко добивается значительных успехов во французском, греческом и латыни. Чуть хуже обстоят дела с историей и естественными науками. Средний результат по философии Фуко второй раз готовится к поступлению в Высшую нормальную школу в Париже Подготовка к вступительным экзаменам в Лицее Генриха IV. Здесь же Фуко знакомится с творчеством Ницше, Маркса и Фрейда результаты экзаменов оказались на четвёртом месте по всей Франции. После успешного поступления Фуко учится в Высшей нормальной школе.

показав блестящие результаты, Фуко со второй попытки сдаёт выпускные экзамены Фуко становится преподавателем Высшей нормальной школы, специализируясь на философии и психологии. Интерес к последней делает его частым посетителем госпиталя Святой Анны Фуко покидает коммунистическую партию получает должность младшего преподавателя в университете города Уппсала в южной Швеции, где читает лекции по французской литературе директор Французского института в Гамбурге знакомство со студентом философского факультета Даниелем Дефером, который становится спутником Фуко до конца его жизни профессор философии в университете города Клермон-Ферран публикация книги «Слова и вещи» 1964 Фуко следует за Дефером, который предпочёл армии добровольческую работу, в Тунис

путешествие с курсом лекций в Бразилию Фуко является внештатным профессором Тунисского университета возвращение в Париж. Фуко получает должность Председателя философского факультета в сверхсовременно экспериментальном университете Венсенн получает должность заведующего кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс первые лекции в Соединённых Штатах Фуко преподаёт в Нью-Йоркском государственном университете в Буффало. Посещает Нью-Йоркскую тюрьму в Аттике, где незадолго до этого прошёл бунт заключённых статья для коллективного сборника «Crimini di pace» и попытка поддержать Ф.Базалью, столкнувшегося с итальянским правосудием.

1975 курс лекций по истории сексуальности в Калифорнийском университете в Беркли 1976 выходит в свет первый том «Истории сексуальности» 1984 выход второго тома «Истории сексуальности» июня Фуко упал в обморок и был госпитализирован. Последние два года Фуко страдал частыми, ослабляющими его заболеваниями. 25 июня он скончался от СПИДа создание Ассоциации «Центр Мишеля Фуко» для изучения и публикации творческого наследия философа.

Мишель Фуко очень популярен в США, Японии, Австралии и Европе. Творческое наследие Мишеля Фуко не всеми воспринимается однозначно. Фуко философствует за пределами традиционных философских территорий, но ставит именно философские вопросы. Это вызвано и личностными причинами (сложные отношения в детстве с отцом, гомосексуализм), и со спецификой его образования и интересов (изучение психиатрии, политизированность сознания). Фуко постоянно находился в творческом поиске.

Перед своими исследованиями Фуко ставил следующие задачи: воссоздать археологию современных знаний о субъекте расшифровать генеалогию современной власти и всей современной западной цивилизации написать особую онтологию настоящего, которая мыслится областью пересечения других трёх онтологий: онтологии субъекта в его отношении к самому себе, онтологии субъекта в его отношении к другим людям и институтам в поле власти, онтологию субъекта в его отношении к истине в поле знания

В своём творчестве Фуко развивал основной фонд идей французского и европейского Просвещения в реалиях западной культуры второй половины XX века. Основной объект исследований Фуко изучение бессознательного различных исторических эпох, и этот интерес Фуко сближает его с Франкфуртской школой. В 60–е годы Фуко разрабатывает концепцию европейской науки на основе «археологии знания», имеющей своим ядром «знание-язык». Все известные теории науки и культуры Фуко относит к «доксологии». В 70-е годы на первый план в работах Фуко выходит тема «знания- насилия», «знания-власти». В 80-х в творчестве философа появляется понятие «субъекта» и рассматривается тема сексуальности, а вместе с ней вопросы этики, морали и свободы.

История безумия в классическую эпоху,1961 Слова и вещи. Археология гуманитарных наук,1966 Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Археология знания,1969 История сексуальности: Воля знать(1976), Употребление удовольствий (1984), Забота о себе, (1984), Надзирать и наказывать,1975 Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в

Исследование гуманитарных наук и тех структур мышления, которые им предшествовали Публичный дискурс о труде, жизни и языке – экономика, биология и филология – имеет свое особое происхождение, это мутация классического (картезианского) анализа богатства, естественной истории и общей грамматики. «Человек», существо, являющееся одновременно и объектом изучения и его субъектом, есть побочный продукт нового дискурса о жизни, труде и языке. Фуко утверждает, что гуманитарные науки должны иметь другой предмет, что псевдопредмет «человек» скоро исчезнет и будет заменен анонимным и автонимным дискурсом, в котором полярное противопоставление субъективного и объективного, присущее понятию «человек», будет преодолено.

1) холизм, т.е. видение системы знания как связного целого, а не совокупности отдельных единиц 2) внимание к слову, т.е. видение системы знания прежде всего как изощренной сети связей между высказываниями 3) презрение к «смыслу». Дискурс должен анализироваться не с точки зрения того, что он означает или подразумевает; он представляет собой более или менее бессознательное отражение прочно укоренившихся предпосылок и установок 4) стремление к выявлению «глубинных структур» дискурса, лежащего в его основе набора принципов, определяющих то, что высказывается. 5) предпочтение анонимных высказываний высказываниям известных авторов.

Проблема соотношения дискурсивности как свободной процессуальности дискурса, с одной стороны, и социокультурных механизмов регламентации и контроля над дискурсом, придающих ему - посредством нормирования и ограничения - определенный «порядок».

исключения: табу, «решетка запретов» процедуры «разделения» и «отбрасывания» «оппозиция истинного и ложного»

«принцип комментария» - удерживает креативный потенциал дискурса, сам текст плюс нечто иное; «принцип дисциплины» - контролирует производство дискурса; «принцип автора» - определяет статус текста.

««дискурс - это не жизнь; время дискурса - не ваше время... в каждой фразе правил закон без имени, белое безразличие: «Какая разница, кто говорит, - сказал кто- то, - какая разница, кто говорит»...». Дискурс - самодостаточная форма артикуляции знания в конкретной культурной традиции - вне каких бы то ни было значимых моментов, привносимых со стороны субъекта: «все дискурсы, каков бы ни был их статус, их форма, их ценность», разворачиваются «в анонимности шепота».

деривации (внутридискурсивные зависимости) мутации (междискурсивные зависимости) редистрибуции (внедискурсивные трансформации)

«отношение к автору (или отсутствие такого отношения), равно как и различные формы этого отношения»; экспрессивную ценность дискурсов, открытость их для трансформаций; способы отношения дискурсов и придания им ценности; способы их атрибуции и присвоения; способы адаптации дискурсов к культуре (объективирующиеся в отношении к культур­ной традиции) и т.п.

Необходимо «вернуть дискурсу его характер события». «Ввести непредсказуемую случайность в качестве категории при рассмотрении продуцирования событий».

66