Совершенствование грамотности учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 16 села Александровского Бочкаревой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Advertisements

1 Организационно-методическая деятельность председателя предметной подкомиссии региональной экзаменационной комиссии Саратовской области в 2008/09 учебном.
Программа консультаций для подготовки выпускников начальной школы к итоговой работе по английскому языку (для выпускников и их родителей) Выполнила: Учитель.
1 Профильное обучение в старших классах «Русский язык» Образовательная область «Филология» Образовательная область «Филология» предметы русский язык и.
Издательство «Легион» Учебно-методическая литература.
Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
Подготовил: учитель математики МБОУ «Хмелевская ООШ» Рябикин Н.В.
Пособия для подготовки к ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ. Пособия издательства «ЭКЗАМЕН»: Соответствуют действующей в текущем учебном году демоверсии Многие имеют.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Автор программы: О.С. Евсейко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Отличник народного.
Использовать любую возможность. Основное общее образование завершается ГИА выпускников, в ходе которой проверяется соответствие их знаний требованиям.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Подготовка учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по русскому языку (виды деятельности, цели) Выполнила: Толстова Е.В., учитель русского.
Возможности подготовки учащихся 9 и 11 классов к ГИА-9 и ЕГЭ по химии с использованием пособий издательства «Интеллект-Центр» Дмитрий Юрьевич Добротин,
ВЫПОЛНИЛА: Приданова Е.П. учитель начальных классов ОУ Варламовской СОШ «Образовательный центр» Формирование у уч-ся начальных классов орфографической.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Пособия для подготовки к МАТЕМАТИКА. Пособия издательства «Экзамен»: Подготовлены разработчиками контрольных измерительных материалов ЕГЭ Имеют гриф ФИПИ.
Практикум по подготовке выпускников 9-х классов к итоговой аттестации по математике в независимой форме.
Аттестация по алгебре учащихся 9 классов МОУ «СОШ 106» учебные года.
С ИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ. Леухина Эра Анатольевна
Подготовили: учителя математики МОУ «СОШ 22» Миляева Л. А., Полунец Г.Н., Шпилькина О.В.
Транксрипт:

Совершенствование грамотности учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 16 села Александровского Бочкаревой Людмилы Георгиевны 2010 год

« Если ты обладаешь знаниями, позволь другим зажечь от них свою свечу» Маргарет Фуллер

совершенствование практических орфографических и пунктуационных умений, связанных с анализом различных языковых умений, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

ознакомление учащихся со структурой ЕГЭ, процедурой сдачи экзамена; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к свободному высказыванию своих мыслей без боязни ошибиться; использование системы непрерывного устного и письменного тренинга на уроке и дома; психологически настроить ученика на ситуацию экзамена, научить управлять собой в условиях стресса.

В связи с введением ЕГЭ необходимо отказаться от количественных знаний учащихся, направить деятельность на сформированность универсальных способов познания, мышления, практической деятельности

В основе опыта лежит концепция повторения Д.Н.Богоявленского: повторение – совершенствование умственной деятельности учащихся. Совершенствовать умения и навыки возможно только за счет динамики интеллектуальной деятельности обучающихся в процессе повторения, которое организовано как совершенствование приемов или способов применения правил и понятий

Теория (на каждую орфограмму или пунктограмму) Практические упражнения (на каждую орфограмму или пунктограмму) Тесты (на каждую орфограмму или пунктограмму) Обобщающая таблица, схема, алгоритм Практические упражнения (на все орфограммы или пунктограммы этого блока) Контролирующий тест (на все орфограммы или пунктограммы этого блока)

Методические пособия

Перечень сайтов для подготовки к ЕГЭ - сайт Министерства образования и науки РФ Всероссийский Интернет-педсовет сайт специализируется на материалах русского языка методико-литературный Интернет-сервис методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена сайт Интернет – школы издательства « Просвещение». На сайте представлены Интернет-уроки, которые включают подготовку к сдаче ЕГЭ. – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений портал информационной поддержки Единого государственного экзамена сеть творческих учителей

1. Единый государственный экзамен : Контрольные измерительные материалы: Рус.яз./ В.И.Капинос, 2.. Единый государственный экзамен : Контрольные измерительные материалы: Русский.язык. – М.: Просвещение, Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – 5-е издание, перераб. – М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ЕГЭ 100 баллов»). 4. Гайбарян О.Н., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку: Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по русскому языку.- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», Русский язык. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в учебном году.М.: Центр тестирования Минобразования России, Фролова, Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык. Симферополь: Пособие предназначено для учащихся 8-11 классов, абитуриентов. 7. Фролова, Т.Я. Практикум по русскому языку (10-11 классы).: Симферополь: Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикуп по русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М.: Вербум – М, Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс/ Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. – (-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5-9 кл. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык кл.. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», Сигов В.К. Псобие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий. Готовимся к ЕГЭ. - М.: - Издательство «Интеллект-Центр», 2007.

Знакомство с учащимися 10 класса начинается с безоценочного диагностического теста за курс 5-9 классов. Выявление уровня работы с тестами, определение пробелов в области орфографии, пунктуации, групп учащихся с высоким, средним, низким уровнем подготовки. Такая деятельность позволяет скорректировать запланированную ранее работу по повторению. В 10 классе основная задача при повторении – повторить с учащимися все части речи, все синтаксические конструкции. В 11 классе передо мною стоит уже другая задача: при повторении совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явлений.

1.Словарно-орфоэпическая разминка (письмо по памяти, задания по орфоэпии, чтение орфоэпического минимума и т.д.) 2.Лексико-стилистическая разминка: 3.Орфографическая разминка. 4.Пунктуационная разминка 5.Теоретическая разминка (актуализация полученных ранее знаний, составление плана-конспекта (таблицы), алгоритма, правила). 6.Повторение пройденного на предыдущих занятиях: устный опрос; проверка домашнего задания. 7.Практические задания (выполняются устно или письменно): упражнения по темам из любого учебника или пособия.

Правописание мягкого знака после шипящих Имя существительное Ж.р III скл. М.р. II скл. Ж. р Р. п. Имя прилагательное. Краткая форма ГлаголНаречие ь Кроме исключения ь уж, замуж, невтерпёж ь ь ь ь Начальная форма гл. Сохраняется перед -ся, -те: В форме 2-го лица ед. числа с окончанием -ешь,-ишь: Повелительное наклонение, выражающее просьб у советприказ

Тренировочные упражнения Вставьте, где нужно, вместо точек Ь Бросиш, везеш.., обжеч…ся, можеш.., гореч.., горяч.., ералаш.., кулич.., мелоч.., лиш.., испеч…,наотмаш..., около дач..., спряч..., обез…яна, ал…пинист, спряч…ся, назнач…те, поч…та, богатыр…ский, бор…ба,кон…чик, залес…е, феврал…ский, октябр…ский, бреш..., мурав…ед, пейзаж.., участвуеш..., свар…щик, асфал…тировать, клян…чить, упас…ть.

Проверочная работа Заполнить таблицу словами, оканчивающимися на шипящий Части речиПишется ь Не пишется ь Имя существительное Имя прилагательное Глагол: инфинитив 2 – е л. Ед. ч. Настоящего и будущего времени повелительное наклонение Наречие Частица

Контролирующий тест 1 В каком слове пишется ь? 1) с…узить ; 2) ад…ютант; 3) ин…екция; 4) ёфел…етон. 2 В каком слове не пишется ь? 1) двух…этажный; 2) п….едестал; 3) птич…его; 4) зареч…е. 3 В каком слове ь – разделительный? 1) бояться; 2) осьминог; 3) избавьте; 4) интервью. 4 В каком слове ь указывает на грамматическую форму? 1) компаньон; 2) беречься; 3) низенький; 4) тихонько. 5В каком слове не пишется ь? 1) похож..; 2) намаж...; 3) обреж..; 4) умнож…

Дата Вариант РезультатОценка ОшибкиРекомен дация учителя Задания ,7,8, ,9.13,14,17,

ДатаСодержание деятельностиПримечание сентябрь1. Знакомство с: инструктивными документами по ЕГЭ; особенностями структуры и содержания экзаменационной работы; правилами выполнения работы; источниками информации о ЕГЭ (сайты); бланковой документацией. 2. Изучение: спецификации экзаменационной работы; демонстрационной версии экзаменационной работы; кодификатора 3. Коррекция знаний по результатам репетиционной работы в мае 2008 года (часть А) А: 13, 15, 16, 18, 17, 19, 3,12,31 октябрь1. Знакомство с информационно-методическим письмом Логвиновой по подготовке к ЕГЭ 2. Отработка умений и навыков по выполнению заданий части А: 13, 15, 16, 17, 18, 19, 3, 12,31 3. Репетиционная работа. Часть А 4. Анализ результатов репетиционной работы, выявление затруднений, составление плана работы по коррекции знаний учащихся (часть А) Составление индивидуальных планов для учащихся Организация работы по коррекции знаний учащихся ноябрь1. Подготовка к ЕГЭ с учетом выявленных затруднений в выполнении части А 2. Подготовка учащихся к выполнению части В 3. Репетиционная работа. Часть В 4. Анализ результатов репетиционной работы, выявление затруднений, составление плана работы по коррекции знаний учащихся (часть В) Организация работы по коррекции знаний учащихся, работающих на «4» и «5» декабрь1. Отработка умений, навыков учащихся в выполнении заданий части А 2. Отработка этапов работы по подготовке учащихся к написанию части С 3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций 4. Районная репетиционная работа в форме и по материалам ЕГЭ 5. Работа с бланковой документацией январь1. Анализ результатов репетиционной работы, выявление затруднений, составление плана работы по коррекции знаний учащихся 2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций 3. Отработка написания содержательного критерия в части С: проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблем Рекомендации для учеников. Тексты с философскими проблемами

ДатаСодержание деятельностиПримечание февраль1. Отработка умений, навыков учащихся в выполнении заданий части А 2. Отработка написания содержательного критерия в части С: комментарий, виды комментария, способы оформления 3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций Резервные 3 перспективных заданий А1,2,4 Рекомендации для учащихся. Тексты с социальными проблемами март1. Репетиционная работа в форме и по материалам ЕГЭ. Часть А 2. Анализ результатов репетиционной работы, выявление затруднений, составление плана работы по коррекции знаний учащихся 3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций 4. Отработка написания содержательного критерия в части С: выявление позиции автора и способы ее оформления Части В,С Рекомендации для учащихся. Тексты с политическими проблемами апрель1. Отработка умений, навыков учащихся в выполнении заданий части А 2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций 3. Отработка написания содержательного критерия в части С: аргументация собственной позиции 4. Работа с бланковой документацией, памятками по выполнению частей А, В, С Резервные 3 перспективных заданий А14, 23, 27 Рекомендации для учеников. Тексты с нравственными проблемами май1. Работа с бланковой документацией, памятками по выполнению частей А, В, С 2. Совершенствование написания части С 3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций 4. Совершенствование умений, навыков учащихся в выполнении части А 5. Сдача ЕГЭ Части А,В

Часть А Кол-во баллов 10 класс, февраль 10 класс, март 10класс, апрель 10 класс, май

1. Бельских Л.Н., Вострикова Л.И. Единый государственный экзамен: Как лучше к нему подготовиться и сдать (методическое пособие по подготовке к сдаче ЕГЭ) // Липецк, Галкина И.В. Организация подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку // Газета «Русский язык» 2006, 2, с Дровосекова Л.И. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся // «Русский язык» 2004, 35, с Евграфова С.М. Тяжело в учении – легко на экзамене // «Русский язык» 2004, 34, с Жданова И.В. Единый государственный экзамен: плюсы и минусы // «Русский язык» 2006, 2, с Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ // «Интеллект-Центр», Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // Журнал «Русский язык в школе» 2005, 5, с Лукашевич Е.В., Кузнецова Н.А. Анализ контрольно-измерительных материалов и результатов ЕГЭ по русскому языку «Русский язык» 2005, 8, с Единый государственный экзамен : Контрольные измерительные материалы: Рус.яз./ В.И.Капинос, С.И. Львова и др.; Министерство образования РФ. – М.: Просвещение, Единый государственный экзамен : Контрольные измерительные материалы: Русский язык. – М.: Просвещение, Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – 5-е издание, перераб. – М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ЕГЭ 100 баллов»). 12.Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык кл.. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», 2007.