Тема урока: (Для учащихся 5 – ого класса) Материал подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» *

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словообразование. Состав слова. Буквы о-а в корнях –раст-,-ращ-,-рос.
Advertisements

Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Что является главным в слове ? Что является главным в слове ? Выполнила ученица 5 класса Кахнович Дарья МОУ Тебисская СОШ.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Состав слова - Корень - Окончание. 1. Как называется часть слова? 2. Где стоит в слове? 3. Для чего служит в русском языке? Исследовательская работа.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
Части слова Вспомните, какие известны вам части слова?
Тема презентации : Морфемика.. Что такое Морфемика и морфемы ? Морфемика - это раздел лингвистики, который изучает морфемы. Что такое морфема ? Морфема.
Автор : Крайнова И.А. Учитель начальных классов МОУ Толбинская СОШ.
Слов без корня не бывает Работу выполнила ученица 2 класса МОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа» Тучина Катя.
Тема урока: «Приставка и суффикс – значимые части слова». Севостьянова Лидия Александровна учитель начальных классов МОУ СОШ 9 Г. Елизово Камчатский край.
корень приставка окончание суффикс.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Состав слова. Словообразование Подготовка к ЕГЭ. Подготовила Берестовая Н. Г.
Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование.
Русский язык.3 класс Светлова Т.О.
Состав слова. План морфемного разбора
Урок русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор Учитель русского языка Барбарян Елена Артёмовна.
Транксрипт:

Тема урока: (Для учащихся 5 – ого класса) Материал подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» * 2008 год* Словообразование. Состав слова.

О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ МОРФЕМА ? Морфемы – это тот содержащийся в языке подготовительный материал, из которого непосредственно строят слова. Е.А. Земская

Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок УЧ в огромное семейство слов. Попробуйте назвать всё его семейство. Сказка про маленький мудрый корень УЧ

Его родственниками стали слова: Учитель ученик Обучение учёный Переучивать заучивать Учительница учебный Учительская завуч Научить учёба ит.д. Ответы детей

К ОГДА У КОРНЯ СПРАШИВАЛИ, КАК ЕМУ УДАЛОСЬ ОБЗАВЕСТИСЬ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ РОДНЁЙ, ОН УТОЧНЯЛ : «В АС, НАВЕРНОЕ, ИНТЕРЕСУЕТ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ?» Словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. И был прав. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. Слово может изменить своё лексическое значение (вертолёт – вертолётчик) или просто поменять одежду, то есть форму (вертолёт- вертолётик)

Слово Перед разбором слова установи - «кто есть кто»: К какой части речи относится? Является ли оно изменяемым? Где его основа и окончание? Найди суффикс и приставку.

Помни! При разборе слова окончанье и основу первым делом находи. После корня будет суффикс, а приставка – впереди.

Например: лесн – ой, лет- ит, прессовщиц - а Например: лесн – ой, лет- ит, прессовщиц - а Что называется основой слова? Часть слова без окончания называется основой слова С КореньКор приПП Приставка Корень Суффикс

Медвед – иц а ей у Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму этого слова. На какие грамматические признаки указывает окончание данного слова? Существительное ж. рода, ед. ч., И. п Существительное ж. рода, ед. ч., Т. п Существительное ж. рода, ед. ч., Р. п

З АДАНИЕ Продолжите ряды слов и сделайте вывод. Продолжите ряды слов и сделайте вывод. «сделать заново»: переписать, … «сделать заново»: переписать, … Пере – «через что-то»: перешагнуть, … «через что-то»: перешагнуть, … «начать»: запеть, затанцевать, … «начать»: запеть, затанцевать, … За – «закончить»: застегнуть, записать, … «закончить»: застегнуть, записать, …

ЗАДАНИЕ Образуйте и запишите слова. На основе этих примеров докажите, что приставки и суффиксы – значимые части слова, то есть морфемы. -чик( ) при- -щик( ) про- Барабан -н(ый) за- бежать -щиц(а) пере- с -ищ(е) с - от-

1.Что нового ты узнал сегодня на уроке? 2.Какой момент урока был для тебя самым (трудным) интересным? Почему? 3.Помогло ли тебе лучше усвоить материал использование на уроке ИКТ? Рефлексия