Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Дистанционная лекция с элементами тренинга Подготовила Á ндрусова Елена Степановна ( МОУ СОШ 1 город.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Advertisements

Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
: -, ; Запятая СТАВИТСЯ, Запятая СТАВИТСЯ, если предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой,
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Двоеточие и тире в БСП. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими.
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями.
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Знаки препинания в БСП Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Какие бывают предложения. Мы уже знаем, что предложения могут быть простыми(одна основа) и сложными(несколько основ).
Практикум Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит (?) ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит (?) ся По дороге столбовой. Пой.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Транксрипт:

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Дистанционная лекция с элементами тренинга Подготовила Á ндрусова Елена Степановна ( МОУ СОШ 1 город - курорт Анапа )

Отношения в сложном предложении Вы помните, что между простыми предложениями, входящими в состав сложного, существуют отношения. Это, конечно, не такие отношения, которые возникают между людьми. Это смысловые отношения.

Как определить отношения ? Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного зависят, естественно, от смысла каждого из простых предложений, то есть отношений между действиями, явлениями, действующими лицами, о которых говорится в каждом простом предложении.

Как определить отношения ? : (1) Я узнал бы хоть случайно, (2) кто здесь бродит по ночам. Например : (1) Я узнал бы хоть случайно, (2) кто здесь бродит по ночам. ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ. В первом простом предложении Сергей Есенин говорит о желании получить информацию. Если бы не было второго простого предложения, то мы не узнали бы, о какой информации идет речь. Значит, второе предложение разъясняет первое. Такие отношения называются ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ.

Как определить отношения ? ) Я не читал статьи Л. Д. Троцкого об искусстве, (2) когда был за границей. (3) Она попалась мне только теперь, (4) когда я вернулся домой. ВРЕМЕННЫЕ. Другой пример : (1) Я не читал статьи Л. Д. Троцкого об искусстве, (2) когда был за границей. (3) Она попалась мне только теперь, (4) когда я вернулся домой. В предложениях 1 и 3 говорится о действиях, а в предложениях 2 и 4 – о времени данных действий. Значит, отношения – ВРЕМЕННЫЕ.

Как определить отношения ? (1) Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля, Ещё один пример : (1) Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля, (2) А у низеньких околиц (2) А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Звонно чахнут тополя. В первом предложении говорится о том, что делает лирический герой ( его взгляд направлен вдаль ). Во втором речь идет о том, что происходит не с героем и не вдалеке, а поблизости. ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ. Стало быть, отношения ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ.

Как определить отношения ? В союзных сложных предложениях ( сложносочинённых и сложноподчинённых ) отношения между простыми предложениями выражаются как с помощью интонации, так и с помощью союзов. Например : [ …],(где…) - местные отношения. [ …],(которая…) - определительные отношен. (Хотя…),[ …] – уступительные отношения. ( Когда…), [ …] – временные отношения. [ …], и [ …] – соединительные отношения. [ …], но [ …] – противительные отношения. То [ …], то [ …] – разделительные отношения.

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) В БСП простые предложения соединены без помощи союзов, поэтому отношения между предложениями надо определять, руководствуясь смыслом. Нужно уметь определять смысловые отношения, потому что от этого зависит знак препинания, который будет поставлен между частями БСП.

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Если отношения соединительные, то есть действия происхо - дят последовательно или одновременно, ставь запятую ! Например : (1) Синее небо, (2) цветная дуга, (3) Тихо степные бегут берега, (4) Тянется дым, (5) у малиновых сёл Свадьба ворон облегла частокол. Пять простых предложений соединены без союзов ( БСП ). Действия, упомянутые в них, происходят одновременно. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ. БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И. Отношения СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ. ЗАПЯТЫЕ Поэтому между предложениями стоят ЗАПЯТЫЕ. [ …], [ …] = [ …], и [ …]

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Другие примеры : И небо и земля всё те же, I. (1) И небо и земля всё те же, Все в те же воды я гляжусь. (2) Все в те же воды я гляжусь. Ветер резвый уснул на пути, II. (1) Ветер резвый уснул на пути, Ни проехать в лесу, ни пройти. (2) Ни проехать в лесу, ни пройти. В глазах у меня потемнело, III. (1) В глазах у меня потемнело, Подкосились резвые ноги. (2) Подкосились резвые ноги. Отношения соединительные ( действия происходят одновременно последовательно ). БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И.

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Случается, что каждое из простых предложений, входящих в состав БСП, уже осложнено, а значит, уже есть какие - то знаки внутри простых предложений. Тогда между частями БСП ставится точка с запятой. Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая ; она, смеясь, щурилась, вертела головою. БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И, но оба простые – осложнены. [ …], и [ …] = […, деепр., деепр.] ; […, деепр., =, =] Поставим запятую между простыми предложениями – она потеряется среди других знаков.

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Точка с запятой также ставится, если простые предложения, входящие в состав БСП, менее тесно связаны по смыслу или очень распространены. Например : Свет от костра лежал на земле большим мигающим пятном ; луна обходила свой ночной круг, печально улыбаясь всем жителям сумеречной Земли. [ …] ; [ …, деепр. оборот] = [ …], и [ …] СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ Отношения СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ. ( действия происходят одновременно ).. БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И.

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Другие примеры : ) Смешно надувая белые щёки, синицы шумят и суетятся, точно молодые мещанки в праздник ; (2) быстрые, умненькие, злые, они хотят всё знать, всё потрогать. I. (1) Смешно надувая белые щёки, синицы шумят и суетятся, точно молодые мещанки в праздник ; (2) быстрые, умненькие, злые, они хотят всё знать, всё потрогать. [ деепр. об., = и =, сравнит. об. ] ; [ 3 обособл. определ., =, = ] II. (1) Продолжая молчать, собеседники шли по мостовой мимо дешёвых дач, трактиров, лесных складов ; (2) под мостом соединительной ветви их прохватила сырость, приятная, с запахом липы. [ деепр. об., … ---,---,---. ] ; [ …, 2 однор. обособл. определ. ] СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ Отношения СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ( действия происходят одновременно ). БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И.

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) В том случае, если второе простое предложение в составе БСП разъясняет первое, уточняет его или объясняет причину действия, явления первого предложения, между ними ставится двоеточие. Отношения ПРИЧИННЫЕИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИННЫЕ или ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ. И жребий правды совершится : Падет твой враг к твоим ногам. Например : И жребий правды совершится : Падет твой враг к твоим ногам. [ …] : [ …] = […, а именно: …, …].

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) [ …] : [ …] = [ …], ( что …). ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ Отношения ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ Другие примеры : Подойду и вдруг увижу : Хрупкий снег изломан весь. Любите книгу : она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. [ …] : [ …] = [ …], ( потому что …). ПРИЧИННЫЕ. Отношения ПРИЧИННЫЕ.

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Тире между частями БСП ставится тогда, когда отношения между его частями времен - ные, условные, следствия или противительные. ( противительные ). ( временные ). ( условные ) ( следствия ) Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле. [ …] - [ …] = [ …], а [ …] ( противительные ). Лес рубят – щепки летят. [ …] - [ …] = (Когда …), [ …] ( временные ) Назвался груздём – полезай в кузовок. [ …] - [ …] = (Если…), [ …] ( условные ) Солнце дымное встаёт – будет день горячий. [ …] - [ …] = [ …], (так что …). ( следствия )

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Тире между частями БСП ставится и тогда, когда в предложениях содержится сравнение или происходит быстрая смена событий. Молвит слово – соловей поёт. [ …] - [ …] = [ …], (как будто …). Сравнение. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ( Резкая смена событий ).

Пунктуация в БСП ( бессоюзных сложных предложениях ) Материал лекции изложен. Всё ли вам понятно ? Если нет просмотрите слайды ещё раз. А теперь попробуйте сами вставить знаки препинания. Знаки вставляйте прямо в слайдах. Не хотите выполнять простую работу – сами составьте пару - тройку предложений с каждым из знаков : запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Свою работу сохраните в папку « Уроки Елены Степановны » под своим именем. Не забудьте о схемах. Удачи !

1. [ …], [ …] = [ …], и [ …] 2. [ …], и [ …] = […, деепр., деепр.] ; [… =, =] 3. [ …] : [ …] = […, а именно : …, …]. 4. [ …] : [ …] = [ …], ( что …). 5. [ …] : [ …] = [ …], ( потому что …). 6.[ …] - [ …] = [ …], а [ …] 7. [ …] - [ …] = ( Когда …), [ …] 8. [ …] - [ …] = ( Если …), [ …] 9. [ …] - [ …] = [ …], ( так что …). 10. [ …] - [ …] = [ …], ( как будто …). Опорный конспект

1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман. 3. Вокруг города раскинулись леса могучие, нетронутые лес для сплава рубили в верховьях. 4. Проснулся опять перед тобою поля, степи. 5. Машинист стоял на площадке рельсы бойко убегали вдаль. 6. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонёк будка вынырнула из темноты и снова пропала. 7. в бледном свете зари стояла маленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за эту ночь пожелтела. 8. Солнце зашло за горизонт заря на исходе. 9. На том берегу небо всё было залито багровой краской всходила луна. 10. Зашло солнце земля быстрее остыла.