Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. «В литературе сосредоточена вся умственная жизнь общества, его нравственные и духовные интересы, и считал,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Юрьевич Лермонтов Тема поэта и толпы в лирике Лермонтова.
Advertisements

«ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА РОЖДЕННОЕ СЛОВО». Для Лермонтова творчество «всесожигающий костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной». Почему же? Человек.
Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
Тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Периодизация творчества Период ученичества ( гг) Период становления поэта, обретение собственного «я» ( гг.) Период зрелой лирики (1837.
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности. Пушкин.
А.С. Пушкин ЛИРИКА Работу выполнила Корочкова Юлия.
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Тесты (для уроков с использованием интерактивной доски) Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова Презентацию подготовили Учащиеся 9 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области.
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ ( ) русский писатель, граф, русский писатель, граф,член-корреспондент Петербургской АН (1873), автор сатирических.
Цель урока : проследить изменение темы « Роль поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова» на разных этапах его жизни (на примере стихотворений «Мой дом»,
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Баллада о трех сыновьях.. В краю средь гор и цветущих долин Текла река исчезая вдали. Прекрасней не было страны, Где рождались баллады и сны.
Ельцова Е.С. "А Лермонтов есть Лермонтов навеки..." Творчество М.Ю.Лермонтова Модуль 3 … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал,
Пушкин о назначении поэта и поэзии
Разработка урока литературы в 9 классе «Тема поэта и поэзии в литературе XIX и XX веков» XIX и XX веков»
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Транксрипт:

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

«В литературе сосредоточена вся умственная жизнь общества, его нравственные и духовные интересы, и считал, что литература является средством воздействия на понятия и нравы общества.» В.Г. Белинский «В литературе сосредоточена вся умственная жизнь общества, его нравственные и духовные интересы, и считал, что литература является средством воздействия на понятия и нравы общества.» В.Г. Белинский

Поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт - это человек, одаренный высокой мыслью и душой, ни перед кем не склоняющий гордого чела, ничего не страшащийся. Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается поэтом в стихотворении Журналист, читатель и писатель. В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными безопасными темами. Такими писателями литература превращалась в развлечение. Среди различных впечатлений, На мелочь душу разменяв, Он гибнет жертвой общих мнений. Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом: Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный? Среди различных впечатлений, На мелочь душу разменяв, Он гибнет жертвой общих мнений. Такое положение тревожило Лермонтова, и он задавался вопросом: Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный?

«Смерть поэта» Тема стихотворения - гибель А.С.Пушкина, скорбь поэта, осознание утраты. Идея стихотворения - - обвинительный приговор и конкретному убийце, и обществу, его породившему; - историческая роль Пушкина и трагическая участь Поэта в современном мире.

«Пророк»

У Лермонтова это трагическое осмысление темы. В стихотворении пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать в очах людей страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, - В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, - В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение. И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. То есть его проповедь и правда вызвала в людях озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение. И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.

Преображение человека, поэта в пророка Злоба и пороки мира Ясный гармонический мир Мир страданий и слёз Мир бесконечно разнообразен Мир расколот, контрастен Торжествует приятие мира На первом плане - отрицание

«Поэт» Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал Булат его хранит таинственный закал Наследье бранного востока. Наследье бранного востока. Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. И не одну прорвал кольчугу. Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным. Нарядом чуждым и постыдным. Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина. В походной лавке армянина. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене Игрушкой золотой он блещет на стене Увы, бесславный и безвредный! Увы, бесславный и безвредный! Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает... Никто с усердьем не читает... В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны... Морщины прятать под румяны... Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. Покрытый ржавчиной презренья?.. Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал Булат его хранит таинственный закал Наследье бранного востока. Наследье бранного востока. Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. И не одну прорвал кольчугу. Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным. Нарядом чуждым и постыдным. Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина. В походной лавке армянина. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене Игрушкой золотой он блещет на стене Увы, бесславный и безвредный! Увы, бесславный и безвредный! Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает... Никто с усердьем не читает... В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны... Морщины прятать под румяны... Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. Покрытый ржавчиной презренья?..

1.Каково предназначение поэта по мнению А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова? 2.Как соотнесены образы поэта и пророка в стихотворениях вышеупомянутых поэтов? 3.Какова судьба поэта и пророка у авторов стихотворений? Каково отношение толпы к поэту-пророку? «Поэт»

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создает величественный образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Используя глаголы-сказуемые (воспламенял, носился, звучал и др.), Лермонтов подчеркнул высокую роль поэзии. Однако истинные поэты не признаны в ветхом мире, их простой и гордый язык не нужен там, где тешатся блестками и обманами. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презрения?..

Подведём итоги. Каков лермонтовский идеал поэта? Человек, стоящий выше других, способный вести за собой; он должен обладать смелостью, энергией, неутомимостью; ему должно быть присуще чувство собственного достоинства. Какова главная задача поэзии по мнению М.Ю.Лермонтова?