Поэтапное становление воспитательной системы в современной сельской школе. Панова Н.В. 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет: -аналитическую, -контрольно-корректирующую.
Advertisements

Моральные ценности сегодня. Есть ли они в нашей школе? Какие?.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Главное предназначение плана - упорядочить воспитательную деятельность, обеспечить выполнение таких требований к воспитательному процессу, как планомерность.
Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствуя себя.
Структура плана ВР классного руководителя МКОУ СОШ 1 Барабинского района Новосибирской области.
ШС (школьное самоуправление) Это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать.
Направление деятельности родительской общественности в школе с целью взаимодействия с учителями в процессе образования и воспитания подрастающего поколения.
«Формирование личного пространства школьников в условиях воспитания коллектива» Из опыта работы Гукасовой Л.Г. классного руководителя МБОУ лицея 6 г.Ессентуки.
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МОУ НОШ 25 с. Бада.
Сообщение учителя начальных классов Семиной Ольги Валентиновны по теме: «Организация эффективной воспитательной работы в школе. Повышение роли классного.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
ТЕМА «Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения»
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Шуя Организационная деятельность классного руководителя по повышению.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Ученическое самоуправление в системе государственно - общественного управления школой.
Терентьева Алевтина Васильевна Классный руководитель 6 «б» класса МОУ «Ибресинская СОШ 2»
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Транксрипт:

Поэтапное становление воспитательной системы в современной сельской школе. Панова Н.В г.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ. Воспитательная работа по своей сущности является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов, функций, обеспечивающих формирование целостной личности. Реализуя функцию деятельности подхода в планировании воспитательной работы, заместитель директора по воспитательной работе обязан: 1) нацелить педагогов на то, что личность развивается в конкретной деятельности, значимой для нее, и не всякие дела, мероприятия способствуют ее развитию; 2) определить возможности и условия социальной среды в предоставлении учащимся свободного выбора того вида деятельности, который отвечал бы их интересам, склонностям; 3) направлять жизнедеятельность учащихся на саморазвитие, самореализацию и самоопределение; 4) осуществлять творческий подход к планированию системы, к форме, месту и времени проведения основных дел и организации ситуаций жизнедеятельности учащихся.

ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. С чего начать? 1. Привлечь всех участников учебно-воспитательного процесса к решению общей поставленной цели. («Воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой, социально- значимой личности») 2. Наметить ожидаемые результаты. (Образ выпускника школы) (Образ выпускника школы) 3. Содержание воспитательной цели школы воплощать через модели учеников по ступеням развития. (Модель ученика 1 ступени (5-6кл.), 2 ступени (7-8кл.), 3 ступени (9-11кл.)) 4. Направления деятельности планировать системно, опираясь на ценностные ориентиры тех или иных качеств модели ученика. (каждый семестр вся школа живет и работает по общему ориентиру) Таким образом, воспитательная работа жестко структурирована, имеет место тенденция преемственности, что является показателем системы, а значит эффективности деятельности (процесса).

КРИТЕРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ Чтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо ее тщательно контролировать: - проверять планы классных руководителей; - проверять планы классных руководителей; - проверять качество проведенных классных часов путем их посещения; - проверять качество проведенных классных часов путем их посещения; - проводить совещания с классными руководителями и учителями- предметниками; - проводить совещания с классными руководителями и учителями- предметниками; - проводить тематические педсоветы и родительские собрания; - проводить тематические педсоветы и родительские собрания; - контролировать деятельность студии дополнительного образования. - контролировать деятельность студии дополнительного образования.

Критерии успешности организации воспитательной работы в школе - Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы. - Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы. - Включенность родителей в воспитательный процесс. - Создание воспитывающей среды и положительного психолого- педагогического климата. - Создание воспитывающей среды и положительного психолого- педагогического климата. - Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют). - Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют). - Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса. - Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям. - Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы. - Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы. - Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности. - Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности. - Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания. - Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания. - Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями. - Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.

Методической основой концепции по созданию ВС в нашей школе является 3-ий тип ВС профессоров Колесниковой И.А. и Барышникова Е.Н. - Воспитательная система социальной ориентации. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ. Методической основой концепции по созданию ВС в нашей школе является 3-ий тип ВС профессоров Колесниковой И.А. и Барышникова Е.Н. - Воспитательная система социальной ориентации. А) Ценности – ОТЕЧЕСТВО. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. РАВЕНСТВО. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. ДЕМОКРАТИЯ. Б) Цель воспитания – ЧЕЛОВЕК! Качества: Качества: - социально – активный - законопослушный - знающий права и свободы человека - строящий свои отношения с людьми на принципах равноправия и ненасилия В) Педагогические технологии: - социальное проектирование - КСО (коллективный способ обучения) - ненасильственные коммуникации - профориентация Г) Виды деятельности: - деятельность ДО, объединений, органов родительского и ученического самоуправления; - социально – педагогические тренинги; - организация школьной жизни по тематическим периодам.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Большую роль в становлении воспитательной системы школы играют классные руководители. Примерные критерии и уровень деятельности: Знание психолого-педагогических основ воспитания, особенностей возраста; Знание психолого-педагогических основ воспитания, особенностей возраста; Знание содержания форм и методов воспитания; Знание содержания форм и методов воспитания; Педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, опора на ученическое самоуправление; Педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, опора на ученическое самоуправление; Умение планировать внеурочную воспитательную работу; Умение планировать внеурочную воспитательную работу; Формирование интереса к учебе, развитие познавательных потребностей учащихся; Формирование интереса к учебе, развитие познавательных потребностей учащихся; Совместная работа классного руководителя с учителями, работающими в классе; Совместная работа классного руководителя с учителями, работающими в классе; Взаимодействие классного руководителя с родителями; Взаимодействие классного руководителя с родителями; Взаимодействие с социальным окружением; Взаимодействие с социальным окружением;

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПЛАНИРОВАНИЯ. Первое - педагогическая целесообразность. Важно, чтобы составлению плана предшествовал самоанализ. Уровень воспитательной работы должен соответствовать силе установившихся традиций. Первое - педагогическая целесообразность. Важно, чтобы составлению плана предшествовал самоанализ. Уровень воспитательной работы должен соответствовать силе установившихся традиций. Второе – конкретность. Преобладать в плане должны конкретные дела. Второе – конкретность. Преобладать в плане должны конкретные дела. Третье – разнообразие форм. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать воспитательную работу эмоциональной, интересной для всех. Третье – разнообразие форм. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать воспитательную работу эмоциональной, интересной для всех. Четвертое – насыщенность. В жизни детского коллектива не должно быть «пустот и остановок». Четвертое – насыщенность. В жизни детского коллектива не должно быть «пустот и остановок». Пятое – вовлеченность. Привлечение каждого педагога к активному руководству каким-либо делом. Это должно стать в школе неукоснительным правилом. Пятое – вовлеченность. Привлечение каждого педагога к активному руководству каким-либо делом. Это должно стать в школе неукоснительным правилом. Шестое – гласность и отчетность – составные части планирования. Шестое – гласность и отчетность – составные части планирования. Седьмое – опора на связь с семьей. План становится более целенаправленным, когда зам.директора по ВР связан с родителями. Седьмое – опора на связь с семьей. План становится более целенаправленным, когда зам.директора по ВР связан с родителями. Восьмое – план должен быть всесторонним и полным, т.е. включать все направления воспитательной деятельности. Восьмое – план должен быть всесторонним и полным, т.е. включать все направления воспитательной деятельности.

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Программа «Память» - патриотическое воспитание; Программа «Память» - патриотическое воспитание; Программа «Школа-территория здоровья» - оздоровительная деятельность; Программа «Школа-территория здоровья» - оздоровительная деятельность; Программа «Мир искусства» - художественно-эстетическое воспитание; Программа «Мир искусства» - художественно-эстетическое воспитание; Программа «Друзья природы» - экологическое воспитание; Программа «Друзья природы» - экологическое воспитание; Программа «Я+ТЫ=МЫ» - самоуправленческая и соуправленческая деятельность; Программа «Я+ТЫ=МЫ» - самоуправленческая и соуправленческая деятельность;

В основе любой педагогической технологии лежит определенная направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. В основе любой педагогической технологии лежит определенная направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату. Технология КТД (коллективные творческие дела); Технология КТД (коллективные творческие дела); Деловая игра («Выборы председателя ДО»); Деловая игра («Выборы председателя ДО»); Шоу-технологии (театрализованные представления); Шоу-технологии (театрализованные представления); Групповые технологии (интеллектуальные игры, дискуссионные качели). Групповые технологии (интеллектуальные игры, дискуссионные качели).

Тесное сотрудничество с родителями – залог успеха в вопросах обучения, воспитания, организации учебной и внеурочной деятельности. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Тесное сотрудничество с родителями – залог успеха в вопросах обучения, воспитания, организации учебной и внеурочной деятельности. Формы работы с родителями: Общешкольное родительское собрание (2 раза в год); Общешкольное родительское собрание (2 раза в год); Родительский комитет школы (1, 3, 5 семестры); Родительский комитет школы (1, 3, 5 семестры); Попечительский совет (по мере необходимости); Попечительский совет (по мере необходимости); Совет профилактики правонарушений (1, 3, 5 семестры); Совет профилактики правонарушений (1, 3, 5 семестры); Совет отцов (2, 4, 6 семестры); Совет отцов (2, 4, 6 семестры); Индивидуальная работа с родителями (в течение года); Индивидуальная работа с родителями (в течение года); Привлечение родителей в общественную жизнь школы Привлечение родителей в общественную жизнь школы (в течение года). (в течение года).

Взаимодействие с другими организациями по вопросам воспитания подрастающего поколения. СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. Взаимодействие с другими организациями по вопросам воспитания подрастающего поколения. МОУ Избердеевская средняя школа РДТДиЮ ДЮК «Атлант» Редакция газеты «Сельские зори» ЦРБ МЧС Петровского района Петровский почтамт МУК «Досуговый центр» Петровская школа искусств

ИТОГОВЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ГОД. Построение воспитательной системы невозможно без анализа деятельности. При анализе воспитательного процесса необходимо руководствоваться следующим: - не сравнивать класс с классом, педагога с педагогом, ребенка с иным ребенком; - рассматривать воспитательный процесс в его динамике, чтобы сравнить: это было, это есть; - учитывать влияние социокультурной среды на формирование у подростков ценностных культурных ориентиров; - обсудить на педагогическом совете полученные результаты, исходя из них, провести коррекцию сложившейся воспитательной работы и с учетом полученных выводов спланировать дальнейшую работу по воспитанию учащихся.