ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ « МАТЕРИ РОССИИ » РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ – ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПОЧЁТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ, ДИРЕКТОР ГКОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ ДОМ Г. АЗОВА Е. А. БАЙЕР
« Новое поколение » ПРОЕКТ « ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ДЕТЕЙ - СИРОТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ » ( на примере воспитанников ГКОУ РО « Детский дом г. Азова Ростовской области »)
Автор и научный руководитель проекта – О. Ю. Латышев, Член Президиума РО ВОД « Матери России », академик МАС, МАЕ, МАПН, МАДЮТК, профессор РАЕ, заслуженный деятель науки и образования, п. д. н., к. филол. н., научный руководитель Международного эксперимента и ФЭП ФГНУИСМО РАО, директор телекоммуникационного образовательного проекта « Мариинская галерея »
Актуальность проекта Задача социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики тесно соприкасается с задачей проведения их широконаправленного спортизированного воспитания. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении вот уже почти пяти лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации КОУ РО КОУ РО « Детский дом г. Азова Ростовской области » в сетевом образовательном проекте « Мариинская галерея ».
Цель проекта - разработать и апробировать механизм взаимодействия, возникновения и усиления преемственности формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики.
Объект проекта – взаимодействие формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики. Предмет проекта – процесс социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики.
Задачи проекта на 4 года подразделяются на три основных блока : нормативно - правовые и организационные ; методические и психолого - педагогические ; финансово - экономические. К нормативно - правовым и организационным задачам относятся : 1. создание пакета нормативно - правовых документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие образовательных учреждений во взаимодействии формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики. 2. совершенствование механизма функционирования сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » направленного на реализацию модели взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ;
3. реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в образовательных учреждениях, участвующих в названном образовательном проекте, использующих дистанционные образовательные технологии ; 4. организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ - компетенций ; 5. формирование системы мониторинга работы в рамках сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея », а также управления им с целью оптимизации работы по социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования ; 6. разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта « Мариинская галерея »; 7. совершенствование туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики вовлечённых в проектную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов « Мариинской галереи ».
К методическим и психолого - педагогическим задачам относятся : 1. освоение педагогами нового информационно - образовательного пространства, организованного в рамках туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики учреждений и образовательного проекта « Мариинская галерея », а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования ; 2. освоение педагогами практики составления и использования программ социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов ; 3. освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса ;
4. внедрение в практику педагогов - предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ; 5. введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта ; 6. освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения ; 7. разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках сетевого образовательного пространства.
К финансово - экономическим задачам относятся : 1. эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » с использованием дистанционного обучения ; 2. определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия ;
разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно - образовательных ресурсов ; 4. проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов ( образовательных, кадровых, организационных, материально - технических ) в условиях образовательного проекта « Мариинская галерея », не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ; 5. улучшение учебно - методической и материально - технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.
Гипотеза. Взаимодействие формального, неформального и информального образования обеспечит новое качество социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики, если : - разработана нормативно - правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в преемственности формального, неформального и информального образования при формировании процесса социализации воспитанников КОУ РО « Детский дом г. Азова Ростовской области » средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ; - освоен механизм построения сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » и реализована модель взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации воспитанников КОУ РО « Детский дом г. Азова Ростовской области » средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие ;
- педагогами освоено новое информационно - образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников КОУ РО « Детский дом г. Азова Ростовской области » средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ; - в педагогическую практику введена критериальная система оценивания социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети ; - сформирована система мониторинга работы сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея », а также управления ею с целью оптимизации работы по социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
Перечень используемых методик : - обобщение и анализ педагогического опыта социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования ; - диагностика процесса социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики на разных ступенях обучения ; - методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов ; - методика мониторинга работы сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » по социализации детей - сирот средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования ; - анализ продуктов деятельности образовательных учреждений - участников площадки.
Инновационный потенциал : - построение и реализация модели взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ; - разработка технологии взаимодействия формального, неформального и информального образования по социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ; - введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования ; - формирование системы мониторинга работы сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » по социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
Ожидаемые результаты : – разработка и апробация механизма социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования в условиях образовательных учреждений ; - решение нормативно - правовых, организационных, методических, психолого - педагогических и финансово - экономических задач.
Методы, используемые при осуществлении проекта : - анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта ; - диагностика характеристик процесса социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики на разных ступенях обучения ; - анализ мониторинга работы сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » по социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования ; - анализ продуктов и результатов деятельности учреждений - участников площадки.
По результатам проектной работы планируется : - метапрограммы педагогов - участников площадки ; - рекомендации образовательным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы метапредметных достижений учащихся ; - система мониторинга социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ; - научно - методическая конференция « Взаимодействие формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики ».
План поэтапной реализации эксперимента Первый этап - диагностико - ориентировочный г. - Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети. - Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения ( КОУ РО « Детский дом г. Азова Ростовской области ») с другими образовательными учреждениями. - Конструирование единой региональной системы мониторинга социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования. - Разработка содержания метапрограмм социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики учащихся во взаимодействии формального, неформального и информального образования. - Проведение мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей ( в рамках работы новых структурных подразделений, таких как : служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников ). - Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети ( профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы ). - Мониторинг внутренних кадровых ресурсов ( педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ - компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов ). - Анализ возможностей информационно - технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия ( компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т. п.).
- Проведение мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей ( в рамках работы новых структурных подразделений, таких как : служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников ). - Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети ( профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы ). - Мониторинг внутренних кадровых ресурсов ( педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ - компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов ). - Анализ возможностей информационно - технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия ( компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т. п.).
- Проведение мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей ( в рамках работы новых структурных подразделений, таких как : служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников ). - Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети ( профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы ). - Мониторинг внутренних кадровых ресурсов ( педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ - компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов ). - Анализ возможностей информационно - технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия ( компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т. п.).
Второй этап - проектировочно - организационный – 2015 г. - Утверждение сетевой модели использования информационно - образовательных ресурсов в решении проблемы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики. - Завершение комплексного анализа образовательных возможностей и потребностей воспитанников КОУ РО « Детский дом г. Азова Ростовской области ». - Подготовка рекомендаций образовательным учреждениям ( в зависимости от типа ) по организации сетевого взаимодействия. - Освоение психолого - педагогической диагностики уровня социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики в условиях сетевого взаимодействия. - Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях приемов открытых образовательных технологий. - Отбор критериального аппарата, единого для всех участников сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея », реализации метапредметных программ. - Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики посредством метапрограмм.
Третий этап – аналитико - корректировочный – « Совершенствование » г. г. - Подведение итогов деятельности учреждений - участников сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » по реализации проблемы проекта. - Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. - Проведение оценки эффективности использования ресурсов сетевого образовательного проекта « Мариинская галерея » в решении проблемы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско - краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования.