ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по материалам исследования в школах Самарской области) Презентацию подготовила: Карамаева Л.А,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
Advertisements

«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
Анализ деятельности уполномоченного по правам участников образовательного процесса ГОУ СОШ – 2010.
Подготовила педагог-психолог МБДОУ «Д/с КВ 24» Арканникова Л.В. г. Ачинск, 2013г.
Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье» 28 Октября 2011 года.
Конвенция ООН о правах ребенка Защита прав и достоинств подростка.
Жестокое обращение с детьми: что это такое? Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы,
О положении детей в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Международные документы 1924 г.Женевскую декларацию прав ребенка г. – Лига Наций приняла Женевскую декларацию.
Насилие как явление в сознании и жизни череповчан Алена Богомолова, ведущий социолог БФ «Дорога к дому» 26 ноября 2013 г.
Жестокое обращение. Насилие в семье. Подготовила: педагог-психолог Субботина К. В.
Проект «Скажи мне, как тебя зовут…» Команда «СТИХиЯ», г.Владимир, МОУ СОШ 11.
Поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны.
Опрос-анкета «Дети – не для насилия» Цель анкетирования – выяснить, как проблема насилия представлена в сознании подростков, насколько часто им приходится.
Что ты думаешь о правах ребёнка? У ребёнка есть такие же права, как и у взрослого, он обладает всем спектром основных неотъемлемых прав и свобод человека.
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
Выполнил ученик 5 класса Мельцов Максим, Руководитель Макарова Н.В., учитель английского языка и МХК. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНЫХ НЕУДАЧ Исследовательская Работа.
1 2 К насильственным действиям относят любые действия, которые причиняют или могут причинять физический, психический или сексуальный ущерб и страдания.
Социологическое исследование. Дорогой друг! В нашей школе среди учащихся 9-11-ых классов проводится аналитический конкурс "Права несовершеннолетних в.
Родителям о последствиях жестокого обращения в семье для психики ребенка.
«Нормативные основы прав детей в ДОУ и семье». Основные документы определяющие права ребенка: 1924 г. – Женевская декларация прав ребенка 1948 г. – Всеобщая.
Транксрипт:

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по материалам исследования в школах Самарской области) Презентацию подготовила: Карамаева Л.А, начальник лаборатории соц. психологии РСПЦ, Самара, к.пс.н.

Исследование феномена насилия С.Г. Кемпе с соавторами (1962) описали синдром избиваемого ребёнка. Было доказано, что переживание насилия связано с появлением чувства страха, обиды, гнева, удручённости, утратой ощущения безопасности. Д. Раппорт и А.Руберкуэ отметили, что 60% родителей «забитых детей» имели психиатрические расстройства (депрессии, тяжёлые тревожные расстройства, острые бредовые реакции, алкоголизм и др.), социально-экономические проблемы, а также тяжёлую депривацию в детском возрасте. Дж. Спинетта и Д. Риглер сделали вывод о том, что не доказано, будто средовые факторы выступают как единственные и достаточные для жестокого обращения с ребёнком.

Законодательство, запрещающее насилие над детьми 1948 год - всеобщая Декларация прав человека: каждый человек (женщина, мужчина, ребёнок) имеет право на жизнь без насилия год - Международная Конвенция о правах ребёнка, она устанавливает специальные меры для признания прав ребёнка на здоровое развитие, защиту от разного рода посягательств, включая жестокое обращение и сексуальное насилие, в том числе совершённое родителями. Конституция РФ. Семейный и Уголовный Кодексы. Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Характеристики исследования Метод исследования – анкетный опрос Было опрошено 500 учащихся общеобразовательных школ, 500 родителей и 500 педагогов Опрос проводился в 9 районах г.Самара

Представления о насилии (по результатам опроса) В это понятие 30,5% включают рукоприкладство и разные формы унижения, т.е. и физическое, и психическое насилие. К насилию отнесена и вербальная агрессия. Были названы очень конкретные примеры поведения, относящиеся к насилию: угрозы, применение физической силы, обзывание.

(по мнению учащихся) Распространённость разных форм насилия над учащимися (по мнению учащихся) Словесное оскорбление: Словесное оскорбление: почти 40% мальчиков и 50% девочек никогда лично не сталкивались с такой формой насилия в своей школе и не наблюдали её проявлений. В то же время примерно столько же опрошенных несколько раз наблюдали такое обращение педагога с учащимися. Кроме того, примерно 7,5% опрошенных обоего пола отметили, что это можно считать распространённой практикой. Угрозы: Угрозы: свыше 70% мальчиков и почти 80% девочек ответили, что такого поведения педагогов вообще нет в школе. В то же время значительный процент (20% мальчиков и 15,4% девочек) были свидетелем такого поведения педагогов несколько раз. Однако это менее распространённая практика, чем словесные оскорбления. Таким образом, вербальное насилие в форме словесных оскорблений, угроз присутствует в современной школе.

Распространённость разных форм насилия над учащимися (по мнению учащихся) Изоляция Изоляция (например, когда педагоги закрывают учащихся в кабинете): 86,6% мальчиков и 88% девочек) никогда не наблюдали такого поведения. Менее 9% опрошенных ответили, что хотя бы несколько раз сталкивались с таким поведением педагогов. В то же время почти 4,5% мальчиков ответили, что такое поведение педагогов часто встречается. Провокационное поведение: Провокационное поведение: половина опрошенных никогда не сталкивались с таким поведением педагогов. В то же время треть его неоднократно наблюдали. К тому 12% мальчиков и 8,5% девочек считают это частой практикой. Вымогательство: Вымогательство: как показывают ответы учащихся, оно практически отсутствует в современной школе. Никогда не встречались с таким поведением 88% мальчиков и 91% девочек. В то же время почти 8% мальчиков отметили, что сталкивались с этим поведением несколько раз.

Распространённость разных форм насилия над учащимися (по мнению учащихся) Повышение голоса, крик на учащегося: Повышение голоса, крик на учащегося: более половины опрошенных несколько раз с ними сталкивались. Более 1/5 опрошенных часто с сталкивались с таким поведением. Рукоприкладство: Рукоприкладство: практически отсутствует в школе, по признанию более чем 90% опрошенных, как и сексуальное насилие. Ограничение движений: Ограничение движений: треть опрошенных ответили, что несколько раз его наблюдали. Примерно 70% с ним не сталкивались. Отбирание вещей у учащихся: Отбирание вещей у учащихся: достаточно распространено, т.к. почти 40% опрошенных хотя бы раз его наблюдали. Игнорирование просьб и вопросов учащихся: Игнорирование просьб и вопросов учащихся: почти половина опрошенных неоднократно сталкивались с равнодушием педагога, ещё 10% часто.

Ситуации повышенного риска насилия (по мнению учащихся) Плохая успеваемость Невыполнение заданий на уроке Пропуски занятий Нарушение школьной дисциплины Оскорбление педагога учащимся Ситуация, когда ребёнок обижает других детей Ненадлежащий внешний вид Курение Алкогольное или наркотическое опьянение

Типичные объекты насилия (по мнению учащихся) Высокий риск Средний риск Низкий риск Агрессивные Гиперактивные Импульсивные Провоцирующие на плохое обращение Отстающие в развитии Пассивные Неспособные постоять за себя Исполнительные и ответственные Из малообеспеченных семей Принадлежащие к национальным меньшинствам

Личностные факторы предрасположенности к насилию (по мнению учащихся) Ярость Трудности в общении с людьми Тирания Хроническая агрессивность Импульсивность Зависимость Личностная незрелость Низкая самооценка Потеря уверенности в своих педагогических способностях

Стратегии вмешательства (по оценке педагогов) АктивныеПассивная Ситуативная Личное вмешательство 48,2% Обращение в администрацию 4,2% Бездействие 0,5% Действие по обстоятельствам 44,5%

Куда ребёнок может обратиться за помощью в случае насилия? (по мнению педагогов) 1. Центр «Семья» 2. Городская администрация 3. Отдел образования 4. Суд 5. Отдел опеки 6. Милиция 7. Родители и директор 8. Психолог

Представление родителей о масштабах школьного насилия Форма насилияОценка областным школамОценка своей школе Словесное оскорбление, обзывание ученика Более 40% - есть отдельные случаи; 1/3 такого вообще нет 69,5% - никогда не сталкивались и не наблюдали, 16% - несколько раз Угрозы17%- есть отдельные случаи; 56% - такого нет 86,6% никогда не сталкивались Изоляция82,2% - такого нет93% - никогда не сталкивались Вымогательство79,5% - такого поведения нет94, 6% - никогда Провокация ученика на грубость40% - такого нет; 28% есть отдельные случаи71,1% - никогда не сталкивались; 21% - несколько раз сталкивались Рукоприкладство86,1% - такого нет; 2,7% - есть отдельные случаи94,6% - никогда не сталкивались Сексуальное насилие90% - такого нет96,2% - никогда не сталкивались Ограничение движений учащихся50% - нет такого; 23,5% - есть отдельные случаи 80% - никогда, по 10% -несколько раз сталкивались Повышение голоса, крик на учащегося 11% - широко распространено; 22% - распространено; 13,4% - такого нет; 48% отдельные случаи 42,5% - никогда не сталкивались; 37% - несколько раз; 5% часто Отбирание вещей у учащихся56% - такого поведении нет; 20% - отдельные случаи; 14% - ЗО. 83,8% - никогда; 10% - несколько раз Игнорирование вопросов или просьб учащихся 45% - такого нет; 25% - есть отдельные случаи63% - никогда не встречается; 16% - несколько раз; 5% - часто Убийство94% - такого нет100% никогда не сталкивались

Спасибо за внимание!