Языковые способы и средства организации текста. Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык. 8 класс. Тема урока: Составное глагольное сказуемое. Учитель: Киселева М.Н., МОУ СОШ 10 г. Щелково.
Advertisements

Работа с текстом. Теория и практика Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кошкина Кайбицкого муниципального района РТ Учитель.
Презентация к уроку русского языка для 9 класса к подготовке к ГИА.
Д.С.Лихачев Письмо третье Письма о добром и прекрас ном.
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Цели урока: 1.Закреплять умения: а)видеть структуру сложного предложения; б)различать виды придаточных; в)правильно расставлять знаки препинания, составлять.
Моя Россия! Кто в России не бывал, Тот и света не видал. Приезжайте в гости к нам! Убедитесь, что Россия и богата и красива. Посмотрите наши дали, Побывайте.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Проект по светской этике Выполнила Деревягина Настя.
СЧАСТЬЕ Дети Семья Здоровье Карьера Деньги Путешествия, отдых.
Сложносочиненное предложение. (9 класс) Цель урока: отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом и;
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Б ЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ - ЧУТЬ …. Друг (подруга) – человек, находящийся в дружбе с кем-нибудь, очень близкий товарищ. Приятель – близкий знакомый, с которым.
На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она. Посмотрите на карту мира и сравните нашу страну по размеру с.
Буракова Оксана Александровна Воспитатель старшей группы МБДОУ Турбанского детского сада ТЕМА: «Воспитание любви к родному краю»
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
«По дороге добра, в страну нравственности» Творческий проект.
Сложные предложения в русском языке Выполнила: Чистова Анастасия Ученица 11 «А» класса.
Транксрипт:

Языковые способы и средства организации текста

Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь

( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ).

( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ).

За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Прошел сентябрь ясно-голубой, по-майски теплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходят­ся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зеленого становится желтым, затем красновато-золотистым. (В. Некрасов) (В. Некрасов)

Все блага и радости жизни // создаются трудом. Без труда //нельзя честно жить. С малых лет//учись быть верным слову. Верность слову// твоя личная честь. (В. Сухомлинский) (В. Сухомлинский)

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите способ связи предложений в тексте Висевший под сводом фонарь освещал довольно объемную комнату с каменным полом. В ней не было видно ни одного окна, ни малейшего отверстия, кроме железной двери. Небеленые кирпичные стены и крутой свод над ними при слабом свете фонаря казались выкрашенными кровью. Под фонарем стоял дубовый стол, на котором около глиняной чернильницы лежали в беспорядке бумаги. Вдоль стен расставлены разные орудия и машины странного вида. Напротив стола на стене висели большие часы. кирпичные стены и крутой свод над ними при слабом свете фонаря казались выкрашенными кровью. Под фонарем стоял дубовый стол, на котором около глиняной чернильницы лежали в беспорядке бумаги. Вдоль стен расставлены разные орудия и машины странного вида. Напротив стола на стене висели большие часы. (К. Масальский) (К. Масальский)

Средства связи частей текста Лексический повтор Однокоренные слова Местоименные слова Союзы и частицы-союзы

Лексический повтор обычно ключевых слов Человек должен с детства, со школы, помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. Если ей будет угрожать смертельная опасность, он должен встать на ее защиту и стоять, если нужно, насмерть. Человек должен с детства, со школы, помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. Если ей будет угрожать смертельная опасность, он должен встать на ее защиту и стоять, если нужно, насмерть. Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н. Тихонов) (Н. Тихонов)

Лексический повтор высвечивает в тексте самое главное, но... назойливое мелькание одного и того же слова способно обесцветить самое емкое и выразительное. Лексический повтор высвечивает в тексте самое главное, но... назойливое мелькание одного и того же слова способно обесцветить самое емкое и выразительное.

Однокоренные слова Он [Чехов] любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное ; сам же он говорил самые смешные вещи без малейшей улыбки. Он [Чехов] любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное ; сам же он говорил самые смешные вещи без малейшей улыбки. (И. Бунин) (И. Бунин)

Общий корень смех создает смысловую цельность текста, разные морфемы усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче. Общий корень смех создает смысловую цельность текста, разные морфемы усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.

Местоименные слова Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря... Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря... Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. (Л. Толстой) (Л. Толстой)

Местоименные средства связи сокращают текст, делают его более компактным и информативно насыщенным, усиливают основное свойство текста его связность. Местоименные слова позволяют не допустить неоправданного повтора слов. Местоименные средства связи сокращают текст, делают его более компактным и информативно насыщенным, усиливают основное свойство текста его связность. Местоименные слова позволяют не допустить неоправданного повтора слов.

Союзы и частицы-союзы Большая цель добра начинается с малого с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Большая цель добра начинается с малого с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. (Д. Лихачев) (Д. Лихачев)

Для связи частей текста обычно употребляются частицы-союзы же, ведь, лишь, только, просто и др. Они могут связывать и простые предложения в составе сложных. Так, частица-союз же может связывать и предложения в составе сложносочиненных, и части текста. Например: Для связи частей текста обычно употребляются частицы-союзы же, ведь, лишь, только, просто и др. Они могут связывать и простые предложения в составе сложных. Так, частица-союз же может связывать и предложения в составе сложносочиненных, и части текста. Например:

Сад был порядочный, он же и огород. (Ю. Семенов) (Ю. Семенов) В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. (Д. Лихачев) (Д. Лихачев)

Домашнее задание Упражнение 286