Урок 23 Тема: «Проблемы одиночества». Светлым августовским деньком на лесной поляне тепло и уютно. Сотни цветов, трав, кустарников и насекомых с наслаждением.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Advertisements

Урок 27 Тема: «Спорт». На прошлом уроке мы выяснили, что очень часто подростки тратят свое свободное время на занятие спортом. Что мы подразумеваем под.
Урок 10 Тема: «Лидер и его качества». Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал:
Урок 4 Тема: «Быть взрослым». Цели и задачи: Понимать: значение процесса взросления в процессе формирования личности подростка; противоречивость процесса.
Уроки 1-2 Тема: «Переходный возраст». Путешествие в мир подростка Личность подростка Физическое становление Психологическое становление Гражданское становление.
Урок 3 Тема: «Задачи и трудности подросткового возраста»
Урок 34 Тема: Повторительно-обобщающий урок по курсу Обществознания за 7 класс.
Урок 15 Тема: «Мы» и «они». Устала Весенняя лужа отражать людей. Решила сама в них отражаться. Идет один человек, говорит: "Какая большая и грязная лужа".
Гражданский форум на тему: «Проблема отцов и детей - пути ее решения»
ЧТО ТАКОЕ ДЕПРЕССИЯ ЭТО ДУШЕВНОЕ РАССТРОЙСТВО. Это подавленное настроение, состояние. Это подавленное настроение, состояние. Это мрачные мысли, вплоть.
Урок 5 Тема: «Физические изменения у подростков».
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Дружба в старших классах Мини исследование Автор: Шакаева Седа 11 гум. Руководитель: Улунян Е.Е.
Портрет современного подростка Слишком говорлив. Чрезмерно подвижен. Не понимает чувств и переживаний других людей. Ощущает себя отверженным. Создает конфликтные.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Психологические особенности подросткового возраста Адиятулина Светлана Геннадьевна педагог-психолог I категории СОШ 14 г. Яровое.
«Одиночество это испытание самим собой» Виктор Кротов.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
З АДАЧИ И ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Виноградова Ирина 7 «А»
Семейная жизнь - хорошо это или плохо? Перед тем, как создать семью многие люди задаются вопросом - надо ли им это, что они потеряют и приобретут в семейной.
Транксрипт:

Урок 23 Тема: «Проблемы одиночества»

Светлым августовским деньком на лесной поляне тепло и уютно. Сотни цветов, трав, кустарников и насекомых с наслаждением нежатся на ней. Кто-то перебирается поближе к солнечным лучам, кто-то стремится спрятаться в тенек, кто-то расположился поближе к речке, а кто-то подальше от протоптанных дорожек. Всем весело и радостно. И только Одинокий Горный Цветок устало поглядывает на все это веселье с каменистого склона. Уж он-то знает цену всем этим теплым чувствам. «Цена им - грош», - бормочет он. «Не ради любви и дружбы собрались они здесь и даже не просто так - они все преследуют свои меркантильные интересы. Тот гриб внизу, возле березы, делает вид, будто предан до гроба этой самой березке, даже назвался подберезовиком, а на самом деле... рядом с березой он получает то, что не может получить в других местах. А пчелы! Жужжат о любви всем цветам подряд, а сами-то то и дело нектар домой таскают. И цветочки зря время не теряют: радостно принимая пчелок, не забывают опылиться. Но в особое умиление меня приводит сладкая парочка - пень и мох. Перед всеми щеголяют неразлучностью своей и настоящей дружбой, а сами... мох сосет из пня весь сок, а тот и рад - не остался на старости лет одиноким, делает вид, что не замечает корысти своего «друга»». - «Все они такие», - цинично улыбается Одинокий Горный Цветок. Но с каждым днем его улыбка становилась все грустнее и неуверенней. Хотя он все же знал, он твердо верил, что однажды наступит день, когда ему удастся доказать всем этим влюбленным в жизнь созданием, что чувства их - сплошная игра, и кроме корысти в их поведении нет ничего. И вот однажды... наступила зима. Поляну покрыл густой слой снега, а в горный склон ударил беспощадный ледяной ветер... Вопросы к классу: - О чем притча? - Какое отношение она имеет к нашему уроку?

Цели и задачи: Понимать: роль одиночества в формировании личности подростка; противоречивость влияния одиночества на процесс социализации подростка. Знать: термины и понятия «одиночество», «депрессия», «суицид»; причины, которые приводят подростка к одиночеству; современные трактовки психологической науки о влиянии одиночества на поведение подростков. Уметь: давать характеристику явлению одиночества; составлять портрет одинокого подростка; определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию одиночества на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.

План урока: 1. Одиночество. 2. Одиночество: «против» и «за». 3. Практическая часть.

Введение в новый материал Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Попробуем и мы исследовать это явление…

1. Одиночество В настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Задание: продолжите фразу: «Одиночество – это…»

Действительно, для одних одиночество результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы. - Как вы считаете, тема одиночества является важной для обсуждения? - Как часто подросток ощущает себя одиноким?

Задание: «Нарисуйте» портрет одинокого подростка.

Одинокий подросток Замкнутый, погруженный в себя Неудачник Никому не нужен Незаметный домосед Обиженный Грустный, печальный Несчастный Не умеет общаться Не любит шумные кампании Нет настоящих друзей

Следовательно, одиночество ассоциируется у вас с состоянием непонятности другими, отсутствием дружеских контактов, отчужденностью. Правда, некоторые отметили романтизм и непохожесть на других. Задание: разбившись на группы, обсудите вопрос о причинах возникновения чувства одиночества у подростков.

Причины одиночества: Непонимание со стороны близкого окружения человека, которое не хочет его принимать. Собственная неуверенность. Неумение общаться. Глобальная переоценка ценностей, происходящей в обществе. Нарушение глубинных социально- психологических связей взрослых и детей. Предательство. Несчастная любовь. Острый дефицит внимания и уважения к молодежи. Жизнь в мегаполисах, где уделяется мало внимания отдельным личностям.

Задумаемся… Как вы думаете, когда впервые человек чаще всего начинает ощущать одиночество? Как меняется это чувство с возрастом?

Делаем выводы… Да, действительно, одиночество впервые появляется в юности. Зрелость обычно укрепляет личностное «я», предоставляет психике больше возможностей переключиться на другие переживания и сильнее привязывает к реальности. В зрелом возрасте человек занят делом, у него множество контактов и активное взаимодействие с людьми, менее глубокие связи и меньше эмоциональных привязанностей. Но к старости одиночество вновь набирает силу.

2. Одиночество: «против» и «за» Представим себе, что мы присутствуем на заседании дискуссионного клуба, тема которого: «Одиночество: «против» и «за». Задание: условно поделитесь на две группы. Первая группа: найдите аргументы против одиночества, выявив негативные последствия этого явления. Вторая группа: найдите аргументы за одиночество, выявив позитивные последствия этого. Работу презентуйте.

Негативные последствия одиночества Первая ловушка одиночества – это чрезмерные требования и негативное отношение к самому себе Вторая ловушка – чувство собственной важности, значимости, исключительности Возникает сильный страх неудачи, и человек замыкается в себе. Он не пытается искать новых друзей, не желая вновь испытывать боль, вновь оказаться непринятым Одиночество и депрессия (подавленность, угнетенность) – две стороны медали Самое страшное последствие – самоубийство – суицид

Позитивные последствия одиночества Неотъемлемая часть становления индивидуальности человека Выполняет функцию стабилизации психофизического состояния Выполняет функцию творчества и самосовершенствования «В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле». А. Шопенгауэр Выполняет функцию становления саморегуляции Выполняет функцию защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий

Задумаемся… Что делать человеку, желающему избавиться от одиночества и пойти навстречу другим людям?

Советы психолога: 1. Уточнить свое представление о самом себе. Внутренний образ замкнутого и необщительного человека не дает возможность выбирать другие стратегии поведения. Когда человек вырабатывает другое представление о себе, он может тренировать новые модели поведения. С этой целью возможно обращение к психотерапевту. 2. Преодолеть свой страх перед знакомством с другими людьми, перестать волноваться из-за того, что могут подумать другие люди о вас. 3. Научиться активно устанавливать контакты с другими людьми, а также выстраивать и поддерживать эмоционально теплые взаимоотношения. 4. Перестать считать себя слишком "важным" и "значимым" для окружающих людей (а также "слишком умным", "успешным", "красивым", "обеспеченным", либо "недостаточно умным", "успешным" для того, чтобы общаться). 5. Изучить правила бесконфликтного общения, приобрести навыки грамотного решения конфликтных ситуаций.

Подведение итогов Кто-то из мудрых написал следующие строки: одиночество не поддается статистике и анализу, хотя современная психология и психоанализ и берется излечить эту якобы болезнь. Нет смысла описать это чувство, ведь оно столь же лично, как и любовь или ненависть, и истоки его вовсе не в реальности и окружающем нас мире, а в душе, и нельзя судить, худо оно или же хорошо – быть одиноким. Ведь на месте этого человека на вершине одинокой горы и смотрящим в небо может оказаться любой из нас, и каково ему сейчас, мы можем лишь догадываться и строить домыслы. Когда же мы сами оказываемся одиноки, у нас нет слов, и мы молчим, смотря наверх, то ли спрашивая что-то, то ли ожидая столь желанного ответа. Помни: ты не один… Помните об этом…

Домашнее задание: Выучить § 21 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: опишите одинокого подростка. 2 вариант: продолжите фразу: «Подросток чувствует себя одиноким, когда…». Ответ аргументируйте. 3 вариант: придумайте притчу об одиночестве.

Желаю успеха!