II Межрегиональная метапредметная конференция «Удивительный мир научных книг» Номинация «Русский язык» Фонетика – это интересно Автор: Кондрашова Анастасия,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
II МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАУЧНЫХ КНИГ» НОМИНАЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Рассказы о синонимах А втор: Логачёва Ксения, ученица.
Advertisements

Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Новые формулировки с уроков обучения грамоте (от ) Это должен знать каждый!
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)
«Ф ОНЕТИКА » Фонетика - от греческого phone – звук.
Согласные звуки речи. Непарные глухие согласные : [ х ]- [ х ], [ ц ], [ ч ], [ щ ]. Непарные звонкие согласные : [j ], [ л ]- [ л ], [ м ]- [ м ], [
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Новые формулировки с уроков обучения грамоте (от ) Это должен знать каждый!
Презентация к уроку (русский язык, 8 класс) на тему: Презентация "Фонетика. Согласные и гласные звуки"
Начать тест Использован шаблон создания тестов в PowerPointшаблон создания тестов в PowerPoint Русский язык Фонетика Часть 1.
Русский язык, 2 класс.. Закончите предложения. а) Звуки речи делятся на … б) Гласные звуки бывают … в) Согласные звуки бывают г) Твёрдые и мягкие звуки.
Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Презентацию на тему: «Фонетика» Презентацию на тему: «Фонетика» Выполнила ученица 5 А класса Кижватова Наталия.
Тайны звука Петрова Елена Ученица 6 класса «А» МОУ «СОШ 11» ГАБОВ АЛЕКСЕЙ Ученик 4 класса «А» МОУ «СОШ 11» г. Находка г.
Транксрипт:

II Межрегиональная метапредметная конференция «Удивительный мир научных книг» Номинация «Русский язык» Фонетика – это интересно Автор: Кондрашова Анастасия, ученица 7 «а» класса МБОУ СОШ 3 с. Александров Гай Саратовской области Руководитель: Курова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 с. Александров Гай Саратовской области

Содержание. 1.Цели и задачи работы. 2.Основные темы, рассматриваемые в книге: а) «Для чего нужно изучать фонетику?»; б) «Звуки и слоги – две самые краткие фонетические единицы»; в) «Физическая характеристика звуков»; г) «Физиологическая характеристика звуков»; д) «Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?»; е) «Имеет ли звук значение?»; ж) «Что значит говорить правильно?»; з) «Русский язык благозвучен». 3.Выводы. 4.Использованная литература.

Цели и задачи работы. Цели и задачи работы. 1.Изучить научно- популярную книгу И. И. Постниковой и И. М. Подгаецкой «Фонетика – это интересно» 2.Расширить познания в области фонетики. 3.Рекомендовать одноклассникам книгу для чтения.

Для чего нужно изучать фонетику ? 1. «Без звуков речи в общении обойтись нельзя». 2. «Фонетика нужна врачам-логопедам». 3. «И в правописании нужна фонетика!» 4. Фонетика необходима при создании письменности для бесписьменных народов. 5. Фонетика нужна в кинематографии для создания дублированного иностранных фильмов. 6. «Фонетика имеет самое непосредственное отношение к НТР».

Звуки и слоги – две самые краткие фонетические единицы Звуки речи характеризуются с трёх позиций – отсюда три разных характеристики звуков: 1) физическая (участие в образовании звуков речи тонов и шумов); 2) физиологическая (работа речевого аппарата, выполняемая при образовании членораздельных звуков); 3) фонематическая.

Физическая характеристика звуков Если бы звуки речи расположились на воображаемой лесенке в зависимости от возрастания звучности, то на верхней ступеньке оказались бы гласные, а на нижней – глухие согласные.

Физиологическая характеристика гласных звуков Кроме привычного для школьников деления на ударные и безударные, гласные звуки характеризуются по месту образования (переднего, среднего и заднего ряда) и по способу образования (верхнего, среднего и нижнего подъёма). Усвоить эту характеристику помогает «треугольник» известного лингвиста Л. В. Щербы.

Физиологическая характеристика согласных звуков Кроме деления на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные, согласные делятся на а) губные и язычные; б) смычно-взрывные и щелевые; в) смычно-проходные; г) дрожащие.

Что нужно для того, чтобы речь звучала ? 1.Ударение Спрятанное слово (ещё одна история, рассказанная Любознайкой) Однажды первоклассник Ваня открыл книгу об индейцах и увидел там слово пироги. «Интересно, - подумал он, - какие пироги пекут индейцы?» И представил их себе так: Я посмотрела рисунок и удивилась: «Разве индейские пироги такие?» Ваня рассмеялся и говорит: «Я же думал, что это не пирОги, а пирогИ». Почему ошибся Ваня?

Что нужно для того, чтобы речь звучала ? Интонация связана со смысловой структурой нашей речи, с её грамматической структурой, а также выражает наши эмоции. 2. Интонация

Имеет ли звук значение ? ( Почему звук назвали фонемой ?) карта – парта нос – сон Фонема – это звук, выступающий в роли смыслоразличителя «Дублёры» в командах фонем и Звук выступает в роли смыслоразличителя:

Что значит говорить правильно ? 1.Чётко произносить звуки. 2.Соблюдать правила литературного произношения: а) гласные звуки: аканье, иканье б) согласные звуки: уподобление предшествующего согласного последующему (по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости); частные правила произношения (ябло[чн]ый – коне[шн]о, бу[тэ]рброд – ши[н`э]ль )

Русский язык благозвучен Благозвучие- - сочетание звуков, удобных для произношения и приятных для слуха. Для русского языка не свойственно нагромождение согласных и скопление гласных звуков. Столкновение нескольких согласных нарушает законы русского благозвучия. Такое случается, например, на месте соединения слов: Мост строится. Конкурс старшеклассников. Не случайно там, где нужно, мы добавляем гласный звук к предлогу, который состоит из одного согласного или оканчивается согласным: к тебе – ко мне, от него – ото всех. «Благозвучная речь – важная черта в общем облике человека».

Выводы. 1.Большим достоинством книги И. И. Постникова и И. М. Подгаецкой «Фонетика – это интересно» является то, что авторы увлекательно и доступно рассказали о трудном разделе лингвистики – фонетике русского языка. 2.Из этой книги мы узнаём о том, как характеризуются звуки в зависимости от их места и способа образования, как взаимосвязана устная и письменная речь, узнаём о закономерностях русского языка, о правилах произношения слов. 3.Внимание читателей привлекают названия глав: «Приглашаем вас в театр», «Имеет ли звук значение?», «Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?». 4.Законы русской фонетики автор рассматривает на примере произведений Е. Измайловой, Я. Козловского, С. Есенина, И. Бунина и др. 5.Книга говорит о трудном доступно благодаря тому, что «помощница Люба, которую одноклассники зовут Любознайкой», рассказывает интересные истории, «собирает в свой портфель фонетические задачи и загадки», заставляет поломать голову над интересным вопросом. 6.Весёлые рисунки художника Е. С. Шабельника не только вызывают улыбку, но и помогают разобраться в сложных вопросах фонетики.

Использованная литература. 1.Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл. : Учеб. для общеобразоват. учреждений. (П. 5 «Рецензия на книгу») – М. : Дрофа, Постникова И. И., Подгаецкая И. М. Фонетика – это интересно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, Развивайте дар слова. Факультативный курс Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)». Пособие для учащихся. (Гл. «Отзыв и рецензия»). Сост.: Т. А. Ладыженская и т. С. Зепалова. М., «Просвещение», 1989.