Основы программно- целевого подхода в сфере общественного самоуправления К.В. Харченко Кандидат социологических наук, доцент, советник главы администрации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
Организация и проведение конкурса программ развития муниципальной службы в 2013г. г.Ярославль, декабря 2012г.
Комитет администрации Целинного района по образованию Разработка комплексной программы развития образовательного учреждения.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
1 Механизмы реализации целей и задач национального проекта в области культуры Российской Федерации.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Основы социального проектирования Лекция 1.. План. 1.Понятие о социальном проектировании. 2.Структура проекта. 3.Методы реализации проекта. 4.Мониторинг.
Опыт работы Управляющего совет системы образования района Афоничева Юлия Валерьевна, заведующий кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «ИРО»
Разработка педагогического проекта. Проектная деятельность Проект - «брошенный вперед», прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
1 Муниципальные целевые программы Лобков А.В Заместитель начальника Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Усть-Илимска.
Методика работы над проектом. Цель проведения Акции Вовлечение молодых граждан в общественно полезную социально значимую деятельность Формирование у них.
Изменение подходов к содержанию деятельности администрации школы в условиях перехода на новое качество образования.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Программа деятельности округа «Реализация Модели общественно активной школы» ( в рамках реализации Программы развития МБОУ «СОШ 86» на 2012 – 2017 гг.)
Транксрипт:

Основы программно- целевого подхода в сфере общественного самоуправления К.В. Харченко Кандидат социологических наук, доцент, советник главы администрации г. Белгорода, член-корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления

Нормативное и программно- целевое регулирование нормативноепрограммно-целевое от субъектов – реализации полномочий от целей, задач – к мероприятиям и показателям принципы ведения аналитики, финансирования социологических исследований результаты аналитической работы за несколько последних лет принципы разработки программных документов, их номенклатура реализация данных принципов в конкретном случае

Нормативное и программно- целевое регулирование - 2 нормативноепрограммно-целевое легализация и регламентация инициатив, создание условий конкретные мероприятия со сроками осуществления, исполнителями и финансами возможности (создания инновационных предприятий, консультативных органов и т.д.), легитимизация финансирования активизация возможностей (конкурсы, информирование), отслеживание их использования через показатели

Элементы стратегической деятельности Стратегическое планирование Стратегическое управление Стратегическое мышление документ документ + орг. структуры документ + орг. структуры + кадры

Программно-целевой подход ЧТО ХОТИМ СДЕЛАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО целевая установка оригинальное, технологичное мероприятие

Различия между программно- целевым и текущим управлением ТЕКУЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ затраты ресурсов на выполнение функций затраты ресурсов на достижение целей ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ведомственный подход проектный подход во имя цели можно сделать намного больше, чем в соответствии с полномочиями

Виды воздействия на объект управления 1.Непосредственное воздействие на ситуацию в пределах собственных полномочий. 2.Косвенное воздействие в пределах дозволенных законом структурных взаимодействий с гражданами и организациями. 3.Привлечение к воздействию вышестоящих органов, имеющих более широкие полномочия и ресурсы. 4.Косвенное воздействие через сознание (например, формирование позитивного общественного мнения).

Программно-целевое управление является косвенным прямое управлениекосвенное управление директивакоординация ограниченность организацией расширение объекта выходит из модыболее популярно объект сопротивляетсяобъект сотрудничает

Документы территориального планирования Программа Стратегия документ, содержащий вопросы комплексного развития территории документ, содержащий способ решения частной проблемы либо посвященный регулированию отдельной сферы жизнедеятельности Концепция документ, теоретически обосновывающий способы решения проблем Социальный проект документ, созданный по инициативе общественности либо предполагающий разовые работы

Идеальная программа 1.Имеет выраженные «начало» и «конец» действия. 2.Содержит концепцию, т.е. избранный способ регулирования данной сферы. 3.Мероприятия строго подчинены задачам, задачи – целям. 4.Каждое мероприятие имеет срок/этапы выполнения, исполнителей, источники финансирования и критерии оценки. 5.Содержит механизм мониторинга и контроля выполнения мероприятий и решения задач. 6.Проецируется на действующую правовую базу с разделением функций: нормативный акт – программа. 7.Степень достижения цели измеряется показателями социального эффекта. Программа ЗОЖ

Слабые места текста программ 1.Общие слова без достаточного осмысления: устойчивое развитие, качество жизни, инновации. 2.Объект регулирования видится стереотипно, не раскладывается на категории: молодежь, дворовые территории, малое предпринимательство. 3.Неточные наименования элементов: цели вместо задач, показатели похожи на задачи и наоборот 4.Непрофессионально используемые аналитические методы: SWOT-анализ, сценарный анализ, факторный анализ. 5.Большой объем стратегического документа.

Проблемы программного регулирования Недостаточное правовое регулирование сферы муниципальных программ. Эффект «моды» на стратегическое планирование. Недостаточное понимание смысла стратегий и программ. Большее внимание собственно документу и процедуре планирования, чем деятельности, которая им задается. Неразделенность стратегической и текущей деятельности. ПРОБЛЕМЫ

Модели программного регулирования деятельности ЦП текущие задачи ЦП Модель 1 текущие задачи ЦП Модель 2

Смыслы концепции Постоянная ориентация на главный замысел деятельности, чтобы отталкиваться от задач и цели. Построение системы взглядов. Концепция должна установить логические связи между элементами как внутри сферы молодежной политики, так и во взаимосвязи с другими сферами общественной жизни. Концепция задает отправные точки, позволяющие вести дальнейшее рассуждение о предмете. Концепция задает способ понимания предмета, в частности, может нести в себе момент выбора парадигмы мышления: отмежевание от одних взглядов и отстаивание других. Концепция содержит определенные способы решения проблем и задач.

у х Модель социального партнерства утрата мотивации иждивенчество, зависимость z

Структурные элементы проекта паспорт цель задачи мероприятия – исполнители – финансирование – критерии и показатели эффективности мероприятий актуальность концепция аналитика управление реализацией показатели социального эффекта

Каким должен быть раздел «аналитика» 1.Первый опыт изложения итогов получен, на него нужно опираться и идти дальше. 2.Все данные должны быть подчинены цели изложения. Из анализа должно следовать, почему поставлены именно такие цели и задачи. 3.Временные тренды должны быть как можно более глубокими, чтобы лучше понимать состояние процесса. 4.Решенные проблемы вынести в особый раздел. Все показатели должны быть актуальными, проблемными. 5.Разделить «итоги» на столько частей, сколько в программе задач либо показателей социального эффекта.

Цель и ожидаемый результат ЦЕЛЬ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ обобщенное представление об идеальном состоянии сферы жизнедеятельности, которого планируется достичь в результате реализации программы количественный ориентир, содержащий исходное и планируемое значение показателя; указание на тенденцию

Методологические требования к целям (западная теория) SMART 1.Конкретность (Specificity); 2.Измеримость (Measurability); 3.Достижимость (Achievability); 4.Релевантность (Relevance). 5.Привязка ко времени (Time-certainty)

Типичные ошибки при формулировании целей 1.Замещение цели показателем. 2.Слишком общие формулировки, пересекающиеся с остальными. 3.Ограниченность механизма по отношению к задаче. 4.Понятие «качество» должно быть расшифровано, что именно предполагается совершенствовать. 5.Понятие «доступность» надо применять с осторожностью (сравн. «пешая доступность»), особенно для большого города. 6.Имея в виду развитие сферы, не нужно говорить о реализации прав граждан, если нет острой проблемы с их ущемлением. Или, напротив, везде поставить права во главу угла. 7.Потребность в сбалансированном развитии не всегда очевидна. Ее нужно доказать.

Формулируем цель семейной политики качество жизни и здоровья укрепление института семьи социальная поддержка материнства и детства ОТ СТЕРЕОТИПАОТ ОБРАЗА содействие молодым людям в формировании крепкой семьи - официально зарегистрированной, материально обеспеченной, основанной на любви и взаимоуважении супругов, ориентированной на воспроизводство поколений на основе прочных духовных ценностей ячейка общества

Цель программы сельского туризма ЦЕЛЬ-ОБРАЗ активные, творческие личности среди жителей села мастера своего дела: ремесленники, пчеловоды экскурсоводы, менеджеры в сфере туризма КОГО формируем ЧТО формируем интерес к истории, природе, культуре родного края, традиции сельская среда – экологически чистая, безопасная, культурная производство продукции, представляющей интерес для туристов туристический продукт, бренд (инф. сообщение, маршруты)

Правила формулирования задач проекта 1.Задачи должны соответствовать своей подцели (социальной цели) и главной цели стратегии. 2.Задачи должны иметь под собой одно логическое основание. 3.По своей формулировке задача не должна быть похожа на цель, мероприятие или ожидаемый результат. 4.Перечень задач должен быть достаточным для достижения цели. 5.Задачи должны быть социально- ориентированными, а не корпоративными. 6.Задачи должны соответствовать возможностям.

Мероприятия В отличие от целей и задач, своеобразие мероприятий состоит в том, что они, во- первых, предметны, поскольку имеют четкие пространственно-временные рамки, расходуют конкретные ресурсы и т.д., а во-вторых, дискретны, так как моменты их реализации перемежаются с моментами бездействия.

Признаки грамотно сформулированных мероприятий «Имя» «Время» «Пространство» «бренд», узнаваемость точки начала и конца город, микрорайон, агломерация и т.д.

Принципы отбора мероприятий инновационность, технологичность, реалистичность, разумное сочетание различных видов капитала, выраженность эффекта

Типология мероприятий организационные, информационные, исследовательские, материального обеспечения

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Константин Харченко, к.с.н., доцент, руководитель Центра государственных и муниципальных программ НП «Национальная гильдия профессиональных консультантов», член- корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления