Оценка качества налоговых услуг в Казахстане, 2013 г. Джандосова Жанар Центр исследований Сандж 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ.
Advertisements

1 Деловой климат Независимый рейтинг «Деловой климат» Институт экономических исследований 3 2 ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА В 2016 году в исследовании учитывалось.
Роль Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан в развитии е-правительства.
Обеспечение микрозайма Кто имеет право оформить микрозайм ? Микрозайм могут оформить субъекты, одновременно отвечающие следующим критериям: - государственная.
Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям Безбожнова Ирина Юрьевна, главный специалист отдела развития образования.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Дильшод Султанов, Заместитель начальника отдела прямых и местных налогов Министерства.
Стратегия для расширения сети налогообложения Узбекистан.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ УЧЕТНЫХ ФОРМ Сроки представления: Справка об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности по обязательным.
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ 2015 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет общие.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
1 АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ.
Исполнение государственного бюджета по доходам. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
1. Понятие предмета ведения ФНС России. 2. Правовые основы, цели, задачи деятельности налоговых органов. 3. Система и структура ФНС России, ее территориальных.
Руководитель управления стратегии развития социальной защиты населения Целина Марина Эриковна.
Предприниматель Заявка на получение кредита Банки-партнеры Фонда: -Сбербанк России; - Россельхозбанк; - Крайинвестбанк; - и другие.
Информационная система «Государственная база данных «Е-лицензирование»
Транксрипт:

Оценка качества налоговых услуг в Казахстане, 2013 г. Джандосова Жанар Центр исследований Сандж 1

Исследование проводилось Центром исследований Сандж по заказу Ассоциации налогоплательщиков Казахстана и при финансовой поддержке компаний Интергаз Центральная Азия, ENRC Kazakhstan, Казахмыс сервисез лимитед, Қазақстан темір жолы, Проктер энд Гэмбл Казахстан и Богатырь комир. Опрос был проведен во всех регионах Казахстана и включал в себя опрос: субъектов малого, среднего и крупного бизнеса – 2046 респондентов; населения – 725 респондентов; служащих налоговых органов – 429 респондентов. Анкетный опрос выполнен в 14 областях Казахстана как в городской (областной центр и малый город), так и в сельской местности (два райцентра) и двух городах республиканского значения гг. Астаны и Алматы. 2

Исследовались в основном массовые услуги для юридических и физических лиц для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 1.Регистрационный учет ИП (регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета) (411); 2.Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин (ККМ) (398); 3.Проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов (448); 4.Ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (394); 5.Регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика (395) для населения: 1.Регистрация налогоплательщика (регистрация, изменение регистрационных данных) (360); 2.Выдача справок об отсутствии (наличии) налоговой задолженности (налог на транспорт, на землю, имущество и т.п.), задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, выписок из лицевого счета (365); 3.Обращение за разъяснением налогового законодательства (725). 3

Выборка исследования, N Бизнес Насе- ление Госслужащие Астана Алматы Акмолинская Актюбинская Алматинская Атырауская ВКО Жамбылская ЗКО Карагандинская Костанайская Кызылординская Мангистауская Павлодарская СКО ЮКО Всего Бизнес Насе- ление Госслужащие

Удовлетворенность услугами налоговых органов в гг., % (доля оценивших услугу на 4 и 5) 5

Удовлетвореннос ть налоговыми услугами, % 6

Удовлетворенность акцизными услугами N Средний балл Удовлетворен ность, % 4 и 5 Выдача лицензии, переоформление, выдача дубликатов лицензии на ХРАНЕНИЕ И ОПТОВУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства 45454,380 Выдача лицензии, переоформление, выдача дубликатов лицензии на ХРАНЕНИЕ И РОЗНИЧНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства 1033,863 Выдача лицензии, переоформление, выдача дубликатов лицензии на ПРОИЗВОДСТВО алкогольной продукции 15153,857 Выдача УЧЕТНО-КОТНРОЛЬНЫХ МАРОК производителям алкогольной продукции 13133,767 Выдача АКЦИЗНЫХ МАРОК производителям табачной продукции 13134,275 7

8

Параметры услуг, имеющие наибольшее влияние на удовлетворенность, r>0.700 Бизнес Желание сотрудников налогового органа Вам помочь - 0,748; Доступность работника (нахождение на месте) – 0,729; Своевременное получение информации по услуге – 0,726; Вежливость работника – 0,720; Компетентность работника – 0,718; Предоставление информации по услуге в справочном окне, на стендах, у модератора – 0,715. Население Ясностью налоговой процедуры и куда обращаться – 0,773; Компетентность работника – 0,767; Вежливость работника – 0,767; Получение услуги в одном месте (окне/кабинете), у одного работника – 0,758; Желание сотрудников налогового органа Вам помочь – 0,753; Точность и понятность полученной информации по услуге – 0,751; Доступность работника (нахождением на месте) – 0,744. 9

Оценка взаимодействия с налоговыми органами по пятибалльной шкале (бизнес), гг. (услугами) Удовлетворенность Временем ожидания в очереди 4,54,4 Соблюдением сроков предоставления услуги 4,74,6 Ясностью налоговой процедуры и куда обращаться 4,6 Получением услуги в одном месте (окне/кабинете), у одного работника 4,6 Понятностью форм, бланков для заполнения 4,84,6 Доступностью бланков налоговых заявлений 4,84,7 Наличием образцов налоговых заявлений 4,84,7 Доступностью языка, на котором предоставляется информация и услуга 4,8 Своевременным получением информации по услуге 4,74,6 Точностью и понятностью полученной информации по услуге 4,74,6 Предоставлением информации по услуге в справочном окне, на стендах, у модератора 4,74,6 10

11 Удовлетворенность бизнеса Информацией по данной услуге, доступной через Интернет 4,74,5 Доступностью информации об услуге по телефону 4,5 Доступностью работника (нахождением на месте) 4,74,6 Компетентностью работника 4,74,6 Вежливостью работника 4,74,6 Желанием сотрудников налогового органа Вам помочь 4,64,5 Скоростью работы серверов и компьютеров 4,2 Доступностью терминалов 4,6 Предоставлением сопутствующих услуг (банк, копия) 4,64,5 Условиями ожидания (стулья, столы, кондиц., туалет и др.) 4,6 Оценка взаимодействия бизнеса с налоговыми органами по пятибалльной шкале, гг. (информацией)

Оценка взаимодействия населения с налоговыми органами по 5-балльной шкале, гг. Удовлетворенность населения Временем ожидания в очереди 4,54,4 Соблюдением сроков предоставления услуги 4,74,6 Ясностью налоговой процедуры и куда обращаться 4,74,5 Получением услуги в одном месте (окне/кабинете), у одного работника 4,64,5 Доступностью работника (нахождением на месте) 4,74,6 Компетентностью работника 4,74,6 Вежливостью работника 4,74,6 Желанием сотрудников налогового органа Вам помочь 4,64,5 Скоростью работы серверов и компьютеров 4,24,4 Доступностью терминалов 4,64,5 Предоставлением сопутствующих услуг (банковские услуги, копирование и др.) 4,64,4 Условиями ожидания (стулья, столы, кондиционеры, наличие туалета и др.) 4,64,5 12

13 Удовлетворенность населения Понятностью форм, бланков для заполнения 4,74,6 Доступностью бланков налоговых заявлений 4,84,7 Наличием образцов налоговых заявлений 4,84,7 Доступностью языка, на котором дается информация и услуга 4,84,7 Своевременным получением информации по услуге 4,74,6 Точностью и понятностью полученной информации по услуге 4,74,6 Предоставлением информации по услуге в справочном окне, на стендах, у модератора 4,74,6 Информацией по данной услуге, доступной через Интернет 4,74,6 Доступностью информации об услуге по телефону 4,5

14 УдовлетворенностьБизнес Насе- ление Удовлетворенность Бизнес Насе- ление Временем ожидания в очереди84 Предоставлением информации по услуге в справочном окне, на стендах, у модератора 88 Соблюдением сроков предоставления услуги 8887 Информацией по данной услуге, доступной через Интернет 7991 Ясностью налоговой процедуры и куда обращаться 9186Доступностью информации об услуге по телефону7885 Получением услуги в одном месте (окне/кабинете), у одного работника 9187Доступностью работника (нахождением на месте)9087 Понятностью форм, бланков для заполнения 9388Компетентностью работника9089 Доступностью бланков налоговых заявлений 9491Вежливостью работника8988 Наличием образцов налоговых заявлений 9391 Желанием сотрудников налогового органа Вам помочь 8683 Доступностью языка, на котором предоставляется информация и услуга 9593Скоростью работы серверов и компьютеров7983 Своевременным получением информации по услуге 90 Доступностью терминалов8788 Точностью и понятностью полученной информации по услуге 9190 Предоставлением сопутствующих услуг (банковские услуги, копирование и др.) 8586 Условиями ожидания (стулья, столы, кондиционеры, наличие туалета и др.) 9187

Региональные особенности, бизнес В г. Астана, Акмолинской, Южно-Казахстанской, Актюбинской и Жамбылской на удовлетворенность влияет компетентность, желание помочь налогоплательщику, вежливость и соблюдение сроков. В остальных регионах удовлетворенность услугой имеет большую зависимость от качества полученной информации: своевременность, точность, понятность, доступность по телефону. В Жамбылской области значительная проблема - условия ожидания и сопутствующие услуги (банковские услуги, копирование и др.) В Мангистауской области – очень важно иметь доступ к информации через Интернет. Время ожидания в очереди серьезная проблема для г. Астаны, Алматинской области и значимый показатель для г. Алматы. Ясность налоговой процедуры и куда обращаться важный фактор в Южно- Казахстанской области, а доступность работника, нахождение на месте – в г. Астане, г. Алматы и Восточно-Казахстанской области. Практически во всех регионах наблюдается недовольство скоростью работы серверов и компьютеров, но отразилось в большей степени на удовлетворенности услугой в г. Астане. 15

Налоговые проверки и налоговая отчетность Максимальный показатель по продолжительности налоговых проверок достигает 6 месяцев, с учетом приостановлений – 4-5 лет. Сокращение сроков сдачи налоговой отчетности со 160 до 26 часов в течение года 16

Барьеры Опрос экспертов Отсутствие дифференцированного подхода к отраслевым предприятиям, которые нуждаются в особой государственного поддержке (легкая промышленность, судоходство); Существующая градация малого и среднего бизнеса; Отсутствие налоговых стимулов для начинающих предпринимателей; Сложные налоговые формы для индивидуальных предпринимателей; Предвзятое отношение, незаинтересованность представителей налоговых органов в поддержке предпринимательства; Затянутая и сложная процедура возврата НДС, влекущая финансовые потери. Анкетный опрос Налоговый инспектор просит убрать переплату на начало/конец периода (месяц, квартал, год) – 17%; Штрафы несоразмерны тяжести нарушения – 16%; Налоговые органы не заинтересованы в разъяснительной работе – 12%; Проверки не всегда обоснованы – 8%; Не всегда штрафы накладываются с предварительным составлением протокола или согласия на уплату штрафа (без протокола) – 8%; Не всегда есть возможность опротестовать результаты проверок – 7%. 17

Среднее время ожидания в очереди, минуты 18

Среднее время ожидания в очереди по регионам, мин. 19 БизнесНасел. БизнесНасел. Алматы22Акмолинская2113 Костанайская45Алматинская2321 Павлодарская66Мангистауская2537 Северо-Казахстанская66Южно-Казахстанская2613 Западно-Казахстанская77Атырауская2737 Кызылординская109Восточно-Казахстанская3124 Жамбылская119Актюбинская4019 Карагандинская1418Астана6383 Казахстан20

Дали неофициальное вознаграждение, % 20

Сферы экономической деятельности по наибольшему сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов (бизнес), % 21

При обсуждении проблемы коррупции в налоговых органах респонденты делают акцент на следующих аспектах: 1. Поведение сотрудников налоговых органов, которое в ряде ситуаций рассматривается как провоцирующее коррупционные действия (длительные сроки проверок, трудности при возврате НДС, уменьшение размера штрафов и т.п.); 2. Поведение налогоплательщиков – недобросовестность и желание решить возникшие трудности коррупционным путем; 3. Налоговая безграмотность налогоплательщиков, по причине которой они не знают свои права и обязанности и предпочитают решать возникающие трудности неофициальным путем. 22

Имидж налоговой службы у бизнеса и населения, % 23

Удовлетворенность госслужащих по компонентам, 5- балльная шкала 24

Рекомендации Информирование налогоплательщиков должно являться приоритетной областью для налоговой службы. Необходима заинтересованность сотрудников налоговой службы в разъяснении, поддержке налогоплательщика. Нужно усилить работу Колл-центра. В «Терминале» необходима помощь не одного, а нескольких специалистов. Есть необходимость увеличить число модераторов в зале в зависимости от количества потребителей. Увеличить мощность серверов, особенно в конце отчетного периода. Упростить систему использования сертификатов электронного ключа без лишних ссылок для установки программ. Оказывать поддержку индивидуальным предпринимателям (он-лайн, по телефону и др.), переходящим на электронную отчетность в течение первого года работы с электронной цифровой подписью. Не применять административные взыскания за ошибки технического характера, механические ошибки (при вводе данных, сбое программы) при получении электронных услуг, сдаче налоговой отчетности. 25

Ликвидация. Упростить процедуру ликвидации для отдельных категорий предприятий, не выплачивающих НДС, отдельных представителей МСБ на основе заключения по результатам камерального контроля (без проведения ликвидационной налоговой проверки). В качестве профилактики необходимо рекомендовать предпринимателям чаще проводить сверку для выявления задолженности. Необходима прозрачность всей процедуры, чтобы налогоплательщик на сайте видел движение своих документов и их статус, в том числе ответственных лиц на каждом этапе ликвидации. Налоговая проверка. Должны быть пределы срока проверки, которые не должны нарушаться. При согласии налогоплательщика уплатить штраф без составления протокола, выдавать квитанцию для оплаты. Пресекать практику прерывания налоговой проверки по причине других неотложных дел. Применять практику системы рисков, то есть подходить избирательно. Для решения вопросов спорных доначислений по актам проверок создать досудебный орган, независимый от Налогового комитета. Статус налоговой проверки должен ежедневно отражаться на сайте, результаты ежедневной работы налогового инспектора должны быть доступны он-лайн. Акцизы. По подакцизным товарам снизить перечень требуемых документов, устранить большие очереди в отделе импорта. По услугам 26

Совершенствовать и широкое распространить электронные услуги, уменьшить реальное взаимодействие налоговиков и предпринимателей, исключив по максимуму провоцирующее поведение инспекторов. Установить дифференцированный подход к отраслевым предприятиям, которые нуждаются в особой государственного поддержке. Использовать дифференцированный подход в отношении малого, среднего, крупного бизнеса по стоимости лицензии и штрафам. Есть смысл в пересмотре данных вопросов по размеру бизнеса или объему реализации. Упростить процедуру и сократить сроки возврата НДС. Штрафные санкции должны быть соразмерны тяжести нарушения Чтобы способствовать развитию бизнеса, необходимо устранить существующие административные барьеры, совершенствовать налоговое законодательство, принимать радикальные меры и гибкий дифференцированный подход. Снижение барьеров и коррупции 27

По регионам г. Астана, Акмолинская, Южно-Казахстанская, Актюбинская и Жамбылская области: необходимо обратить большее внимание на компетентность, желание помочь налогоплательщику, вежливость работников налоговой службы и соблюдение сроков предоставления услуги. В остальных регионах – на качество предоставляемой информации для налогоплательщиков: своевременность, точность, понятность, доступность по телефону. В Жамбылской области можно отметить важность решения проблемы с условиями ожидания и предоставлением сопутствующих услуг (банковские услуги, копирование и др.). В Мангистауской области для налогоплательщиков очень важно иметь доступ к информации через Интернет. Особого внимания требует вопрос ожидания в очереди в г. Астане, Алматинской области и г. Алматы. Необходимо наладить разъяснительную работу (в том числе вывески) в операционном зале, чтобы бизнес знал, куда обращаться при получении массовых налоговых услуг в Южно-Казахстанской области. Взять на контроль вопросы, связанные с доступностью работника (нахождение на месте) следует в г. Астане, г. Алматы и Восточно-Казахстанской области. Для таких регионов как г. Астана, Атырауская и Мангистауская области необходима большее внимание и поддержка центральных органов и местной власти. Персонал Основная проблема управления человеческими ресурсами в том, что существующая система не ориентирует персонал на соблюдение интересов налогоплательщика, слабо привязана к результатам работы и качеству обслуживания потребителей. Для этого необходимо больше внимания уделить HR- менеджменту в налоговых органах. 28