КЕМ БЫ НИ БЫЛ, ОСТАВАЙСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕК … ( ИЗ ГИМНА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 6) КОЗЛОВА Р. В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 6 Г. ЧЕБОКСАРЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Advertisements

У РОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО «Ж ИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ » ( ПО РАССКАЗУ.
«ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА») Цели и задачи урока: создать условия для : Знакомства с биографией писателя ; Осмысления.
Нравственный идеал в повестях В. Распутина Урок литературы в 11 классе Автор презентации: Егорова Л. Н., «СОШ 10» г.Канаш ЧР.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой… Иди в огонь за честь Отчизны За убежденья, за.
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Роль кабинета- гостиной в преподавании литературы.
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Наши духовные ценности Библиотечный урок. Ценности Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности,
Учебный проект «Сокровища «Кладовой солнца» Автор: учитель русского языка и литературы Шулькина Г.М.
«Русский характер, русская душа» Преподаватель курса Крайнова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского.
Какое счастье – быть полезным людям, учить Его Величество – Народ! УЧИТЕЛЬ ОБЖ МБОУ СОШ 32.
« Не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды. …Пусть же эти люди будут близки вам как друзья, как.
Автор: Макеева А.В. МОУ «Благодаровская СОШ». «Уроки доброты». Главный герой рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского». «Я написал этот рассказ в надежде,
«Век живи – век люби» Обзор творчества В.Г.Распутина Келлер Александра Сергеевна Алтайский край г.Камень-на-Оби МОУ «Лицей 4»
Транксрипт:

КЕМ БЫ НИ БЫЛ, ОСТАВАЙСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕК … ( ИЗ ГИМНА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 6) КОЗЛОВА Р. В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 6 Г. ЧЕБОКСАРЫ

« Общечеловеческие ценности в произведениях А. Платонова « ( система уроков литературы в 5-11 классах )

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ - актуальность проблем, поднятых в произведениях А. Платонова ; в наши дни наблюдается поверхностный подход к общечеловеческим ценностям, переосмысление их как в СМИ, так и в литературе ; - изучение творчества А. Платонова в выпускном классе наталкивается на объективные трудности восприятия его старшеклассниками в связи с тем, что знакомство с ним ограничивается только изучением некоторых программных произведений ; - недостаточные знаниями учащихся темы на выпускных экзаменах по литературе.

АННОТАЦИЯ Обращение к творчеству А. Платонова – требование времени. Все рассказы, включенные в систему уроков, производят неизгладимые впечатления на детей. Обыкновенный мир Платонова оказывается неповторимым и уникальным, волнующим чуткое сердце и пробуждающим дремлющую душу. Писателю присущ талант слышать чужое горе, ощутить неустроенность мира, христианское мироощущение. Он размышлял о судьбе человека, ему хотелось помочь человеку в таком тревожном мире, полном опасностей, жестокости и поворотов истории. Поэтому его произведения помогают растить доброго человека, готового отвечать за все на свете и приносить пользу людям, направляют читателя на размышления о смысле жизни и о судьбах родины, о счастье и о будущем, требуют ответной работы души. В них есть все, что так необходимо сегодня молодому человеку, готовящемуся в большой и сложный мир.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ - выработать навыки работы над целостным анализом текста литературного произведения ; - приобщить учащихся к искусству слова и духовным богатствам, развить у них эмоциональное восприятие ; - подготовить читателя, способного соотносить прочитанное с действительностью ; - выработать навыки публичного выступления, культуры ведения дискуссий ; - формировать и совершенствовать их творческие способности

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ - помочь учащимся увидеть в произведениях их общечеловеческий смысл, затронуть в них общечеловеческие проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил сам писатель ; - научить самостоятельно приходить к важным жизненным выводам, к осмыслению характеров, поступков героев, нравственных законов жизни ; - воспитать в них нравственные убеждения, их активную жизненную позицию, духовно богатую личность, гражданина страны.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС : ЧТО НАМ ВСЕГО ЦЕННЕЕ ?

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ 5 КЛАСС А. Платонов. « НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК », 2 часа « Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его звали « Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе. Важно не только испытывать сочувствие к страданиям людей, но и действовать самому, чтобы уменьшить их страдания. - милосердие - сострадание - любовь к жизни, к ближнему - сопереживание - сочувствие - человеческое участие

6 КЛАСС А. Платонов. « Корова » « В сердце все человеческое богатство » Всякая душа : растение, животное, человек - достойна сердечного отношения, понимания, сочувствия. Только человек может понять немое горе растений и животных. В этом его обязанность. - доброта, понимание - сердечность - мечта о гармонии человека с техникой - « полный человек » - ответственность человека за « братьев наших меньших »

7 КЛАСС А. Платонов. « ЮШКА » « Забывать никого не надо. Надо всех любить » Каждый человек рождается не зря, он нужен другим людям, а без него « народ неполный ». Огромная внутренняя сила, способная любить, прощать, глубоко чувствовать, пробуждать дремлющую душу. - доброта - умение прощать - сочувствие - сострадание - чувство единства с природой - бескорыстие - забота о других

8 КЛАСС А. Платонов.» ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ » «… надо в душу к нам проникнуть и зажечь …» Ничто на земле не заменит настоящей жизни и настоящих друзей. Сила родства и единения с родной землей, обретение покоя и вечной гармонии в родной земле. Человеческая душа мечтает о « счастье и славной жизни » и стремится найти родственную, близкую душу. - деятельное добро - счастье общения - сострадание к чужому одиночеству - любовь к родине - понимание - желание делать добро - альтруизм - сила искусства

9 КЛАСС А. Платонов. « ТРЕТИЙ СЫН » ( Урок внеклассного чтения ) « Почитай отца своего и матерь свою …» Только любовь способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью, заставляет человека тратить на других « свое сердце и тело ». Общечеловеческие радость и скорбь – удел каждой семьи, каждого времени. Разобщенность людей может привести к погибели. - материнская любовь - надежда на лучшее, доброе - жизнь и смерть - умение ценить самое главное - человеческая совесть - вера в будущее - преемственность поколений

10 КЛАСС А. Платонов » ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА » ( Урок внеклассного чтения ) « Люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево » Вдохнуть новую душу в людей, обратить их взор, мысли и дело к творчеству истинно человеческой судьбы, внести в недра народной жизни свет, дух, тепло, обучить искусству выживать и жить, « превратив пустыню в живую землю » - ценность жизни - гражданское неравнодушие - человечность - самопожертвование - служение людям - любовь к людям

11 КЛАСС А. Платонов. « РЕКА ПОТУДАНЬ » «…. а не имею любви – то я НИЧЕГО » Любовь – постоянные испытания, безостановочная работа над собой, это каторожный труд изо дня в день. Если любовь не развивается, она разрушается. Для всего в этом мире необходимы трудолюбие и упорство. Даже для любви. Простого в этой жизни нет ничего. - любовь - надежда на счастье - прощение - настоящее человеческое счастье - работа души - смысл жизни - наслаждение

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что значит « понять »? 2. Как можно услышать « безмолвный голос » существа, нуждающегося в помощи ? (« Неизвестный цветок ») Почему без Васи « народ неполный »? Ответ Васе, как он « будет жить » подсказала корова. Как ? (« Корова ») 2. Какой человек способен изменить мир ? Почему Юшка всех прощает ? (« Юшка »)

. Почему скрипач играет на Тверском бульваре ? 2. Почему после смерти воробья скрипач играет « нежную, счастливую музыку »? (« Путешествие воробья, или любовь к родине ») Почему эпизод у гроба матери автор называет « караулом у гроба »? Почему автор не называет имен героев ? (« Третий сын ») Что значит творить « истинно человеческую судьбу »? Почему учительница « песчаная »? (« Песчаная учительница ») Если любовь не развивается, то она разрушается. Как понять ? Что общего у Платонова и Достоевского во взглядах на любовь ? (« Река Потудань »)

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ 5 класс. « Какое открытие помог сделать А. Платонов ?» Сочинение. 6 класс. « Как Я буду жить ?» Сочинение - рассуждение. 7 класс. Сравнительная характеристика героев рассказов « Неизвестный цветок », « Корова », « Юшка ». 8 класс. « Оглянись и постарайся увидеть : кто рядом с тобой нуждается в твоей помощи, в твоей дружбе, в твоем участии » Сочинение по рассказу и личным впечатлениям. 9 класс.» Почитай отца своего и матерь свою » Сочинение. 10. класс. В цене ли сегодня самопожертвование ? Диспут. 11 класс. « Какова формула любви у Платонова ?»

КАКОЕ МЕСТО В ЛИТЕРАТУРЕ ЗАНИМАЕТ СЕГОДНЯ А. ПЛАТОНОВ ? Семенова Татьяна, ученица 10 В класса

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ : - выяснить, востребованы ли сегодня произведения А. Платонова ; - выяснить, кто чаще всего обращается к творчеству А. Платонова ;

ЭТАПЫ РАБОТЫ 1. Осмысление исследуемого вопроса. 2. Изучение фонда библиотеки им. Горького, учета выдачи произведений А. Платонова. 3. Изучение периодической печати с публикациями статей, связанных с именем А. Платонова. 4. Просмотр сайта в сети Интернет. 5. Опрос « Знаете ли вы А. Платонова ?»

ИЗУЧЕНИЕ ФОНДОВ И ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ БИБЛИОТЕКИ ИМ. М. ГОРЬКОГО - в фонде библиотеки, в читальном зале числятся более 250 экземпляров книг – произведений А. Платонова. - выдано читателям из фонда и в читальном зале 453 книги А. Платонова ( в период с 2002 по 2005 год ) - читателями являются : школьники – 33% студенты – 52% учителя – 13% прочие – 2%

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ СО СТАТЬЯМИ О ТВОРЧЕСТВЕ А. ПЛАТОНОВА ( С 1963 ПО 2005 ГОД ) ЖУРНАЛЫ : « Дружба народов » , « Наш современник » ,1966-4, , « Смена » , « Огонек » , , « Октябрь » ,7, « Дон » , « Родина » , « Юность » , , « Русская речь » , « Вопросы философии » , , « Звезда » « Знамя » « Русская литература » , , , « Волга » , ,1975-9, « Литературное обозрение – ,

Газеты : « Литературная газета » , «1 Сентября » ноября, « Независимая газета »1994 « Правда » , 1983, 1988 « Известия » « Труд » » Учительская газета »1995 « Сельская жизнь » 1983 « Советская культура » и др. В « новом литературном обозрении ( ) – статья английского литературоведа Баршта К. « Платонов в Англии » « Литература в школе » , , « Вопросы литературы » , « Театр » , « Культура ». « Семья и школа », « Новый мир », « Нева », « Студенческий меридиан », « Русская словесность », « Кинообозрение » и др.

ОБЗОР КОЛИЧЕСТВА СТАТЕЙ О ПЛАТОНОВЕ В ПЕРИОД С 1963 ПО 2005 ГОД ( по данным каталога библиотеки им. М. Горького ) 1963 – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 27

ИЗДАТЕЛЬСТВА, ВЫПУСТИВШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. ПЛАТОНОВА « Современник », Москва « Советский писатель », Москва Издательство МГУ « Просвещение », Москва Издательство Санкт - Петербургского ГУ Центрально - Черноземное книжное издательство, г. Воронеж « Лыбидь », Киев

ОПРОС « ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ А. ПЛАТОНОВА ?» Вопросы : - Кто такой Андрей Платонов ? - Какие его произведения знаете ? - Какие читали ? Участники опроса : - учащиеся 8-11 классов -81% - студенты - 43% - молодые люди от 20 и старше – 23% - пенсионеры – 13%

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОСМОТРА САЙТА « Андрей Платонов » В ИНТЕРНЕТЕ : 1. Полная биография писателя с обзором произведений и с фотографиями. 2. Рассказы 3. Рефераты 4. Фотографии 5. Аудиокниги 6. Фильмография (« Любовники Марии » по повести « Река Потудань » А. Кончаловского ) 7. Сочинения 8. Энциклопедия творчества А. Платонова 9. Биографический указатель 10. Последние годы жизни писателя

Вывод : Внимание к творчеству Андрея Платонова повышается с середины 80- х годов., 20 века С начала 20 века наблюдается повышенный интерес литературоведов, сценаристов и режиссёров кино и театров к творчеству Платонова Из населения знают Андрея Платонова и его произведения в основном учащиеся и студенты, то есть молодое поколение.