1 Правовые и концептуальные основы общественного самоуправления К.В. Харченко Кандидат социологических наук, доцент, советник главы администрации г. Белгорода,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
Advertisements

Участие населения в местном.самоуправлении.. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.
«Система муниципальных правовых актов в вопросах взаимодействия местной власти и населения и его участия в осуществлении местного самоуправления» ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
1 Формирование профессиональной, ответственной и результативной местной власти, ориентированной на потребности жителей (оптимизация функций органов местного.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Участие населения в местном самоуправлении. Демократия (др.-греч. «народ» и «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия. 21 апреля – день местного самоуправления 21 апреля 1785 года Екатериной II был издан законодательный акт.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
Правовые основы участия общественности в госуправлении.
Устав профессионального союза работников народного образования и науки РФ Изменения и дополнения внесены VI Съездом Профсоюза 31 марта 2010 г.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Правовое регулирование публичного управления в сфере ЖКХ Позднякова Радмила Борисовна к.ю.н., доцент кафедры административного и финансового права РУДН.
1 ТЕМА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

1 Правовые и концептуальные основы общественного самоуправления К.В. Харченко Кандидат социологических наук, доцент, советник главы администрации г. Белгорода, член-корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления

2 Иерархия задач по развитию ОСУ Развитие институтов самоуправления Ориентация общественной активности на гражданское участие Развитие соседских сообществ Складывание прочных социальных сетей СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО Социальный капитал Понимание структуры и потребностей местного сообщества

3 Факторы солидарного общества Общность и выраженность интересов Общность ценностей Соседская взаимопомощь Рациональное отношение к власти Единение людей в стремлении жить лучше Способность и желание граждан выражать и отстаивать свою позицию Традиции русской общины и советского быта Поддержка при условии общественного контроля Концепция солидарного общества

4 Искусство жить свободным способно творить чудеса, но в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободным. Алексис де Токвиль

5 Понятие местного сообщества это жители некоторой территории, рассматриваемые как субъекты, имеющие общие потребности и интересы, сходный образ жизни которых предопределяет общность системы ценностей

6 Местное сообщество – вопросы 1.Как соотносятся понятия местного сообщества и муниципального образования? 2.Может ли существовать цельное местное сообщество на огромных разобщенных территориях? 3.Каковы границы местных сообществ, например, в крупных городах? 4.Всех ли жителей территории можно считать членами местного сообщества?

7 В Конституции РФ и ФЗ 131-ФЗ понятие местного сообщества отсутствует Удаление понятия из региональных и местных актов в гг. Скрытое требование существования полноценного местного сообщества противоречие федеральному законодательству соответствие реальным либо желаемым общественным отношениям

8 Подходы к формированию местного сообщества по добровольному принципу по общности места проживания

9 Структура местного сообщества казачьи объединения КФХ садоводческие товарищества военные городки местное сообщество в целом

10 Социальные группы в рамках местного сообщества Группы по месту жительства – компактно проживающие люди в микрорайоне, доме, подъезде Индивиды и группы в рамках территориальной общности, объединенные общими интересами и проблемами ТОС; ТСЖ; жилищный кооператив общественная организация; некоммерческое партнерство

11 Признаки местного сообщества 1.Относительная обособленность территории проживания. 2.Осознание общих интересов. 3.Высокая степень сплоченности коллектива на основе таких интересов. 4.Чувство психологической принадлежности к сообществу. 5.Самоидентификация жителей с территорией и социальным организмом.

12 Соседское сообщество – основа общественного самоуправления это жители двора или нескольких дворов, в сознании которых общность с некоторой территорией имеет определенную значимость (по Е.С. Шоминой) Продукт – инфраструктура многоуровневых связей Проблема – недостаточная сформированность соседских сообществ

13 Формы народного волеизъявления властный характер МСУ формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления общественный характер МСУ императивно властный характер решений; порядок устанавливается законами субъекта РФ; вся территория МО; возраст от 18 лет; доп. утверждение решений; субъект не имеет права регулировать; часть территории МО; возраст от 16 лет

14 Формы непосредственного осуществления МСУ местный референдум (ст.22), муниципальные выборы (ст.23), сход граждан (ст.25), отзыв выборного должностного лица местного самоуправления, избранного населением всего муниципального образования (ст.24), голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования (ст.24).

15 Формы участия населения в осуществлении МСУ собрания и конференции граждан (ст.29-30), территориальное общественное самоуправление (ТОС) (ст.27), правотворческая инициатива граждан (ст.26), публичные слушания (ст.28), опрос граждан (ст.31), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст.32), иные формы ОТКРЫТОСТЬ СПИСКА! (ст.33).

16 ТОС как форма народовластия По мнению Г. Маркаряна, ТОС следует относить к единственной в наше время сохранившейся форме прямой демократии, когда люди самостоятельно решают свои проблемы

17 Численность ТОСов – юрлиц, 2012 год Саратовская О. 33 Ростовская О. 37 Р. Мордовия 39 Краснодарский К. 40 Алтайский К 44 Свердловская О. 45 Ставропольский К. 50 Омская О. 74 Пермский К. 106 Самарская О. 135 Волгоградская О. 1098

18 Определение ТОС самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

19 Три спорных момента Термин представляется неточным для слова-идентификатора понятия. Определяемое слово в определении должно указывать на класс объектов: общественное объединение (такое-то); либо особый вид общественного объединения 1. Самоорганизация 2. Инициатива В общем смысле - это любое, даже случайное устное высказывание о целесообразности некоторых действий в интересах местного сообщества. В конкретном смысле инициатива – это доведенное до конца дело на своей территории 3. Вопросы местного значения ТОСы должны действовать в интересах местного сообщества, а не исходя из актуального на данный момент перечня вопросов местного значения

20 Двойственный характер ТОС одна из форм организации местного самоуправления общественное объединение ТОС как НКО

21 ТОС – не общественное объединение 1.ТОС не имеет членства, его члены не обязаны платить членских взносов. 2.ТОС имеет выраженный территориальный характер. Для создания общественного объединения, как правило, достаточно воли четырех-пяти человек, тогда как за ТОС должно проголосовать большинство жителей территории. 3.На одной и той же территории могут действовать несколько общественных организаций, в то время как ТОС должен быть один.

22 ТОС в контексте сходных институтов Общественная организация Административная структура ТОС Не должен отстаивать интересы группы единомышленников, будучи призван работать на благо всех жителей территории Актив ТОС не должен превращаться в чиновников

23 Территориальный аспект РАЙОН ГОРОДА МИКРОРАЙОН ВНУТРИГОРОДСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ (ТЕРРИТОРИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ) ? ? ! Социальный аспект КОММУНА КОМЬЮНИТИ СОСЕДСКОЕ СООБЩЕСТВО ? ? ! Территориальное общественное самоуправление

24 Контрольно-надзорные функции ТОС, Краснодар 1.Содействие ОМСУ в проведении переписи населения, учета скота и птицы… 2.Содействие - контроль за соблюдением правил индивидуальной застройки. 3.Участие в общественном контроле за управляющими организациями. 4.Общественный земельный контроль в соответствии с Земельным кодексом РФ. Примерное положение о территориальном общественном самоуправлении: Утверждено постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2006 г П

25 Контрольно-надзорные функции ТОС, Домодедово 1.Общественный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью. 2.Участие в комиссиях по осмотру жилищного фонда; предложение о ремонте; оценка качества работ. 3.Контроль санитарно-тех. состояния чердаков, подвалов. 4.Подписание актов о снижении оплаты за ЖКУ в соответствующих случаях. 5.Принятие мер общественного воздействия в случае нарушения правил пользования жилыми помещениями и правил содержания домашних животных. 6.Принятие мер общественного воздействия в случае несвоевременной оплаты ЖКУ. 7.Контроль качества уборки территории, своевременности рассмотрения жалоб управляющей организацией. 8.Выявление совместно с УВД незаконно проживающих в доме.

26 Выгоды от организованных соседских сообществ Для властиДля граждан добрососедство доверие; связи, кооперация; заинтересованность в порядке; решение проблем; политическая поддержка; оптимизация муниципальных кадров; отсутствие необходимости в процедуре госзакупок по 44- ФЗ

27 Гражданин или клиент? муниципальные услуги самоуправление Рыночная модель властных структур ограничивает роль граждан простыми получателями услуг, скорее чем активными участниками Ориентация общественной активности на гражданское участие

28 Методика выявления проблем развития территории ПРОБЛЕМА негативный фактор (или сознательная деятельность) действует интенсивнее, чем средства самозащиты, возникает угроза необратимых изменений; избыточность либо недостаток процесса (типично – нехватка средств); ситуация неопределенности; изменение уклада жизни, введение новых правил.

29 Проблемы сферы образования глазами родителей лень, невнимательность, нездоровье самого ученика 19,1% ЕГЭ (в % к ответам родителей 11-кл.)32,0% организация учебного процесса и материальная база (в том числе недовольство шестидневной неделей - 11,4%) 25,7% недостаток свободного времени в силу загруженности учебными заданиями 12,4% качество школьной программы, содержания учебников 9,8%

30 Модель проблемной ситуации с учетом соотношения сил ТРЕБУЮЩАЯ СТОРОНА ОТВЕЧАЮЩАЯ СТОРОНА требующая сторона отвечающая сторона негативное общественное мнение отбор удобных требований

31 Логико-аналитические операции над проблемами 1.Установление связей между проблемами и факторами – возможными причинами. 2.Гипотетическое определение возможных негативных следствий. 3.Определение степени комплексности проблемы. 4.Обобщение проблем, совмещение/объединение близких по смыслу формулировок. 5.Типологизация проблем. 6.Отбор приоритетных проблем.

32 Типология муниципальных проблем 1.По кругозору: личные / общественные. 2.По способу выражения: факт / оценка (пример – трещины в стене). 3.По степени адресности: общие / специфичные для данной территории, ведомства (высокие тарифы на ЖКХ). 4.По ценностям: духовного / эстетического / прагматического плана. 5.По степени субъективизма: признаваемые всеми / отдельными личностями. 6.По времени возникновения: старые / новые. 7.По способу решения: подразумевающие цель / мероприятия. 8.По требуемым ресурсам: материальные / организационные.

33 Пример: проблемы сферы культуры

34 Отбор предмета внимания Проблемы локального масштаба, решение которых возможно силами Совета территорий и администрации города Проблема, касающаяся относительно большой группы жителей

35 Правила вынесения вопросов на повестку дня 1.В чем именно, по мнению заявителя, состоит проблема? Приведите точную формулировку. 2.Какую социальную группу охватывает проблема, помимо самого заявителя? 3.Насколько четко заявитель видит последовательность шагов по решению проблемы? 4.Пытался ли заявитель решать проблему ранее, если да, какие меры он предпринимал, какие ресурсы задействовал?

36 Способы реакции на проблему 8 1.Активные действия по устранению причин проблемной ситуации. 2.Активное выражение негативной реакции. 3.Скрытая негативная реакция. 4.Безразличие.

37 Проект «Социальная корпорация» 1.Муниципальный рынок. 2.Муниципальный банк, кассы взаимопомощи. 3.Негосударственный пенсионный фонд. 4.Благотворительное общество. 5.Страховая компания. 6.Компания страхования здоровья.

38 Книга о стратегическом планировании - это 1)аргументы в защиту муниципальной науки; 2)последовательное изложение теории и истории стратегического планирования; 3)попытка преодолеть стереотипы о качестве жизни и устойчивом развитии; 4)практическое руководство о том, как сделать стратегию жизнеспособной; 5)авторские управленческие технологии; 6)«исполняемые» анкеты и методики в приложениях.

39 Темы семинаров НП «Национальная гильдия профессиональных консультантов» 1.Стратегическое планирование. Управление реализацией стратегии. 2.Эффективная разработка и реализация муниципальных программ. 3.Методология и практика проведения муниципальных социологических исследований. 4.Оценка эффективности власти: технология и практика. 5.Проектирование молодежной политики. 6.Образование, культура, спорт, молодежная политика: программно-целевой подход

40 (Продолжение – темы семинаров) 7.Создание системы общественного самоуправления – путь к интеграции местного сообщества. 8.Маркетинг территории: от осознания миссии к инвестиционной и туристической привлекательности. 9.Технологии проектного управления в региональных и муниципальных администрациях. 10.Регулирование социально-трудовых отношений на муниципальном уровне. 11.Профессиональный и массовый спорт: место в региональной и муниципальной стратегии, целевых программах и проектах. 12.Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений

41 Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Константин Харченко, к.с.н., доцент, руководитель Центра государственных и муниципальных программ НП «Национальная гильдия профессиональных консультантов», член- корреспондент Академии наук социальных технологий и местного самоуправления