Планирование в здравоохранении СЗГМУ им. И.И. Мечникова, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, доцент, к.м.н. Абумуслимова Елена Андреевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«СТРАТЕГИЯ 2020» - ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РОССИЯ,
Advertisements

Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
О формировании территориальной программы государственных гарантий на 2013 г. Начальник отдела экономического анализа и формирования сводного бюджета здравоохранения.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
Применение различных способов оплаты в системе обязательного медицинского страхования.
Подготовка к сдаче отчета за 2011 год по финансово- статистической форме 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» Хамаганова.
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
Подготовка к сдаче отчета за 2010 год по финансово- статистической форме 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» Хамаганова.
Выполнение плановых объемов медицинской помощи, утвержденных ТПГГ в 2015 г., видение исполнения объёмов медицинской помощи, утвержденных ТПГГ в 2016 г.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА - РМИУС.
О применении эффективных способов оплаты медицинской помощи, включая группы болезней, ориентированных на результаты деятельности медицинских организаций.
Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Состав Комиссии (утверждается нормативным правовым актом субъекта.
Практическая реализация Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология" Национальная Ассоциация клинического питания Вице-президент.
Модернизация здравоохранения Амурской области на годы.
Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
ПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ «О бюджете городского округа Звездный городок Московской области на 2018 год и плановые 2019 и 2020 годы»
Наянова М. А., зав. кафедрой управления и экономики образования КОИРО Формирование муниципального задания на профильное обучение Модуль « Профильное обучение.
«В годах за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов, осуществляется.
Транксрипт:

Планирование в здравоохранении СЗГМУ им. И.И. Мечникова, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, доцент, к.м.н. Абумуслимова Елена Андреевна

Организатор = Менеджер - специалист, направляющий деятельность других сотрудников и решающий различные задачи организации, нацеленные на достижение поставленных целей.

В сфере здравоохранения управленческая должность предполагает совмещение функций менеджера с функциями медицинского работника и найти оптимальный баланс между ними нелегко МЕНЕДЖЕР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Врач Организатор

- это эффективное и рациональное достижение целей посредством u планирования, u организации, u руководства и u контроля ресурсов. Управление –

Замкнутый цикл управления Планирование Организация Учет Контроль Регулирование Анализ и прогнозирование

Цель – это желаемое состояние, достичь которого в перспективе и пытается организация План – является, своего рода, «маршрутом» движения организации к поставленным целям. Планирование – это определение целей и результатов деятельности в будущем, а также постановка задач и оценка ресурсов, необходимых для их решения.

ГОЭЛРО – ГОсударственный план ЭЛектрификации РОссии Первый перспективный план развития экономики на основе полной электрификации страны, принятый в 1920г. и реализованный в России после революции.

Нормативные документы: u ФЗ N115 от г. «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития РФ» u Указ Президента РФ от г. 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» u Законопроект «О государственном стратегическом планировании», 2011г. u ФЗ 326 от «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» u ФЗ N 323 от г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Замкнутый цикл управления Планирование Организация Учет Контроль Регулирование Анализ и прогнозирование

Прогнозирование u - это научно обоснованное предвидение тенденций будущего развития и реализации принимаемых решений. u Прогнозировать возможно мало- и неуправляемые процессы. u - это разработка и практическое осуществление научно обоснованных программ, определяющих пути, способы и средства достижения желаемых целей. u Планировать можно только управляемые процессы.Планирование

Для чего необходимо прогнозирование и планирование? u Предвидеть перспективы u Правильно и полно учитывать сложившую ситуацию, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе u Предугадывать события и своевременно принимать превентивные меры, чтобы избежать нежелательных последствий

Требования к прогнозированию u Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. u На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку концепций (стратегий) социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. u В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза и концепций социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально- экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Основные направления разработок прогнозов в здравоохранении : u прогнозы здоровья населения; u прогнозы развития отдельных видов медицинской помощи и специализированных служб; u прогнозы финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и др. Прогноз развития системы здравоохранения в целом

Основа прогноза – комплексный анализ демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения перечисленных и иных факторов.

Условия прогнозирования u Для построения математических моделей (например, прогнозирования рождаемости, смертности, структуры и уровня заболеваемости, физического здоровья населения, потребности здравоохранения в отдельных видах ресурсного обеспечения и др.) необходима исчерпывающая информация за значительный (обычно за лет) ретроспективный период наблюдения.

Прогнозируемые цели

Замкнутый цикл управления Планирование Организация Учет Контроль Регулирование Анализ и прогнозирование

«Планирование переносит будущее в настоящее и позволяет вам что-нибудь сделать с ним сейчас.» Алан Лакейн

Классификация планирования 1: КритерииВиды планирования Содержание планирования Технико-экономическое Оперативно-производственное Организационно-техническое Финансовое Бизнес-планирование и др. Уровень планирования Федеральный, Региональный (федеральный округ, субъект РФ), Межрегиональный (межрегиональные территориально-производственные комплексы), Межотраслевой, Отраслевое, Территориальное, Муниципальное, Организация в целом, Структурное подразделение Индивидуальное

Классификация планирования 2: КритерийВиды планирования Срок исполненияОперативное (неск.часов – неск.месяцев) Текущее (несколько месяцев) Краткосрочное (до одного год) Среднесрочное года Долгосрочное (перспективное) – 3-10 лет Характер управления Административное (директивное, централизованное) Индикативное (по индикаторам) Программно-целевое Стадия разработки Предварительное Окончательное Цель планирования Оперативное Тактическое Стратегическое

Планирование в здравоохранении - это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей - здоровья населения.

Основа прогнозирования и планирования развития медицинских учреждений : u Целевые нормативы потребности населения в лечебно-профилактической помощи u Данные о потребности в ресурсах, необходимых для обеспечения населения лечебно-профилактической помощью u Данные о реально возможных сроках обеспечения ресурсами

Принципы планирования в здравоохранении u Главная цель - реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья u Наличие единых методических подходов

Стратегическое планирование u Определяет цели, задачи, приоритеты, ресурсы, прогнозируемые результаты деятельности системы здравоохранения в целом и отдельных медицинских организаций на перспективу 10 и более лет u Стратегическое планирование осуществляется на 2 уровнях управления: федеральном; субъекта РФ

Примеры стратегических планов развития РФ u Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г от 17 ноября 2008 г р u Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года 537). u Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года 1351). Государственная программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года", утвержденная Распоряжением Правительства РФ 2511-р от г.

8 Развитие здравоохранения Российской Федерации до 2020 года

Перспективное планирование u Предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований в рамках утвержденных стратегических планов на 3–5 лет, которые должны быть согласованы с федеральными планами развития отрасли.

Текущее планирование Предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности: u системы здравоохранения субъектов РФ u муниципальных образований u конкретных организаций здравоохранения в соответствии с перспективными планами и программами, утвержденными на уровне субъекта РФ и муниципального образования u отдельных работников

Методы планирования в здравоохранении u В теории управления здравоохранением используются разные методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый, экономико-математический, организационного эксперимента и др. u В практическом здравоохранении в основном применяются два метода: нормативный и балансовый

Нормативный метод планирования u В основе – нормативы. u Норматив - это расчетная величина затрат ресурсов (материальных, финансовых, временных и других), применяемая при нормировании труда и планировании производственно- хозяйственной деятельности. u Нормативы разрабатываются и утверждаются МЗ РФ или другими уполномоченными органами исполнительной власти.

Классификация нормативов по видам ресурсов: Материальные: расход энергоносителя на 1 м 3 отапливаемых помещений; расход продуктов питания на 1 койко-день и др. Финансовые: подушевое финансирование; расход финансовых средств на питание на один койко- день; расход финансовых средств на один койко- день в отделениях различного профиля и др. Временные: норматив времени выезда бригады скорой медицинской помощи; норматив среднечасовой нагрузки врачей отдельных специальностей на амбулаторно-поликлиническом приеме и др.

Финансовый норматив

Балансовый метод планирования РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Один из основных методов планирования в здравоохранении, позволяет увязывать потребности населения с их ресурсным обеспечением

Амбулаторная помощь Стационарная помощь Балансовый метод вскрывает различные диспропорции в здравоохранении Балансовый метод планирования

Фактическое число коек Норматив числа коек Профицит Российская Федерация КОЕЧНАЯ МОЩНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Профили коек Количество коек Количество избыточных/ недостающих коек % Онкологические для взрослых ,4% Терапевтические Хирургические ,3% +6,2% Травматологические ,0% ПРИМЕР ДИСБАЛАНСА КОЕЧНОГО ФОНДА ПРИ ОБЩЕМ ЕГО ПРОФИЦИТЕ Норматив числа коек Фактическое число коек Норматив числа коек % от норматива Город Москва ,8% Ярославская область ,2% Тверская область ,1% Город Санкт-Петербург ,8% ПРИМЕРЫ РЕГИОНОВ С НАИБОЛЬШИМ ПРОФИЦИТОМ КОЕЧНОГО ФОНДА Профицит коек в федеральных государственных медицинских учреждениях составляет +15,1% После оптимизации коечного фонда обеспеченность койками составит 83 на 10 тыс. населения 1818 Реанимационные ,3%16841

Экономика страны Экономические потребности системы здравоохранения Вскрываются макроэкономические диспропорции в потребностях здравоохранения по отношению к экономике страны. Балансовый метод планирования

ДОХОДЫ мед. организации РАСХОДЫ Позволяет определить оптимальные соотношения между соответствующими разделами комплексного плана развития медицинской организации Балансовый метод планирования

График самоокупаемости медицинской организации Самоокупаемость = количество оказанных услуг покрывает затраты и обеспечивает прибыть медицинской организации

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи u Реализует на практике основные принципы, виды и методы перспективного планирования в здравоохранении

Нормативная база Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Нормативная база

Содержание Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи : u Средние нормативы объема медицинской помощи u Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи u Средние подушевые нормативы финансирования u Порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты

Нормирование объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями ПериодНорма посещений Норма расходов 2013 год 2,1 обращения на 1 жителя 772,3 руб. - ОМС 771,8 руб. - бюджет 2014 год 2,15 обращения на 1 жителя 923,4 руб.- ОМС 1044 руб. - бюджет 2015 год 2,2 обращения на 1 жителя 1010,3 руб. - ОМС 1256,9 руб.–бюджет

Нормирование объемов скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию ПериодНорма посещений Норма расходов 2013 год 0,318 вызова на 1 жителя 1435,6 руб. - ОМС 2014 год 0,318 вызова на 1 жителя 1507,4 руб. - ОМС 2015 год 0,318 вызова на 1 жителя 1582,8 руб. - ОМС

Нормирование объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара ПериодНорма посещений Норма расходов 2013 год 0,63 пациенто- дня на 1 жителя 570 руб. - ОМС 508,3 руб. - бюджет 2014 год 0,665 пациенто-дня на 1 жителя 590 руб. - ОМС 559,4 руб. - бюджет 2015 год 0,71 пациенто- дня на 1 жителя 620 руб. - ОМС 610,5 руб. - бюджет

Нормированный объем медицинской помощи в условиях стационара ПериодНорма посещений Норма расходов 2013 год 2,558 койко- дня на 1 жителя 570 руб. - ОМС 508,3 руб. - бюджет 2014 год 2,463 койко- дня на 1 жителя 2034,2 руб. - ОМС 1714,8 руб.- бюджет 2015 год 2,35 койко-дня на 1 жителя 2428,8 руб. – ОМС 2231,1 руб.– бюджет

Нормирование посещения центров здоровья, посещений в связи с диспансеризацией ПериодНорма посещений Норма расходов 2013 год 2,44 посещения на 1 жителя 266,3 руб. - ОМС 271 руб. - бюджет 2014 год 2,64 посещения на 1 жителя 318,4 руб. - ОМС 360 руб. – бюджет 2015 год 2,7 посещения на 1 жителя 348,4 руб. - ОМС 448,9 руб. - бюджет

Федеральные подушевые нормы финансирования без учета расходов федерального бюджета ПериодСредние подушевые расходы на 1 жителя в год 2013 год 9032,5 руб. - ОМС 2014 год 10294,4 руб. - ОМС 2015 год 12096,7 руб. –ОМС

Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой на 2013 год, составляют: 14 тыс. руб. u за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – 5 168,0 руб.; u за счет средств Территориального фонда ОМС – 8 602,87 руб.

Этапы планирования деятельности медицинской организации 1. Сравнительный анализ результатов деятельности медицинской организации за предыдущий отчетный период по источникам поступления финансовых средств и понесенным затратам 2. Оценка влияния структурных подразделений на общие результаты финансово - хозяйственной деятельности медицинской организации. Расчет и анализ основных показателей деятельности. 3. Определение внутренних резервов, причин возникновения недостатков в работе и разработка дальнейшей стратегии развития медицинской организации на основании результатов проведенного анализа.

Первый этап. Сравнительный анализ. u Анализ доходов и расходов u Прогнозирование потребности в лекарственных средствах ( объемы реализации, остатки, количество нуждающихся пациентов) u Прогнозирование потребности в медицинском оборудовании (порядки оказания медицинской помощи (ФЗ-323, статья 37), % износа оборудования, возможности персонала и помещений)

Схема планирования доходов и расходов ЛПУ Доходы ЛПУРасходы ЛПУ Поступление средств из бюджета Оплата труда Начисления на заработную плату Поступление средств по ОМС Расходные материалы, ЛС Командировочные расходы Поступление средств по ДМС Транспортные расходы Медицинское оборудование Поступление средств от платных услуг Расходы на питание Расходы на капитальный ремонт

Второй этап. Анализ показателей финансово- хозяйственной деятельности. u количество оказанных медицинских услуг; u количество пролеченных пациентов; u количество врачебных посещений (для поликлиник); u количество койко-дней (для стационаров); u структура оказанной медицинской помощи; u стоимость койко-дня; u тарифы, действующие в системе ОМС и ДМС; u понесенные материальные затраты медицинской организации

Затраты медицинской организации Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема медицинской помощи (число оказанных услуг или пролеченных пациентов): затраты на оплату труда администрации, коммунальные платежи, расходы на уборку зданий, вневедомственная охрана, противопожарная сигнализация. Переменные затраты изменяются пропорционально объему медицинской помощи: затраты на питание, медикаменты, расходные материалы.

Третий этап. Разработка плана развития. На примере планирования объемов финансирования по ОМС на амбулаторную помощь.

Принцип планирования объемов финансирования по ОМС на амбулаторную помощь u Планирование расходов ОМС на амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения основывается на численности населения и нормативе посещений на 1000 жителей. u РАСХОДЫ = Численность населения × Норматив посещений × Средняя стоимость посещения

Распределение численности застрахованных лиц по районам Санкт- Петербурга и половозрастным группам (2012 год)

Распределение численности застрахованных лиц по прикреплению к государственным медицинским организациям

Число посещений застрахованных лиц (2012 г.)

Затраты на оплату посещений застрахованных лиц (2012 г.)

Плановые финансовые расходы на оказание амбулаторно- поликлинической помощи населению расходы = = N (чел.) ×N посещений ×Стоимость посещения (руб.) расходы = = чел.×3,3× 323 руб. = 5,5 млрд.руб.

Общий принцип формирования сети медицинской помощи Амбулаторная Стационарная Стационарза- мещающая Скорая медицинская Рассчетный объем медицинской помощи Врачебная должность Круглосуточная койка Дневная койка Односменная бригада Годовая нагрузка на единицу измерения сети Мощность поликлиники Мощность круглосуточного стационара Мощность дневного стационара Мощность сети скорой помощи Общая мощность сети ЗО

Формула «Шести П» Правильное Предварительное Планирование Препятствует Падению Производительности

Основные сферы жизнедеятельности Финансы и карьера Семейные и личные отношения Здоровье и физическая форма Личное и профессиональное совершенствование Общественная жизнь Поставьте себе оценку от одного до десяти по каждому направлению. 1 – минимальный уровень удовлетворенности, 10 – максимальный.

Три главные сферы жизни Финансы/ карьера Семейные/ личные отношения Здоровье/ физическая форма Личное/профессиональное совершенствование Общественная жизнь За 10 секунд выберите три пункта, которые кажутся вам наиболее важными.

Метод «быстрых списков» Для каждого из трех выбранных направлений деятельности за 30 секунд запишите три цели, достижение которых может значительно улучшить ваше положение в этой сфере деятельности; цели, которые, как вам кажется, наиболее важны для вашей жизни на данный момент.

Перед вами «моментальный снимок» вашей жизненной ситуации, показывающий что действительно для вас важно в данный момент.

«Делай, что можешь, с тем, что имеешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.» там, где ты есть.» Теодор Рузвельт