Организация деятельности учащихся на уроке по теме «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» Учитель математики Гвоздева Т.В. ГБОУ Сергиевская СОШ 1 «Образовательный центр»
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы потом все начать сначала». В.П. Беспалько
обучение математике строится на основе возбуждения познавательной активности школьников; организация и управление поисковой деятельностью школьников; постановка учебных математических задач проблемного характера; обучение способам самостоятельной деятельности; проблемное обучение сочетать с элементами методики сотрудничества: а) подход к ребенку гуманно-личностный; б) преобладающий метод – проблемно- поисковый, творческий, диалогический, игровой; в) организационные формы: индивидуальная + работа в парах + групповая, дифференцированная; обучение через открытие.
Роль геометрии Геометрическое мышление - разновидность образного, чувственного мышления, что присуще правому полушарию головного мозга; происходит возрастание роли левого полушария. Геометрия - это не только раздел математики, школьный предмет, это феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира. На первом этапе (1 - 6 классы) - широкая геометризация изучаемого материала, в течение двух последних лет этого этапа - выделение четкой геометрической линии («Наглядная геометрия»). На втором этапе (7 - 9 классы) - систематический курс геометрии, к теории плоской геометрии добавляются элементы пространственной. На последнем этапе ( классы) - основным является курс стереометрии. Геометрия способствует развитию интуиции, воображения и других качеств, лежащих в основе любого творческого процесса, располагает возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека. Учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
Сравните длины отрезков: А вот два четырехугольника, в них противоположные вершины соединены отрезками. Сравните длины этих отрезков. Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия Лэ Корбюзье
Рассмотрите рисунки:
Коля взял 2 книги про животных, а Катя 3 книги со сказками, оставшиеся книги были о космосе. Раскрась треугольники в соответствии с условием, обведи столько треугольников, сколько книг осталось на полке. Закончи ответ: Коля и Катя взяли ____________ книг, что составляет -- частей всех книг на полке. Что объединяет эти рисунки? Назовите эти фигуры. Чем отличаются эти фигуры? Скажите: сколько измерений имеет отрезок, прямоугольник, параллелепипед? Длину, ширину, высоту можно измерить, т.к. это отрезки. Кто может назвать тему урока?
Коля взял 2 книги про животных, а Катя 3 книги со сказками, оставшиеся книги были о космосе. Раскрась треугольники в соответствии с условием, обведи столько треугольников, сколько книг осталось на полке. Закончи ответ: Коля и Катя взяли ____________ книг, что составляет -- частей всех книг на полке. Тема урока «Отрезок. Длина отрезка.» Рассмотрим фигуры: Можно ли объединить эти фигуры? Почему? Чем отличаются фигуры? Что можно найти для этих фигур? Как можно измерить длину отрезка? Можем ли найти периметр и площадь прямоугольника, зная, как находится длина отрезка? Чтобы вычислить периметр и площадь прямоугольника нужно знать формулы. Рассмотрев тему «Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда», мы вернемся к третьей фигуре.
Коля взял 2 книги про животных, а Катя 3 книги со сказками, оставшиеся книги были о космосе. Раскрась треугольники в соответствии с условием, обведи столько треугольников, сколько книг осталось на полке. Закончи ответ: Коля и Катя взяли ____________ книг, что составляет -- частей всех книг на полке. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коля взял 2 книги про животных, а Катя 3 книги со сказками, оставшиеся книги были о космосе. Раскрась треугольники в соответствии с условием, обведи столько треугольников, сколько книг осталось на полке. Закончи ответ: Коля и Катя взяли ____________ книг, что составляет -- частей всех книг на полке. Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Действия учителя, позволяющие сформировать познавательные УУД 1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. 2. Учитель привлекает детей и включает их в открытие новых знаний. Вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 3. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. 4. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. 5. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. 7. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.