Модернизация школьного образования – новый этап Высшая школа экономики, Москва, 2014 www.hse.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Higher School of Economics, Moscow, Форсайт: контуры образования будущего Исак Фрумин, Институт образования НИУ ВШЭ 1 Модернизация региональных.
Advertisements

Об итогах реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования.
Гридасова Татьяна Алексеевна, начальник отдела общего и дошкольного образования, воспитания.
Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) 2006г. – по настоящее время Поощрение ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы Поощрение.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
ПНПО Приоритетные национальные проекты «Образование» Норм. док.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки.
«Образование Великого Новгорода: от инициатив к инновациям и внедрению в практику» Матвеева Светлана Борисовна Инновации Инициативы Инвестиции Инвестиции.
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Концептуальные и методологические основы ФГОС Тема 1 С.Л.Каганович, д.филол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО» 2012.
План мероприятий («дорожная карта») изменений в деятельности МАОУ СОШ 4 направленных на повышение эффективности и качества на гг. Муниципальное.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Карелия на 2013 год и далее до 2020 года Т.В.Васильева, заместитель министра.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
«Дорожная карта» школы в рамках реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации» Инна Васильевна Стрешинская директор «
Модернизация Российского образования до 2010 года Концепция модернизации Российского образования до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ.
Состояние отчетности о реализации комплексной программы модернизации образования Бусаркина Ж.В.
Транксрипт:

Модернизация школьного образования – новый этап Высшая школа экономики, Москва,

План доклада Основания нового этапа развития образования Контуры федеральной программы Выращивание культуры результативности

Рамки новых перспектив 3 1.Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Результаты предшествующих проектов: 1)Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО); 2)Комплексный проект модернизации образования (КПМО) 3)Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 4)Модернизация региональных систем общего образования 3.Указы Президента Российской Федерации от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; 4.Вызовы, актуальные для современной системы образования (Стратегия 2020). 5.Консервативный поворот

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 4 Новые механизмы обеспечения гарантий на качественное образование: 1)закрепление возможностей сетевого взаимодействия образовательных организаций в различных формах; 2)расширенные возможности использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; 3)широкое понимание образовательных стандартов; 4)повышение требований к обеспечению открытости образовательных организаций.

Приоритетный национальный проект «Образование» (2005 – н. в.) 5 Важнейшие результаты: 1.Идея постоянного улучшения системы 2.Практика поддержки инновационных программ развития школ; 3.Поддержка лучших учителей 4.Внимание к классным руководителям 5.Школьные автобусы 6.Подключение школ к Интернету;

Комплексный проект модернизации образования (2007 – 2009) 6 Ключевые направления: 1.Введение новой системы оплаты труда; 2.Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; 3.Развитие региональных систем оценки качества образования; 4.Оптимизация школьной сети; 5.Расширение общественного участия в управлении образованием. Важнейшие результаты: 1.Организационное обновление как зона улучшения 2.Создание основы для реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Модернизация региональных систем общего образования - 1 этап (2011 – 2013) 7 Ключевые направления: 1. Доведение средней зарплаты учителей до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны; 2. Привлечение молодых учителей в систему общего образования; 3. Обеспечение условий для введения новых ФГОС (приобретение оборудования, повышение квалификации учителей, закупка новой учебной литературы); 4. Развитие информационных технологий, включая дистанционные технологии.

Модернизация региональных систем общего образования - 1 этап (2011 – 2013) 8 Важнейшие результаты: 1.Поддержка сельских школ (капитальный ремонт и реконструкция, системы канализации и теплые туалеты, транспорт); 2.Все учителя начальной и основной школы прошли повышение квалификации для работы по новым стандартам; 3.98,3% общеобразовательных учреждений имеют устойчивую Интернет- связь и обеспечили практически для всех старшеклассников возможность получить профильное дистанционное обучение; 4.Все базовые сельские школы, где учатся дети из других посёлков, обеспечены школьными автобусами; 5.Каждая начальная школа страны имеет мультимедийный комплект оборудования; 6.97,7 % от общего количества общеобразовательных учреждений, имеющих центральное отопление, оснащены водопроводом, а 93,5 % - канализацией в соответствии с СанПиН.

Модернизация региональных систем общего образования – 1 этап (2011 – 2013) 9 Удовлетворенность общественности результатами 1 этапа МРСО:

Основные эффекты 10 1.Прорыв в инфраструктуре, выход на стандарты условий, технологическийй прорыв; 2.Опыт и вкус организационно-экономического обновления, менеджериализм 3.Привычка к прозрачности системы 4.Повышение привлекательности учительской профессии. 5.Политическое внимание к школьной системе 6.Отдельные примеры содержательного обновления 7.Инклюзия Содержательная модернизация -Самостоятельность школ -Локальная инициатива -Дифференциация школ

Указы Президента Российской Федерации от Удержание заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы в соответствующем регионе; Разработка комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи; Расширение охвата дополнительным образованием Поддержка учителей, работающих с детьми из неблагополучных семей Опережающее развитие математического образования; и другие.

Актуальные вызовы - архаичность 12 1.Формальное внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов и нового понимания результатов; 2.Слабая интеграция информационных технологий 3.Архаичность системы оценки качества

Актуальные вызовы - инфраструктура 13 1)В соответствии с демографическим прогнозом растет потребность в дополнительных местах в школах 2)Обучение две и три смены школ, в которых обучается детей 3)Функционирование школ, спроектированных и построенных в е годы 20-го века и не отвечающих современным требованиям качества и безопасности: 4)8894 зданий, которые требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. 5)Новые стандарты требуют новых условий

Актуальные вызовы - кадры 14 1.Неэффективное педагогическое образование 2.Устаревшая система повышения профессионального развития 3.Нереалистичный профессиональный стандарт 4.Отсутствие механизмов обновления кадров

Актуальные вызовы - инфраструктура 15 1)В соответствии с демографическим прогнозом растет потребность в дополнительных местах в школах 2)Обучение две и три смены школ, в которых обучается детей 3)Функционирование школ, спроектированных и построенных в е годы 20-го века и не отвечающих современным требованиям качества и безопасности: 4)8894 зданий, которые требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. 1.Сохранение разрыва между лучшими и «слабыми» школами 2.Недостаточное развитие системы оценки качества образования.

Актуальные вызовы – неравенство Гимназии Лицеи Количество учреждений повышенного уровня в России, по годам Ярославль, апрель 2012 г. 16

Консервативный поворот 17 1.Единые учебники 2.Ностальгия по советской школе 3.Риторика воспитания и фундаментальности 4.Контроль и цензура

Новый проект модернизации региональных систем общего образования Укрепление потенциала педагогических кадров. 1.Обновления содержания педагогического образования; 2.Внедрение профессионального стандарта учителя; 3.Повышения престижности учительской профессии. 4.Развитие системы эффективного контракта в системе образования. 2.Модернизация инфраструктуры общего образования, включая строительство и реконструкция зданий общеобразовательных организаций, в соответствии с требованиями к современным условиям обучения: 1.Обеспечение обучения в одну смену; 2.Приведение зданий школ в соответствие современным требованиям; 3.Обеспечение школ необходимым оборудованием и материалами в соответствии с ФГОС.

Новый проект модернизации региональных систем общего образования Результативное внедрение новых стандартов образования: в т. ч. реализация концепции развития математического образования. 4.Открытая среда дополнительного образования 5.«Умное управление» 1.обновление подходов к контрольно - надзорной деятельности; 2.расширение использования цифровых технологий в управлении; 3.Развитие механизмов обратной связи.

Что можно начать делать уже сегодня-2? Формирование культуры результативности - ориентация на улучшение образовательных результатов всех детей -профессиональное развитие учителей вокруг задачи результативности -механизмы обратной связи о результатах 2. Активизация новых ресурсов : -интерес и мотивация школьников -вовлеченность родителей -внешкольные возможности образования

Гордимся результатами!

В чем результаты школы? Как жизнь складывается? Исследования образовательных и трудовых траекторий (лонгитюд) Установлено: – школа влияет! – на разных учеников оказывает влияние разных комплекс факторов – школа может «вовремя вмешиваться»

В чем результаты школы? ЗУН (ЕГЭ? TIMSS? PIRLS?) Компетенции (PISA?) Опыт Некогнитивные навыки Воспитанность Интерес Результативная школа повышает шансы

Когда школа смирилась «Люди возрастные, и когда человеку 65, основная масса из них менять ничего не хочет или даже не может». «У нас родителей с высшим образованием крайне мало. А если родители не заинтересованы в получении знаний, то они и в семьях не будут это нести». «Высшее образование не всем нужно. Плюс понимаем, что не все могут сдать ЕГЭ». Проект «Школы в трудном контексте» (С.Косарецкий, М.Пинская, И.Груничева)

Когда школа борется «Мы сами себе не позволяем остановиться на каком-то уровне. Вообще мы каждого учителя пытаемся продвинуть. Учителя очень активно начали внедрять все новые технологии и свои уроки отправляют в Москву, в «Первое сентября». Они действительно находятся вот в таком порыве. Это заметно, это всё сказывается». «Привлекаем родителей во внеурочную деятельность. Даже все наши планы воспитательной работы реализуем особенно в начальной школе при поддержке родителей. То есть классный руководитель не один. И постепенно смотрю, что даже состав родителей вокруг класса меняется». «Если бы дети возвращались обратно сюда, тогда бы наша среда могла бы улучшаться. Потому что дети бы возвращались с образованием, уже совершенно другие. Знаете, сколько бы уже народу у нас было образованного, культурного. Потому что дети-то учатся некоторые и в престижных очень вузах, поступают все бесплатно».

Как происходят изменения? Стратегия высоких ожиданий для всех Школа принимает новое видение. Интерес к результатам Коммуникация и обратная связь. Основа новых отношений – рефлексия. Информация начинает свободно проходить между учителями и руководителями. Дальше включаются ученики, труднее всего включаются родители.

Рефлексия – утраченная способность? Практически исчезли взаимные посещения уроков Оценка качества для отчетности, а не для улучшения Аттестация на основе тестов и портфолио Отказ от рефлексии стандартного процесса – не вышли на рефлексию результатов и программ

Что нужно для рефлексии (для культуры результативности)? Коммуникация Общее понимание результатов Знание того, какие факторы работают

Ключевые исследования результатов и факторов Анализ влияния учительских характеристик и практик на результаты ЕГЭ Родители как причины успеха в PIRLS Исследование факторов прогресса в первом классе Лонгитюдное исследование связи некогнитивных навыков и жизненных траекторий

Чем лучше ученик что-то знает, тем лучше он это применяет. 1.Действительно, связь между достижениями в TIMSS и PISA положительная: Чем лучше учащийся владеет предметным материалом по математике, тем с большей вероятностью он сможет применить это знание в другом контексте. 2.НО эта связь нелинейна – только владение материалом на самом высоком уровне значительно облегчает его применение. «Миф» относительно TIMSS и PISA

Типы факторов Причины конкретных затруднений Ключевые факторы комплексных результатов Роль контекста

Роль контекста: PISA Математика

Роль контекста: TIMSS, Математика

Ключевая задача управления Коммуникация о результатах и о факторах их улучшения