Интенсивное материнство в современном мегаполисе: менеджмент, логистика, педагогика и немножко нервно Яна Козьмина, м.н.с., Институт Образования НИУ ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Advertisements

Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
Внесемейные институты семейного воспитания детей дошкольного возраста в Санкт - Петербурге Студентка 3- го курса Ботвинченко А. С. НУГ « Семья и социальные.
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
Основы адаптации ребенка к детскому саду Материал для родителей.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы.
Я подросток !. ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я подвергаюсь воздействию могучих сил, как бы распирающих меня изнутри, в каком-то смысле, даже разрывающих меня на.
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда. Методические рекомендации.
Языки любви 1.Слова поощрения 2.Время 3.Подарки 4.Помощь 5.Прикосновения.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Особенности взаимодействия с людьми пожилого возраста Максим Подберёзкин Москва,
Чем и как помочь нашим детям? Учитель-дефектолог Герасимова Елена Михайловна. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 5. Черняховск г.
Светлана, 29 лет, мама 4-х летнего Валеры: «Если мой сын не хочет меня слушать, то никакой ремень его не исправит. Я уже пробовала воспитывать его ремнем,
Анализ интервью. Женщины. Ответственное отцовство.
Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 939 Адаптация ребёнка к условиям ДОУ Рекомендации родителям.
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Как помочь ребенку в период подростковых изменений?
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Электронная газета Выпуск 1 (Неделя психологии) Заходите к нам на МБДОУЦРР28 «ОГОНЕК» Дата выпуска:
Транксрипт:

Интенсивное материнство в современном мегаполисе: менеджмент, логистика, педагогика и немножко нервно Яна Козьмина, м.н.с., Институт Образования НИУ ВШЭ Елизавета Сивак, м.н.с., Институт Образования НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,

Начало материнства Высшая школа экономики, Москва, 2013 Ощущения [от беременности] были одни – напряжение, безумный страх, непонимание того, к чему это все приведет. И такой ужас, подозрительность и полное непонимание, глядя на женщин, которые гуляют с колясками и на этих их счастливые рты. – Мария, 32 года, ребенок 7 лет И: С рождением ребенка как-то меняется ритм жизни, круг общения? Р: У вас есть дети? И: Нет. Р: Когда будет, вы поймете, что меняется сразу все, и жизнь рассыпается, как в калейдоскопе, а потом собирается, но может быть, в другую картинку. Но собирается не сразу. – Ирина, 46 лет, дети 24 года и 2,5 года

Восприятие роли родителя. Ответственность Высшая школа экономики, Москва, 2013 Роль отца: «помощник» и «аниматор». «Я, еще мой муж есть – у нас равная ответственность. […] Я, конечно, давлю как мать, и последнее слово всегда за мной в отношении ребенка». Мария, 32 года, ребенку 7 лет «Его [отца ребенка] не интересуют переживания по поводу особенный ли ребенок, надо ли ему садик обычный или в обычную школу, чего там, как. Типа все мы туда ходили, и все мы там будем, переживет. Ну, мне не близок такой подход. Ну, я понимаю, что, в общем-то, да переживет, конечно». Светлана, 28 лет, детям 4 года и 2 года

Восприятие роли родителя. Ответственность Высшая школа экономики, Москва, 2013 Важность действий родителя для развития ребенка, в особенности в раннем детстве. «Я какие-то статьи читала […] про то, что нужными людьми останутся либо высокопрофессиональные технари, либо водители троллейбусов. И в этой ситуации, думаешь, что нужно обязательно из детей сделать высококлассных специалистов, и чтобы это сделать, в это нужно вложить много сил. Даже так на уровне 4 и 2 года у меня уже панические атаки, что ребенок отказывается учить буквы». Светлана, 28 лет, детям 4 года и 2 года

Восприятие роли родителя. Ответственность Высшая школа экономики, Москва, 2013 Ответственность родителя за «плохое поведение» ребенка. Отказ от понятий «каприза» и «манипуляций». «Бывает, что он начинает истерить, но это в основном не просто так, либо устал, либо голодный. В этом случае я пытаюсь накормить или уложить спать. На пустом месте обычно ничего не случается». Наталья, 29 лет, ребенку 5 лет

Цель: приоритет долгосрочной перспективы Высшая школа экономики, Москва, 2013 Цели: разные (счастье, сохранение здоровья, развитие определенных навыков, знаний и качеств, которые мать считает важными; сохранение хороших отношений с ребенком, и др.) есть более-менее четкий список целей, иногда план по их достижению приоритет долгосрочных целей «Были какие-то вещи, которые очень хотела бабушка. Ну, например мама моя очень хочет, у нее возникло мнение, что у Маши слух, и она очень желает, чтобы она пела. И я ей объясняла, что в современном мире умении девочки петь не несет такой ценной социальной роли, не повышает её статус никак. А вот умение кататься на роликах наоборот гораздо более полезно и в 13 лет Маша скажет мне спасибо за то, что я второй год подряд отправляю её в роллер-школу. […] Для того, чтобы в тот момент, когда она будет в самом уязвимом положении, чтобы она могла найти то сообщество, в котором она бы чувствовала себя более-менее уверенной. И ей не пришлось бы искать этого в каких-то более опасных историях». Катерина 36 лет, ребенку 7 лет

Цель: приоритет долгосрочной перспективы Высшая школа экономики, Москва, 2013 «У меня есть в голове некоторое представление, некоторый образовательный план. […]. Школа сейчас, может быть никогда не является готовым образовательным модулем. Поэтому то образование, которое я хочу, чтобы было у моего ребенка, я являюсь менеджером его образования, потому что только я вижу, что происходит и как происходит. Есть определенные, условно говоря, базовые знания, умения, навыки, которые я считаю, что человек должен получить». Катерина, 36 лет, ребенку 7 лет

Методы: общая характеристика Высшая школа экономики, Москва, 2013 Выбор метода и инструмента основан на особом образе ребенка: ребенок как хрупкий и чувствительный взрослый. Почему «хрупкий и чувствительный»? Матери считают необходимым учет возрастных особенностей развития ребенка (не может контролировать себя, не может сам себя успокоить и пр.) и его базовых потребностей. Знакомство матерей с возрастными особенностями ребенка (особенностями развития нервной системы, психики и т.д. в разных возрастах) и истолковывание поведения ребенка. На первом плане – чувства ребенка, особенности развития и пр. Почему «взрослый»? Недопустимость обращения с ребенком как с «недоразвитым взрослым». Отказ от таких методов, приказы, угроза наказания, подкуп, ложь.

Методы: общая характеристика Высшая школа экономики, Москва, 2013 «Я ходила в центр традиционного акушерства, ходила туда на занятия, даже началось все раньше, я читала Одена, […] он так писал про потребности детей, я поняла, что они такие маленькие, но уже они какие-то необыкновенные, что это уже люди» Валентина, 29 лет, ребенку 3 года

Методы Высшая школа экономики, Москва, 2013 «Мы стараемся просто действовать методом убеждения. Проявление насилия, даже в виде крика, или как родители говорят, «ты это будешь делать, потому, что я так сказал». […]. Еще я их никогда не заставляю надевать какую-то одежду. У нас были инциденты, когда они были маленькими, средний сын требовал выходить гулять без куртки, потому, что у него были красивые подтяжки, но я брала с собой куртку, ему становилось холодно и он начинал плакать. Я ему тогда давала куртку, но насильно что-то делать с их телом, кормить или одевать, это нельзя». Мы стараемся не регулировать и вещи и их пространство. У них есть свое пространство, понятно, что у маленьких надо убирать, но идея такая, что они сами должны отвечать за это, и когда они что-то ломают, или чем-то пользуются, это их право, но это и их ответственность. Поэтому в общении мы не допускаем никакого унижения достоинства. В том числе вмешательство в их вещи, питание. Даже когда они были маленькими, мы никогда их не кормили насильно. Соня, 37 лет, детям 11 лет, 9 лет и 5 лет

Методы Высшая школа экономики, Москва, 2013 «Я поняла, что дидактика – она вообще не работает. А ну сделай то, а ну убери кровать – это не работает. Я просто заметила, что если ты будешь надавливать, ребенок просто обозляется, и нужно что-то по- другому делать». Александра, 29 лет, ребенку 5 лет

Речь Высшая школа экономики, Москва, 2013 Речь как инструмент: объяснения, договор, творчество, обыгрывание ситуации, привлечение дополнительных ресурсов – отсылки к книгам, мультфильмам и пр. Особенности бебитока (babytalk) – неприятие коверканья слов; сознательный выбор разговора с ребенком «как со взрослым».

Методы Высшая школа экономики, Москва, 2013 «Ну как бы через силу, ну не через силу, а хитрость, уговоры, договоренность и при этом постоянный-постоянный непрекращающийся эмоциональный контакт, это не так что «я тебя учу, а ты учишь». Я вот таких детей видела, которые воспринимают на таком уровне. У меня сын такой, с которым нужно каждую букву самой себе выучить заново, только тогда он согласится этим заниматься». Светлана, 28 лет, детям 4 года и 2 года

Речь как инструмент Высшая школа экономики, Москва, 2013 «Ещё по выходным у меня есть собственно сделанные импровизированные кинолектории. Я киновед по образованию. Я ещё взялась ей показывать разные фильмы тематические, связанные с какими-то штуками в нашей жизни. Ну, например, если у вас ребенок отказывается есть вилкой, показываешь ему фильм о ней сняли, ребенок сразу начинает есть». Катерина, 36 лет, ребенку 7 лет

Родитель как инструмент. Привязанность. Высшая школа экономики, Москва, 2013 «Именно в этот период, с 1 года жизни это кормление, что чем прочнее ты установишь этот контакт, тем потом в подростковом возрасте у вас будут проще складываться отношения. А поскольку, когда я родила, уже думала о подростковости, я в этом смысле такая мама дальновидная – ну пытаюсь ею быть, насколько это возможно […]. Но я очень переживаю за подростковый возраст, и я сейчас закладываю все, как мне кажется, максимально, что я могу. […] Я закладываю платформу для нашего общения в период его пубертата. Я знаю, что это будет буря. Она может по-разному проявляться. Это может быть реальный бунт, или очень тяжелые внутренние переживания, которые надо будет вытаскивать клещами. Чтобы и то, и другое пережить, должно быть доверие – в этом я абсолютно убеждена, должна быть легкость в отношениях определенная, не должно быть подавленности, не должно быть жесткости. […] его нужно направлять в сторону учебы, а ему это не надо. Он бы машинки свои гонял бы. Поэтому его приходится направлять. И вот сейчас я начинаю уже тратить тот лимит доверия и любви, который я закладывала все эти годы, в том числе в период младенчества. В период младенчества вообще мы с рук его не спускали». Мария, 32 года, ребенку 7 лет

Формирование ребенка через среду Высшая школа экономики, Москва, 2013 Создание комфортного микромира, качественной, отфильтрованной среды: «По сути всё, чем мы заняты выращивая ребенка, мы стараемся сделать так, чтобы создать отдельные специальные места, где социум устроен каким-то образом, каким мы считаем правильным, не таким, каким он устроен на самом деле. То есть мы ходим, гуляем на те детские площадки, где не сидят бомжи или не курят мамы, где это всё более- менее похоже на Европу, мы отдаем детей на такие занятия, где мы занимаемся с людьми, которым нравится, что они делают». Катерина, 36 лет, ребенку 8 лет

Формирование ребенка через среду Высшая школа экономики, Москва, 2013 Сейчас разрыв между климатом […] у среднего класса, и между тем, что предлагается обществом, семье. Система образования, детские сады, разрыв настолько ужасающий, что семьи и матери особенно находятся под большим давлением. Просто под ужасным, и помощи получить негде. Кроме того, что ты сама себе создашь среду какую-то и сама всех научишь, как себя вести. Это очень, очень тяжело. […] Потому, что хочется воспитать людей свободных, креативных, уверенных в себе, способных. И сейчас, фактически, ответственность за это семьи несут в одиночку. Мамы несут в одиночку, потому, что никакая система не соответствует этому. Еще редко-редко какие-то частные места, люди. Но все против этого работает. Соня, 37 лет, детям 11 лет, 9 лет, 5 лет

Формирование ребенка через среду Высшая школа экономики, Москва, 2013 Избегание чуждых методов воспитания: «У нас есть бабушки и дедушки со всех сторон, но как раз решение о том, чтобы найти няню, несколько лет назад было основано на том, что с бабушками и дедушками, их помощь нельзя использовать. Потому, что возникает очень много конфликтов на тему системы воспитания, и я решила просто нанять няню, потому что без помощи невозможно обойтись. Я хотела сохранить работу, мы решили нанять няню, потому, что от няни можно потребовать проводить собственную политику в отношении детей. Конфликты с бабушками и дедушками - мне удалось представить, что у них свои дела, что я не хочу их беспокоить, поэтому мы общаемся в формате «пришли в гости, показались». Когда дети стали старше и стали сами передвигаться по городу, то они могут отдельно от нас приехать к ним в гости, и так далее. У них свое общение, но помощь в воспитании, связанная с тем, чтобы посидеть, она происходит по минимуму, только чтобы им было приятно, потому, что возникает очень много конфликтов». Соня, 37 лет, детям 11 лет, 9 лет, 5 лет

Формирование ребенка через среду Высшая школа экономики, Москва, 2013 Тщательный отбор нянь (или избегание няни, выбор в пользу беби-ситтера, чтобы избежать чуждой системы воспитания) «Мне кажется, что здесь очень важный момент всё-таки […], чтобы к ребенку не приходила какая-то женщина чуждой культуры, которая будет проводить свою воспитательную политику, например. Потому что сейчас для всех мам моего круга очевидно, что есть, что мы сейчас стараемся идти другим путем, в нашем воспитании нет насилия, в нашем воспитании нет манипуляции, это то, что было манипуляция – игра в воспитание. И нам этого совершенно не хочется, мне просто хочется веселого человека, который мог бы с ней интересно проводить время, я этого хочу. Как человека, который будет вместо меня с ребенком». Валентина, 29 лет, ребенку 3 года

Самоэффективность Высшая школа экономики, Москва, 2013 У современной женщины всегда есть повод считать себя плохой матерью. И она эти поводы может просто ложками черпать из окружающей жизни. – Александра, 29 лет, ребенок 5,5 лет Может, это мое индивидуальное – хочется все успеть, но все успеть невозможно. – Ирина, 43 года, дети 19 и 1,5 года Современный образованный человек не может всё воспринимать так, что «а давайте, давайте все эти [медицинские] препараты». Это то, что больше всего нервирует и вызывает тревоги. – Валентина, 29 лет, ребенок 3 лет

Основные трудности: предварительные результаты Высшая школа экономики, Москва, 2013 ОПЫТ ДЕТОДЕРЖАНИЯ: Многие женщины неожиданно для себя сталкиваются с тем, что «материнской интуиции», «врожденных инстинктов родительства», мгновенно появляющейся «материнской любви» нет – после появления ребенка они не понимают, как обращаться с ребенком, что ему нужно, почему он плачет и т.п. «СВОЯ ЖИЗНЬ»: Появление ребенка, даже запланированного, кардинально и тоже неожиданно меняет жизнь матери. Иногда это описывается в терминах – «прежняя жизнь кончилась», «я умерла». Это может вызывать ужас, панику, а может –понимание того, что это сложно, но это «только часть палитры и это же не навсегда». «ОТВЕСТВЕННОСТЬ»: мамы находятся в сложной ситуации, когда, с одной стороны, они чувствует, что нужно принимать очень много непростых решений, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, а с другой стороны – к ребенку относится множество других людей, которые могут оспаривать, не соглашаться, не исполнять эти решения (родственники, различные инстанции, и вовсе незнакомые люди). Конфликты по поводу воспитания ребенка остро переживаются и могут вести к отдалению даже от близких родственников.

Спасибо за внимание! Высшая школа экономики, Москва,