Экспертные системы интеллектуальной поддержки экипажа самолета Земляный Е.С., Бабиченко А.А. ОАО РПКБ, МГТУ имени Н.Э.Баумана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работы авиационной промышленности по обеспечению безопасности полета Суханов В.Л., ЦАГИ, Заместитель директора, к.т.н. Петров А.Н., ЛИИ им. М.М.Громова,
Advertisements

Экспертная система CLIPS Выполнила: Д.Ю.Климова Группа: МПМ-301, ЧелГУ, МФ.
ИЛЦ МГТУ им. Баумана, Международный логистический клуб, Обстоятельства, сопутствующие проекту 2 3 Предлагаемое решение Эффект от реализации проекта.
Компьютерный класс теоретической подготовки летного состава Компьютерный класс теоретической подготовки летного состава Практические рекомендации Практические.
Система обеспечения надежности и безопасности полета самолетов «Ил» на всех этапах создания и эксплуатации М.С. Неймарк, Зам. Главного конструктора ОАО.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОВЫСОТНОГО ПОЛЕТА ВЕРТОЛЕТА ПО ДАННЫМ БОРТОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ Андросов Г. В. ОАО «РПКБ», МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА АППАРАТУРЫ КООРДИНАТНО-ВРЕМЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Коновалов М.А. - начальник.
Система управления проектами и задачами JIRA Выполнили: Студентки 5 курса БГУ отделения «Финансы и кредит» Грамотнева Анна Гуреева Ирина.
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Система обеспечения надежности и безопасности полета самолетов «Ил» на всех этапах создания и эксплуатации М.С. Неймарк, Зам. Главного конструктора ОАО.
Выполнил: Г.Минусинск МОБУ «СОШ 16» Самохин Никита АВТОМАТИЗАЦИЯ В МЕТАЛЛУРГИИ.
Информационные технологии в экономике «Искусственный интеллект» ВГУЭС Владивосток.
Тема выпускной квалификационной работы: «Автоматизация рабочего места специалиста института» Дипломник: студентка группы Антонова Л.С. Руководитель:
Презентация по теме : Проектирование модельного аналитического отчета о качестве основных образовательных программ ОУ муниципальной системы образования.
Критические режимы полета Практическая аэродинамика вертолета Ми-17.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1. Основные этапы разработки управленческих решений 2. Разработка управленческого решения 3. Принятие решения,
Особенности ведения бизнеса в Ленинградской области: перспективы и проблемы Принципы организации промышленных зон в Ленинградской области.
Презентация на тему "Программное обеспечение информационных технологий"
Транксрипт:

Экспертные системы интеллектуальной поддержки экипажа самолета Земляный Е.С., Бабиченко А.А. ОАО РПКБ, МГТУ имени Н.Э.Баумана

Статистика авиационных инцидентов Причины возникновения ошибок у лётчиков: поступление неопределённой информации принятие решений в условиях жесткого лимита времени недостатки оформления информационного и управляющего полей кабины (панелей и приборов) сильные психоэмоциональные нагрузки

Интегрированный комплекс бортового оборудования Функции ИКБО Решение навигационно- пилотажных задач Выработка управляющих воздействий Информационный обмен Обеспечение безопасности полётов Интеллектуальная бортовая экспертная система

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Необходимо создать экспертную систему, способную предоставить необходимую помощь экипажу и взять на себя решение задач, связанных с определением целесообразной тактики действий в экстремальных ситуациях.

СТРУКТУРА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ База знаний- совокупность знаний о предметной области и способах решения задач, записанная на языке представления знаний Машина логического вывода- блок, моделирующий ход рассуждений эксперта на основании знаний, заложенных в БЗ.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЭС Э- эксперт, А- аналитик (инженер по знаниям), П- программист, Ч- человек (пользователь)

ВЫБОР СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ CLIPS - С Language Integrated Production System CLIPS представляет собой современный инструмент, предназначенный для создания экспертных систем (expert system tool). CLIPS состоит из интерактивной среды экспертной оболочки со своим способом представления знаний, гибкого и мощного языка и нескольких вспомогательных инструментов. Одним из основных методов представления знаний в CLIPS являются правила.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ -данная задача может быть решена с помощью экспертной системы; -экспертную систему можно создать предлагаемыми на рынке средствами; -имеется подходящий эксперт; -предложенные критерии производительности являются разумными; -затраты и срок выполнения задачи приемлемы для заказчика

СТРУКТУРА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ

Типовая ситуация «Существенное повышение температуры на эшелоне выше нормы МСА – международной стандартной атмосферы» Типовая ситуация «Полёт в условиях обледенения» Типовая ситуация «Сваливание самолёта в плоский штопор» Типовая ситуация «Опасное продолжение захода после ВПР» – высоты принятия решения (при непосадочной конфигурации, отсутствии минимума и т.д.) Примеры типовых ситуаций, приводящих к инциденту Типовая ситуация «Сваливание самолета в плоский штопор» Самолёт Ту-154Б(М), статистика: , RA – катастрофа , RA – катастрофа , RA – серьёзный инцидент , СССР – катастрофа Схема развития срыва потока Сваливание и попадание самолёта в штопор возникает при выводе его на закритические углы атаки

Фрагмент циклограммы начала срыва в плоский штопор Пример срыва в штопор Самолёт Ту-154М RA-85185, рейс ПЛ-612 «Причиной катастрофы явились недостаточная профессиональная подготовка экипажа, в первую очередь КВС, при пилотировании самолета на больших высотах и углах атаки» * *Отчёт МАК о катастрофе RA-85185, рейс ПЛ-612

Признаки развития ситуации, сформулированные экспертом: самопроизвольное опускание носовой части фюзеляжа; увеличение угла тангажа; резкое кренение самолёта сильная тряска конструкции или органов управления; опасное или необратимое нарушение РРД. Рекомендации эксперта (действия для вывода самолета из штопора): руль направления против штопора штурвал полностью от себя; после – перевод в ГП плавным движением штурвала на себя. Правило для базы знаний (сформулированное экспертом): ЕСЛИ (угол атаки больше допустимого α доп ) и ( (перегрузка n y – периодическая) или (крен γ резко изменился) ) ТО Выдать экипажу рекомендацию: «Сваливание в штопор! Отдай штурвал ПОЛНОСТЬЮ от себя!» Пример вывода правила для базы знаний ЭС «обеспечение безопасности полета» Типовая ситуация: сваливание в плоский штопор

Фрагмент кода для ситуации сваливание в штопор (deftemplate PLANE (slot sost-otk) (slot polet) (slot svalivanie) ) (deftemplate PARAMETR (slot corner) (slot speed) ) (deftemplate ALL-OK (slot all-corr) ) (deffacts STATE (PLANE(sost-otk zakr)(polet not-ok)(svalivanie not-ok)) (PARAMETR (corner normal)(speed not-ok)) (ALL-OK(all-corr not-ok)) )

ФРАГМЕНТ КОДА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (defrule PARAMETR-OK (PARAMETR (corner normal)(speed ok)) (ALL-OK(all-corr not-ok)) ?otk

ВЫВОДЫ Применение экспертных систем интеллектуальной поддержки экипажа позволит: автоматизировать решение пилотажно-навигационных задач снять с экипажа нагрузки при выполнении вычислений и рутинную работу снизить психоэмоциональные нагрузки на экипаж повысить общий уровень безопасности полётов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В. В. Лапа, В. А. Пономаренко, А. В. Чунтул. Психофизиология безопасности полётов – М.: МОО Ассоциация журналистов, пишущих на правоохранительную тематику; – 396с. А. В. Чунтул, В. И. Дудин Особые ситуации в лётной практике – М.: МОО Ассоциация журналистов, пишущих на правоохранительную тематику; – 240с. Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский. Создание Баз знаний интеллектуальных систем; – Санкт-Петербург: Питер; – 382с.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ