МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Advertisements

Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Шелудякова Л.Н.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Компетентностный подход: чему можно научиться на уроках математики КОМПЕТЕНТНОСТЬ - освоенные способы деятельности. КОМПЕТЕНЦИЯ - знания, умения (действия),
Метод проектов Отдел ресурсного обеспечения АРЦДО АО ИППК РО, 2011.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Типология проектов Е.С. Полат. Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации;
Яковлева Нина Николаевна. Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются.
Метод проектов. Истоки метода проекта уводят нас в Америку, где его разрабатывал педагог Джон Дьюк Килпатрик. Основоположниками проектного метода в отечественной.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Захарова Анна Модестовна учитель начальных классов МОУ «Руэмская средняя общеобразовательная.
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
Транксрипт:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПРОЕКТ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ «Интерактивное обучение» «Интерактивное обучение» обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии субъектов обучения (объектов и субъектов) «Интерактивное обучение» «Интерактивное обучение» это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. По В.В. Гузееву это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой «Интерактивное обучение» «Интерактивное обучение» обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии субъектов обучения (объектов и субъектов) «Интерактивное обучение» «Интерактивное обучение» это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. По В.В. Гузееву это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой

Проект (с лат.) – брошенный вперед Проект - комплекс действий, специально организованных педагогом и самостоятельно выполненных обучающимися по конкретной проблеме, взятой из жизни и значимой для обучающегося. Завершается проект созданием продукта, состоящего из объекта труда и его представления в рамках устной или письменной презентации.

ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идеи проблемного обучения, когда оно основывается на разработке учащимися под контролем педагога новых продуктов (идеи, технологии, товары, услуги и подобное), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идеи проблемного обучения, когда оно основывается на разработке учащимися под контролем педагога новых продуктов (идеи, технологии, товары, услуги и подобное), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. самостоятельной Метод проектов – это способ организации самостоятельной определенного конструктивного результата деятельности учащихся по достижению определенного конструктивного результата. интерес, творческую Метод проектов ориентирован на интерес, творческую самореализацию самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и по решению творческих способностей в процессе деятельности по решению каких-либо интересующих его проблем. самостоятельной Метод проектов – это способ организации самостоятельной определенного конструктивного результата деятельности учащихся по достижению определенного конструктивного результата. интерес, творческую Метод проектов ориентирован на интерес, творческую самореализацию самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и по решению творческих способностей в процессе деятельности по решению каких-либо интересующих его проблем.

Метод проектов Метод проектов - технология организации образовательной ситуации, в которой обучающийся ставит и решает собственные проблемы, а также технологию сопровождения педагогом самостоятельной деятельности обучающегося. В основе создания проекта лежит развитие следующих качеств человека: креативность; умение ориентироватьтся в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; умение презентовать свой проект.

Странички истории Основатели Вторая половина IX века Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик (США) идея свободного воспитания идея гуманистического воспитания Разработчики в России Начало XX века 1905 г. В 1931 году метод был осужден в нашей стране Группа педагогов -исследователей под руководством С.Т.Шацкого идея личностно- ориентированного образования; идея практикоориентированного образования (проблема берется из реальной практической жизни обучающегося) Современные разработчики Начал активно использовать ся с 80-х годов ХХ века Г.В. Воронкова, Т.И.Новикова, М.Б.Павлова, В.Д.Симоненко, П.С.Лернер, М.Б.Романовская, И.Д.Чечель и др.

Типы проектов Основание (признак)Типы проектов По количеству учащихся, разрабатываемых проекты Индивидуальные Групповые (парные) фронтальные По методу доминирующему в проекте технологические (нацеленные на изменение и разработку новых технологий); исследовательские (полностью подчинены исследовательской деятельности); продуктивные (или практико-ориентированные) нацеленные на изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации к автомобилям, результаты технического и прикладного творчества; сетевые (или информационные) нацеленные на решение проблем взаимосвязи); сервисные (нацеленные на сбор, оформление и представление информации, обслуживание и ремонт оборудования, оказание бытовых услуг);

комплексные (включающие комбинации различных типов проектов); творческие (по типологии Е.С.Полат) нацелены на результаты, требующие интуитивного подхода, результатом может быть видеофильм, танец, праздник, экспедиция, репортаж и пр.; приключенческие (игровые) нацеливают на определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Результат – спектакль, организационно- деятельностная игра, ситуационно-психологическая игра и др. По длительности выполнения проектов краткосрочные от 2-х недель до 2-3 месяцев; долгосрочные от 1 года и более; среднесрочные от 3 месяцев до года По территориям контактов в детских объединениях; учрежденческие; районные, городские; региональные и т.д.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный (практический) или интеллектуальный (теоретический) Учебный творческий проект

Типы учебных творческих проектов Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию: исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем; Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию: исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем; Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий, фильма или праздника, макет газеты); Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий, фильма или праздника, макет газеты);

Информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации разработки; Информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации разработки; Телекоммуникационные (разновидность информационных проектов) - занимают особое место среди социально значимых учебных проектов. Они стали возможны с появлением в начале 80-х г.г. телекоммуникационных сетей, позволяющих педагогам и учащимся из разных стран общаться друг с другом. Телекоммуникационные (разновидность информационных проектов) - занимают особое место среди социально значимых учебных проектов. Они стали возможны с появлением в начале 80-х г.г. телекоммуникационных сетей, позволяющих педагогам и учащимся из разных стран общаться друг с другом. Социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированны на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы Социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированны на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы

Моделирование проектов Проектное обучение предполагает такую структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей. Это своеобразный конструктор, охватывающий все сферы содержания образования. При этом речь идет как о мыследеятельностном моделировании, так и о построении натуральных моделей Моделирование проектов Проектное обучение предполагает такую структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей. Это своеобразный конструктор, охватывающий все сферы содержания образования. При этом речь идет как о мыследеятельностном моделировании, так и о построении натуральных моделей По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким; можно выделить - краткосрочные (2-6 ч), - среднесрочные (12-15 ч), - долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материалов, и анализа и т.д. (Типолология Селевко) По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким; можно выделить - краткосрочные (2-6 ч), - среднесрочные (12-15 ч), - долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материалов, и анализа и т.д. (Типолология Селевко)

Роль обучающегося-проектировщика Роль педагога-проектировщика Деятельность обучающегося Деятельность педагога ИндивидуальнаяПарнаяГрупповая Выбирает проблему Принимает решения Планирует Выстраивает отношения Действует по плану проекта Анализирует МотивируетКорректирует Подсказывает источники информации Консультант Сопровождает Провоцирует вопросы, проблемы, ситуации, размышления и т.п.

Этапы работы над проектом 1. ПОИСКОВЫЙ Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Анализ имеющийся информации. Поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. Анализ ресурсов. 4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, банк проектов, публикация). 5. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Структура работы над проектом Подготовка учащихся к работе над проектом Выбор проблемы Сбор и анализ информации (исследование проблемы) Изучение законодательной и нормативно-правовой базы проблемы Социологические опросы разных групп населения Анализ материалов СМИ Встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами Разработка собственного варианта решения проблемы Реализация плана действий Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка Собственное участие Составление портфолио Презентация Рефлексия I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII.

Типология проектов (по Е.С.Полат) По доминирующей в проекте деятельности выделяют: ИсследовательскиеТворческиеРолевыеИнформационные Практико- ориентированные По предметно-содержательной области выделяют: Монопроекты (в рамках одного предмета) Межпредметные По характеру контактов выделяют: ВнутренниеРегиональные Международные По количеству участников выделяют: ИндивидуальныеПарныеГрупповые Личностные («Я+Я») По продолжительности выполнения проектов выделяют: Краткосрочные (несколько уроков) Средней продолжительности (от недели до месяца) Долгосрочные (от месяца до нескольких)

Стадии разработки проекта: 1)организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания (выбор); 2) разработка проекта (планирование); 3) технологическая стадия; 4) заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия

СтадииДеятельность педагогаДеятельность учащихся 1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания 1.1. Выбор проблемы (темы) проекта. Поиск проблемы. Выбор и обоснование. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. Обсуждение и принятие общего решения по теме. Группа учащихся совместно с педагогом отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта. Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу. Каждый учащийся выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) Формирование творческих групп. Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы. Деятельность педагога и учащихся на разных стадиях работы над проектом

СтадииДеятельность педагогаДеятельность учащихся 2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности) 2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная. Участие в разработке заданий для младших, определение их сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов Планирование технологического процесса. Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей. Осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, применение коллективного решения проблем и т.п Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям В группах, а затем в классе обсуждение плана деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гости­ная и т.д.

СтадииДеятельность педагогаДеятельность учащихся 3. Технологическая стадия (осуществление деятельности) 3.1. Организация рабочего места Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда Осуществление самоактуализации своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости 3.2. Выполнение технологических действий 3.3. Моделирование

СтадииДеятельность педагогаДеятельность учащихся 4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов) 4.1. Оформление результатов Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с приняты­ми формами 4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов Организует экспертизу. Например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д. Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их 4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки Осуществление самооценки результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия

Модель: индивидуальная работа - групповая работа - фронтальная групповая индивидуальная или обучение в разновозрастных группах (РВГ) - Модели коллективного творческого решения проблем - Технологии коллективных творческих дел - Метод «мозгового штурма» («Мозговой атаки») - Метод обратной мозговой атаки. - Метод Дельфы - Диспуты, дискуссии другие коллективные (индивидуальные) и творческие (репродуктивные) методы и техники Техники (методы), применяемые в рамках использования проектного метода

Нормативное обеспечение компетентностно - ориентированного образования Постановление Правительства Самарской области 24 от г. Инструктивное письмо департамента образования и науки администрации Самарской области 887 от г. «Методические рекомендации по введению метода проектов в практику образовательных учреждений».

Предтечи, разновидности, последователи «Дальтон-план» (Х.Паркхерст) Состоит в выполнении учебной программы, разбитой на блоки, где указываются разделы, рекомендательная литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на эти вопросы. Согласно договорам (контрактам), учащиеся обязываются выполнять в течение недели учебные задания и упражнения. Контракты составляются, учитывая силы и желания учащихся. Порядок, темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся. Предусматривается систематический контроль и проверка результатов деятельности учащихся. «Дальтон-план» (Х.Паркхерст) Состоит в выполнении учебной программы, разбитой на блоки, где указываются разделы, рекомендательная литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на эти вопросы. Согласно договорам (контрактам), учащиеся обязываются выполнять в течение недели учебные задания и упражнения. Контракты составляются, учитывая силы и желания учащихся. Порядок, темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся. Предусматривается систематический контроль и проверка результатов деятельности учащихся.

Предтечи, разновидности, последователи В конце 20-х - начале 30-х гг. в России проектная деятельность активно развивается в советской школе, вузах и техникумах в форме так называемого бригадно-лабораторного метода (далее БЛМ) - «одна из форм учебных занятий, применявшаяся в СССР в общеобразовательных школах, в вузах и техникумах. Учащиеся, объединённые в бригады во главе с бригадиром из их среды, самостоятельно работали по заданиям педагогов, рассчитанным на срок от 2-х недель до 1 месяца Бригадно-лабораторный метод

Предтечи, разновидности, последователи «Коллективная творческая деятельность - КТД» (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, И.П. Иванов и другие) Педагоги-исследователи под руководством С.Т. Шацкого (внедрения проектных методов в практику обучения для развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизнис 1905 года); А.С. Макаренко ( гг. разработка и апробация технологии сознания детского коллектива и развитие уникальных средств воспитания личности через коллективную творческую деятельность); И. П. Иванов и его коллеги + орлятская педагогика распространили в нашей стране коммунарскую методику на основе коллективно-творческой деятельности «Коллективная творческая деятельность - КТД» (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, И.П. Иванов и другие) Педагоги-исследователи под руководством С.Т. Шацкого (внедрения проектных методов в практику обучения для развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизнис 1905 года); А.С. Макаренко ( гг. разработка и апробация технологии сознания детского коллектива и развитие уникальных средств воспитания личности через коллективную творческую деятельность); И. П. Иванов и его коллеги + орлятская педагогика распространили в нашей стране коммунарскую методику на основе коллективно-творческой деятельности

Формируемые компетентности в процессе проектирования По П.С. ЛернеруПо И.П. ИвановуПо Г.Б. Голуб трудовые коммуникативные социальные творческие социальные аналитические коммуникативные практические решение проблем технологическая компетентность самообразование информационная компетентность социальное взаимодействие коммуникационная компетентность

ОСНОВНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ: РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ:

Литература 1.Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Шаги социального проекта / Рабочая тетрадь. – М.: Издательский дом «Новый учебник», – 24 с. 2.Беспалова Г.М., Виноградова Н.М.Социальное проектирование подростка Как изменить отношения в школе. –М.: Издательский дом «Новый учебник», – 48 с 3.Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Из-во Брянского государственного педагогического университета им. И.Г.Петровского, НМЦ «Технолгия», 200. –235 с. 4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», –224 с. 5.Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» / Под ред. О.В.Чураковой. – Самара: Изд-во «Профи», – 132 с. 6.Ресурсы модернизации системы образования / Под ред. Г.Б.Голуб. – Самарс: Изд- во «Профи», – 108 с. 7.Романовская М.Б.Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. – М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, –31 с. 8.Современная школа на пороге ХХ1 века: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область «Технология». Вып.1. – М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, – 190 с.