Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов, преподающих предметы естественнонаучного цикла, по освоению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов, преподающих предметы естественнонаучного цикла, по освоению.
Advertisements

Химический состав клетки В состав клетки входит около 70 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева, встречающихся в неживой природе.
Сообщества. Экосистемы. Биогеоценоз.
Биосфера – глобальная экосистема Земли. 10 – 11 классы общеобразовательная школа.
Учение о биосфере. Роль живого вещества в биосфере.
Тема 2 Строение клетки. Химический состав.. Положения клеточной теории: Положения клеточной теории: Немецкие ботаник Шлейдан и физиолог Шванн создали.
Уровни организации живой материи. Окружающий нас мир живых существ это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую.
Биосистемы Учитель биологии Ларионова С. В. ГБОУ СОШ 641 им. С. Есенина, г. Москва.
Элементарный состав живых организмов. Неорганические вещества В состав живых организмов входят те же элементы, которые входят в состав объектов неживой.
Круговорот веществ в природе Круговорот веществ в природе.
Лекция 2. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА Содержание химических элементов в организме. 2. Вода и её роль в живых организмах. 3. Минеральные соли и кислоты.
Круговорот веществ в биосфере. Определение биосферы Биосфера, по В.И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или.
Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы Пименов А.В. На дом: § 66 Тема: «Сообщества. Экосистемы» Задачи: Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. Цель урока: Изучить особенности строения органических веществ (белки, жиры, углеводы) Изучить особенности строения органических.
ПОВТОРИТЕЛЬНО- ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ» Составитель Трахт Людмила Николаевна.
1 Химическая организация клетки Автор: Чучкалова Е.В., учитель биологии МОУ СОШ 31.
Экосистема Экосистема - основное понятие экологии. Это совокупность сосуществующих видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, взаимодействующих.
Раздел: географическая оболочка. Тема урока: Строение географической оболочки.
Химический состав клетки. План урока 1. Химический состав клетки. 2. Классификация минеральных веществ (по содержанию в клетке). 3. Роль макро и микроэлементов.
Биосфера, её структура и функции Презентация для урока в 9 классе Автор: Панюшкина Елена Геннадьевна, учитель биологии МОУ «Карагайлинская сош»
Транксрипт:

Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов, преподающих предметы естественнонаучного цикла, по освоению методов (технологий) преподавания курса «Естествознания» на старшей ступени средней (полной) школы

Раздел 5. Макромир 5.1. Физико-химические условия жизни на Земле.

Все живые организмы также как и тела неживой природы состоят из химических элементов. Сходство химического состава свидетельствует о единстве их происхождения. В живых телах встречается более 60 элементов периодической системы Д.И.Менделеева Информационный слайд (Тип А) Относительное содержание четырнадцати химических элементов во Вселенной, земной коре и организме человека ЭлементОтносительное содержание, ат.% НазваниеСимволАтомный номер ВселеннаяЗемляЗемная кора Земная атмосфера Организм человека Водород Углерод Азот Кислород Натрий Магний Алюминий Кремний Фосфор Сера Хлор Калий Кальций Железо H C N O Na Mg Al Si P S Cl K Ca Fe 90,79 9,08 0,041 0,057 0,0001 0,0023 0, ,026 0, ,0091 0, , , , ,03-0,3 0,01 0,6 0,7 15,5 1,0 19,5 -- 0,01-0,1 -- 0,9 2,5 62,55 2,64 1,84 6,47 21, , ,94 1,92 75,5 23,1 63,0 10,5 2,42 25,5 0,73 0,01 0,0009 0,134 0,132 0,032 0,036 0,226 0,00059

Информационный слайд (Тип А) Распространение элементов в земной коре (А) А Распространение элементов в живых организмах (Б) Б

Информационный слайд (Тип А) Химические элементы, используемые в живых системах и их основные функции ГруппаЭлемент*Симво л Атомный номер Основные биологические функции Основные элементы (2-60 ат. %) Водород Углерод Азот Кислород НСNОНСNО Универсальные компоненты органических соединений клетки Микроэлементы (0,02-0,1 ат. %) НатрийNa11Важный противоион, ответственный за потенциалы действия, в основном присутствует в жидкостях тела, вне клетки Магний Фосфор Mg P Кофактор многих ферментов Универсальный участник реакций переноса энергии, обязательный компонент нуклеиновых кислот СераS16Входит в состав белков и других важных соединений Хлор Калий Cl K Один из важных анионов Обнаруживается во всех клетках; важный противоион, участвующий в нервном проведении, мышечном сокращении и т.д. КальцийCa20Кофактор ферментов; важный компонент мембран и регулятор мембранной и мышечной активности Ультрамикроэлемен ты (менее 0,0001 ат. %) БорВ5Необходим растения, возможно в качестве кофактора ферментов КремнийSi14Обнаружен в больших количествах у многих низших форм живых организмов ВанадийV23Обнаружен в составе тнекоторых ферментов у низших форм Марганец Железо Mn Fe Кофактор многих ферментов Кофактор многих окислительных ферментов; используется при переносе кислорода Кобальт Медь Со Cu Компонент витамина В 12 Кофактор многих окислительных ферментов; используется при переносе кислорода у многих морских организмов Цинк Селен Молибден Zn Se Mo Кофактор многих ферментов Входит в состав селенпротеинов Кофактор многих ферментов

Информационный слайд (Тип А) В состав живых организмов входят органические соединения. Основную массу органических соединений клетки составляют четыре класса соединений: липиды, углеводы, белки и нуклеиновые кислоты. Липиды – это высокомолекулярные органические вещества, представляющие собой сложные эфиры многоатомных спиртов и карбоновых кислот. Углеводы – это сахаристые или сахароподобные вещества с общей формулой C n (H 2 O) m. В клетках животных углеводов содержится от 1 до 3%, (в клетках печени животных до 5%). В клетках растений находится до 90% углеводов

Информационный слайд (Тип А) Белки являются одними из наиболее важных органических компонентов клетки. Второе их название – протеины, что в переводе с греческого означает «главный, первый». Все белки состоят из углерода, водорода, кислорода, и азота. Многие из них содержат также серу. Примерный химический состав белка: Углерод (С) % Кислород (О 2 ) % Водород (Н) - 6,5-7,3% Азот (N) – 15-19% Сера (S) – 0,2-2,4%

Информационный слайд (Тип А) Первичная структураВторичная структура Миоглобин (третичная структура)Гемоглобин (четвертичная структура)

Информационный слайд (Тип А) Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются полимерами, но их мономеры – нуклеотиды – имеют более сложное строение.

В нуклеиновых кислотах встречаются пять видов азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц), тимин (Т) и урацил (У) Информационный слайд (Тип А) Водородные связи между комплементарными азотистыми основаниями.

5.2 Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле

Информационный слайд (Тип А) 1.Креационизм. Согласно креационизму (от лат. creator –творец), жизнь на Земле возникла в результате сверхъестественного события в прошлом. В его основе лежит религиозное учение о сотворение мира Богом из ничего Микеланджело Буонарроти. Сотворение мира. Бог создает планеты. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Информационный слайд (Тип А) 2. Самопроизвольное зарождение Древнегреческий ученый Аристотель связывал возникновение живого с нематериальной силой – «энтелехией», присутствующей в солнечном свете, в тине, в почве и др. В более позднее время, в ХVII в. теорию самопроизвольного зарождения жизни развивал голландский ученый Ян Батист Ван Гельмонт. Первым, кому удалось опровергнуть теорию самопроизвольного зарождения жизни, был итальянский врач Франческо Реди. Он получил экспериментальные данные, подтверждающие, что живое может возникнуть только от живого (биогенез)

Информационный слайд (Тип А) 3. Стационарное состояние. Согласно этой гипотезе жизнь на Земле существовала всегда. 4. Панспермия. Эта гипотеза основывается на том, что жизнь на Земле имеет внеземное (космогенное) происхождение. 5. Биопоэз. В настоящее время в естествознании биопоэз (от греч. bios – жизнь и poiēsis – становление) – общепринятая теория происхождения жизни. На основании ряда гипотез и открытий ее сформулировал в 1947 г. английский ученый Джон Бернал (1901–1971). Согласно биопоэзу, возникновение жизни на любой планете неизбежно, если создаются и существуют достаточно продолжительное время благоприятные условия – определенные неорганические химические соединения и источники энергии.

5.3. Методы изучения истории Земли. Геохронология и геохронологическая шкала

Информационный слайд (Тип А) Картину развития жизни на Земле от момента появления первых организмов до наших дней воссоздает палеонтология (от греч. palaiós – древний, óntos – сущеcтво, и logós – учение) – наука об ископаемых органических остатках. Будучи биологической наукой, палеонтология тесно связана с исторической геологией – наукой об истории нашей планеты. Любые ископаемые органические остатки называют окаменелостями. Они представляют собой сохранившиеся остатки растений и животных, а также следы жизнедеятельности организмов Окаменелости: ископаемое тело (насекомое в янтаре); отпечаток листа папоротника; ядро раковины моллюска аммонита

Информационный слайд (Тип А) Геохронология – учение о временнóй последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору. Сравнение окаменелостей различных слоев земной коры позволяет выделить в истории нашей планеты ряд этапов, представляющих собой различные по временной протяженности интервалы, т.е. составить ее геохронологическую шкалу

5.4. Уровни организации жизни на Земле.

Информационный слайд (Тип А) По наличию специфических структур и процессов, выделяют следующие уровни организации живого:

5.5. Экологические системы.

Информационный слайд (Тип А) Экологическая система биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Строение экосистемы (биогеоценоза) по Н.Ф. Реймерсу

5.6. Биосфера Земли. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Информационный слайд (Тип А) Биосфера оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Информационный слайд (Тип А) Границы биосферы: Верхняя граница в атмосфере: 1520 км. Определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов. Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 1011 км. Определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения. Нижняя граница в литосфере: 3,57,5 км. Определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации бе лков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.

Информационный слайд (Тип А) В структуре биосферы В.И. Вернадский выделял семь видов вещества: 1.живое; 2.биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); 3.косное (абиотическое, образованное вне жизни); 4.биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва); 5.вещество в стадии радиоактивного распада; 6.рассеянные атомы; 7.вещество космического происхождения.

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А1.Углерод, кислород, водород, азот являются: А1.Углерод, кислород, водород, азот являются: 1) микроэлементами 1) микроэлементами 2) макроэлементами 2) макроэлементами 3) мегаэлементами 3) мегаэлементами 4) ультрамикроэлементами 4) ультрамикроэлементами А2. Химический элемент азот входит в состав: А2. Химический элемент азот входит в состав: 1) жиров, АТФ, углеводов 1) жиров, АТФ, углеводов 2) липидов, углеводов, нуклеиновых кислот 2) липидов, углеводов, нуклеиновых кислот 3) жиров, белков, углеводов 3) жиров, белков, углеводов 4) белков, АТФ, нуклеиновых кислот 4) белков, АТФ, нуклеиновых кислот

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания «Химический состав клетки» Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания «Химический состав клетки» А3. Мономером молекулы гликогена является: А3. Мономером молекулы гликогена является: 1) белок; 1) белок; 2) крахмал; 2) крахмал; 3) глюкоза; 3) глюкоза; 4) целлюлоза. 4) целлюлоза. А4. Полисахаридом в растительной клетке является А4. Полисахаридом в растительной клетке является 1) белок 1) белок 2) крахмал 2) крахмал 3) нуклеиновая кислота 3) нуклеиновая кислота 4) глюкоза 4) глюкоза

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А5. Основной функцией углеводов в клетке является: А5. Основной функцией углеводов в клетке является: 1) ферментативно-каталитическая 1) ферментативно-каталитическая 2) хранение наследственной информации 2) хранение наследственной информации 3) энергетическая 3) энергетическая 4) регуляторная 4) регуляторная А6. Функцией липидов в клетке является: А6. Функцией липидов в клетке является: 1) информационная 1) информационная 2) энергетическая 2) энергетическая 3) транспортная 3) транспортная 4) двигательная 4) двигательная

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А7. Мономерами белков являются: А7. Мономерами белков являются: 1) ДНК и р-РНК 1) ДНК и р-РНК 2) моносахариды 2) моносахариды 3) аминокислоты 3) аминокислоты 4) нуклеотиды 4) нуклеотиды А8. Первичной структурой белка является: А8. Первичной структурой белка является: 1) a-спираль, прошитая водородными связями 1) a-спираль, прошитая водородными связями 2) последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи 2) последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи 3) взаимное расположение нескольких белковых цепей 3) взаимное расположение нескольких белковых цепей 4) пространственная конфигурация а-спирали, образованная за счет ковалентных полярных, неполярных и ионных связей 4) пространственная конфигурация а-спирали, образованная за счет ковалентных полярных, неполярных и ионных связей

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А9. Третичной структурой белковой молекулы является: А9. Третичной структурой белковой молекулы является: 1) a-спираль, прошитая водородными связями 1) a-спираль, прошитая водородными связями 2) последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи 2) последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи 3) взаимное расположение нескольких белковых цепей 3) взаимное расположение нескольких белковых цепей 4) пространственная конфигурация а-спирали, образованная за счет ковалентных полярных, неполярных и ионных связей 4) пространственная конфигурация а-спирали, образованная за счет ковалентных полярных, неполярных и ионных связей А10. Функции ферментов в клетке заключаются в: А10. Функции ферментов в клетке заключаются в: 1) транспорте веществ 1) транспорте веществ 2) ускорении химических реакций 2) ускорении химических реакций 3) защите от вирусов и чужеродных белков 3) защите от вирусов и чужеродных белков 4) сокращении мышечных волокон 4) сокращении мышечных волокон

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А11. Потеря белком своих природных свойств называется: А11. Потеря белком своих природных свойств называется: 1) инициация 1) инициация 2) денатурация 2) денатурация 3) ренатурация 3) ренатурация 4) трансляция 4) трансляция А12. Мономером всех видов РНК является: А12. Мономером всех видов РНК является: 1) нуклеотид 1) нуклеотид 2) рибоза 2) рибоза 3) аминокислота 3) аминокислота 4) урацил 4) урацил

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А13. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК: А13. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК: 1) ковалентная полярная 1) ковалентная полярная 2) водородная 2) водородная 3) ковалентная неполярная 3) ковалентная неполярная 4) ионная 4) ионная А14.Молекулы иРНК в отличие от тРНК: А14.Молекулы иРНК в отличие от тРНК: 1) служат матрицей для синтеза рРНК 1) служат матрицей для синтеза рРНК 2) образуют рибосомы 2) образуют рибосомы 3) служат матрицей для синтеза белка 3) служат матрицей для синтеза белка 4) образуют липиды и углеводы 4) образуют липиды и углеводы

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А15. Универсальным источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке, является: А15. Универсальным источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке, является: 1) р-РНК 1) р-РНК 2) АТФ 2) АТФ 3) т-РНК 3) т-РНК 4) ДНК 4) ДНК

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания «Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле» Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания «Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле» А1. Согласно гипотезе самопроизвольного зарождения, жизнь: А1. Согласно гипотезе самопроизвольного зарождения, жизнь: 1) существовала всегда 1) существовала всегда 2) была создана сверхъестественным существом 2) была создана сверхъестественным существом 3) возникала неоднократно из неживого вещества 3) возникала неоднократно из неживого вещества 4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам. 4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам. А2. Согласно гипотезе креационизма, жизнь: А2. Согласно гипотезе креационизма, жизнь: 1) существовала всегда 1) существовала всегда 2) была создана сверхъестественным существом 2) была создана сверхъестественным существом 3) возникала неоднократно из неживого вещества 3) возникала неоднократно из неживого вещества 4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам. 4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А3. Согласно гипотезе стационарного существования, жизнь: А3. Согласно гипотезе стационарного существования, жизнь: 1) существовала всегда 1) существовала всегда 2) была создана сверхъестественным существом 2) была создана сверхъестественным существом 3) возникала неоднократно из неживого вещества 3) возникала неоднократно из неживого вещества 4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам. 4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам. А4. Согласно гипотезе панспермии, жизнь А4. Согласно гипотезе панспермии, жизнь 1) занесена на нашу планету извне 1) занесена на нашу планету извне 2) была создана сверхъестественным существом 2) была создана сверхъестественным существом 3) возникала неоднократно из неживого вещества 3) возникала неоднократно из неживого вещества 4) возникла на Земле 4) возникла на Земле

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А5. Первым против гипотезы самозарождения жизни выступил: А5. Первым против гипотезы самозарождения жизни выступил: 1) Л. Пастер 1) Л. Пастер 2) Ф.Реди 2) Ф.Реди 3) С. Миллер 3) С. Миллер 4) А.И. Опарин 4) А.И. Опарин А6. Согласно гипотезе биопоэза А.И. Опарина и Дж. Холдейна, жизнь А6. Согласно гипотезе биопоэза А.И. Опарина и Дж. Холдейна, жизнь 1) занесена на нашу планету извне 1) занесена на нашу планету извне 2) была создана сверхъестественным существом 2) была создана сверхъестественным существом 3) возникала неоднократно из неживого вещества 3) возникала неоднократно из неживого вещества 4) появилась на Земле в результате процесса возникновения живого из неживого при наличии благоприятных условий. 4) появилась на Земле в результате процесса возникновения живого из неживого при наличии благоприятных условий.

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А7. Александр Иванович Опарин считал, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, были: А7. Александр Иванович Опарин считал, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, были: 1) РНК 1) РНК 2) белки 2) белки 3) ДНК 3) ДНК 4) жиры и углеводы 4) жиры и углеводы А8. В отличие от гипотезы А.И. Опарина, Дж. Холдейн считал, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, были: А8. В отличие от гипотезы А.И. Опарина, Дж. Холдейн считал, что первыми органическими веществами на Земле, синтезированными абиогенным путем, были: 1) аминокислоты 1) аминокислоты 2) белки 2) белки 3) нуклеиновые кислоты 3) нуклеиновые кислоты 4) жиры и углеводы 4) жиры и углеводы

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А9. В своем опыте С.Миллер, пропуская через разогретую смесь метана, аммиака, водорода и паров воды электрические заряды, пытался доказать: А9. В своем опыте С.Миллер, пропуская через разогретую смесь метана, аммиака, водорода и паров воды электрические заряды, пытался доказать: 1) невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли 1) невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли 2) возможность синтеза органических веществ (аминокислот) в условиях первичной атмосферы Земли 2) возможность синтеза органических веществ (аминокислот) в условиях первичной атмосферы Земли 3) невозможность занесения жизни из космоса 3) невозможность занесения жизни из космоса 4) возможность занесения жизни из космоса 4) возможность занесения жизни из космоса А10.Коацерваты это: А10.Коацерваты это: 1) живые организмы 1) живые организмы 2) молекулярные комплексы – предшественники жизни 2) молекулярные комплексы – предшественники жизни 3) бактерии 3) бактерии 4) вирусные частицы 4) вирусные частицы

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А11. Коацерваты являются прообразами живых систем, так как они: А11. Коацерваты являются прообразами живых систем, так как они: 1) могут увеличиваться в размерах - расти 1) могут увеличиваться в размерах - расти 2) ограничены от водной среды прообразом мембраны 2) ограничены от водной среды прообразом мембраны 3) способны поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие 3) способны поглощать одни вещества из внешней среды и выделять в нее другие 4) отвечают всем указанным признакам 4) отвечают всем указанным признакам А12. Наиболее важным для «возникновения жизни» свойством органических молекул оказалась их: А12. Наиболее важным для «возникновения жизни» свойством органических молекул оказалась их: 1) сложность строения 1) сложность строения 2) способность к самоорганизации и самовоспроизведению 2) способность к самоорганизации и самовоспроизведению 3) простота строения 3) простота строения 4) способность к росту 4) способность к росту

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания «История развития жизни на Земле. Геохронология и геохронологическая шкала» Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания «История развития жизни на Земле. Геохронология и геохронологическая шкала» А1. Наиболее продолжительным условным периодом жизни на Земле является: А1. Наиболее продолжительным условным периодом жизни на Земле является: 1) век 1) век 2) эра 2) эра 3) период 3) период 4) эпоха 4) эпоха А2. Жизнь возникла в эру, которая носит название: А2. Жизнь возникла в эру, которая носит название: 1) мезозой 1) мезозой 2) палеозой 2) палеозой 3) архей 3) архей 4) кайнозой 4) кайнозой

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А3. В протерозойскую эру: А3. В протерозойскую эру: 1) растения вышли на сушу 1) растения вышли на сушу 2) появились амфибии 2) появились амфибии 3) появились кишечнополостные 3) появились кишечнополостные 4) широко распространились хвощи 4) широко распространились хвощи А4. Самой продолжительной эрой в истории Земли является: А4. Самой продолжительной эрой в истории Земли является: 1) протерозойская 1) протерозойская 2) архейская 2) архейская 3) мезозойская 3) мезозойская 4) кайнозойская 4) кайнозойская

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А5. Ранний палеозой делится на периоды: А5. Ранний палеозой делится на периоды: 1) кембрийский, ордовикский, силурийский 1) кембрийский, ордовикский, силурийский 2) девонский, каменноугольный, пермский 2) девонский, каменноугольный, пермский 3) ордовикский, силурийский, девонский 3) ордовикский, силурийский, девонский 4) триасовый, юрский, меловой 4) триасовый, юрский, меловой А6. Трилобиты были широко распространены в: А6. Трилобиты были широко распространены в: 1) кембрийском периоде палеозойской эры 1) кембрийском периоде палеозойской эры 2) триасовом периоде мезозойской эры 2) триасовом периоде мезозойской эры 3) палеогеновом периоде кайнозоя 3) палеогеновом периоде кайнозоя 4) антропогеновом периоде кайнозойской эры 4) антропогеновом периоде кайнозойской эры

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А7. Первые хордовые животные появились в периоде: А7. Первые хордовые животные появились в периоде: 1) ордовикском 1) ордовикском 2) каменноугольном 2) каменноугольном 3) пермском 3) пермском 4) меловом 4) меловом А8. Выход растений на сушу произошел в: А8. Выход растений на сушу произошел в: 1) девоне 1) девоне 2) силуре 2) силуре 3) ордовике 3) ордовике 4) кембрии 4) кембрии

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А9. Кистеперые рыбы появились в: А9. Кистеперые рыбы появились в: 1) девоне 1) девоне 2) силуре 2) силуре 3) ордовике 3) ордовике 4) юре 4) юре А10. Первыми наземными споровыми растениями являются: А10. Первыми наземными споровыми растениями являются: 1) мхи 1) мхи 2) трилобиты 2) трилобиты 3) хвощи 3) хвощи 4) риниофиты 4) риниофиты

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А11.. Выход животных на сушу произошел в периоде: А11.. Выход животных на сушу произошел в периоде: 1) девонском 1) девонском 2) силурийском 2) силурийском 3) ордовикском 3) ордовикском 4) кембрийском 4) кембрийском А12. Хвощи, плауны и папоротники наиболее широко были распространены в периоде: А12. Хвощи, плауны и папоротники наиболее широко были распространены в периоде: 1) кембрийском 1) кембрийском 2) меловом 2) меловом 3) силурийском 3) силурийском 4) каменноугольном 4) каменноугольном

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А13. Расцвет земноводных произошел в: А13. Расцвет земноводных произошел в: 1) кембрии 1) кембрии 2) ордовике 2) ордовике 3) силуре 3) силуре 4) карбоне 4) карбоне А14. Вымирание каменноугольных лесов в пермском периоде связано с: А14. Вымирание каменноугольных лесов в пермском периоде связано с: 1) общим похолоданием и засушливостью климата 1) общим похолоданием и засушливостью климата 2) потеплением климата 2) потеплением климата 3) увеличением поверхности морей на Земле 3) увеличением поверхности морей на Земле 4) переувлажнением климата 4) переувлажнением климата

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А15. Эрой господства голосеменных растений и пресмыкающихся называют: А15. Эрой господства голосеменных растений и пресмыкающихся называют: 1) палеозой 1) палеозой 2) мезозой 2) мезозой 3) архей 3) архей 4) кайнозой 4) кайнозой А16. Первые млекопитающие появились в периоде: А16. Первые млекопитающие появились в периоде: 1) триасовом 1) триасовом 2) девонском 2) девонском 3) каменноугольном 3) каменноугольном 4) меловом 4) меловом

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А17. Эра, в которую происходил антропогенез: А17. Эра, в которую происходил антропогенез: 1) палеозой 1) палеозой 2) мезозой 2) мезозой 3) протерозой 3) протерозой 4) кайнозой 4) кайнозой А18. Современный человек живет в периоде: А18. Современный человек живет в периоде: 1) девонском 1) девонском 2) меловом 2) меловом 3) ордовикском 3) ордовикском 4) антропогеновом 4) антропогеновом

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания В1. В протерозойскую эру появились: В1. В протерозойскую эру появились: 1) рептилии 4) кишечнополостные 1) рептилии 4) кишечнополостные 2) папоротники и плауны 5) плоские и кольчатые черви 2) папоротники и плауны 5) плоские и кольчатые черви 3) появились губки 4) моллюски и костистые рыбы 3) появились губки 4) моллюски и костистые рыбы В2. В кайнозойскую эру появляются отряды: В2. В кайнозойскую эру появляются отряды: 1) хоботные 4) бесхвостые 1) хоботные 4) бесхвостые 2) кистеперые 5) крокодилы 2) кистеперые 5) крокодилы 3) непарнокопытные 6) ластоногие 3) непарнокопытные 6) ластоногие

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания В3. Мезозойская эра делится на периоды: В3. Мезозойская эра делится на периоды: 1) кембрийский 4) триасовый 1) кембрийский 4) триасовый 2) девонский 5) юрский 2) девонский 5) юрский 3) ордовикский 6) меловой 3) ордовикский 6) меловой В4. В кайнозойскую эру появляются отряды: В4. В кайнозойскую эру появляются отряды: 1) черепахи 1) черепахи 2) хищные 2) хищные 3) чешуйчатые 3) чешуйчатые 4) приматы 4) приматы 5) хвостатые 5) хвостатые 6) парнокопытные 6) парнокопытные

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания В5. Наука палеонтология занимается изучением: В5. Наука палеонтология занимается изучением: 1) тканей организма человека 1) тканей организма человека 2) окаменелостей вымерших организмов 2) окаменелостей вымерших организмов 3) индивидуального развития организмов 3) индивидуального развития организмов 4) отпечатков древних растений 4) отпечатков древних растений 5) наследственности и изменчивости организмов 5) наследственности и изменчивости организмов 6) ископаемых остатков животных 6) ископаемых остатков животных

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания « Уровни организации жизни на Земле» Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания « Уровни организации жизни на Земле» А1. Начальным уровнем организации живой природы является: А1. Начальным уровнем организации живой природы является: 1) организменный 1) организменный 2) молекулярный 2) молекулярный 3) биосферный 3) биосферный 4) биогеоценотический (экосистемный) 4) биогеоценотический (экосистемный) А2.Строение белков, жиров и углеводов изучают на уровне организации живого: А2.Строение белков, жиров и углеводов изучают на уровне организации живого: 1) организменном 1) организменном 2) популяционно-видовом 2) популяционно-видовом 3) клеточном 3) клеточном 4) молекулярно-генетическом 4) молекулярно-генетическом

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А3. Строение и функции нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) изучают на уровне организации живого: А3. Строение и функции нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) изучают на уровне организации живого: 1) организменном 1) организменном 2) популяционно-видовом 2) популяционно-видовом 3) клеточном 3) клеточном 4) молекулярно-генетическом 4) молекулярно-генетическом А4. Объектом изучения цитологии служит уровень организации живого: А4. Объектом изучения цитологии служит уровень организации живого: 1) молекулярно-генетический 1) молекулярно-генетический 2) клеточный 2) клеточный 3) популяционно-видовой 3) популяционно-видовой 4) биоценотический (экосистемный) 4) биоценотический (экосистемный)

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А5. Реализация наследственной информации происходит на уровне организации живого: А5. Реализация наследственной информации происходит на уровне организации живого: 1) молекулярно-генетическом 1) молекулярно-генетическом 2) организменном 2) организменном 3) популяционно-видовом 3) популяционно-видовом 4) биосферном 4) биосферном А6. Особенности строения, физиологии, адаптации и поведения животных изучают на уровне организации живого: А6. Особенности строения, физиологии, адаптации и поведения животных изучают на уровне организации живого: 1) организменном 1) организменном 2) биогеоценотическом (экосистемном) 2) биогеоценотическом (экосистемном) 3) клеточном 3) клеточном 4) популяционно-видовом 4) популяционно-видовом

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А7. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого: А7. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого: 1) биогеоценотическом 1) биогеоценотическом 2) популяционно-видовом 2) популяционно-видовом 3) молекулярно-генетическом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном 4) организменном А8. Проблемы сохранения исчезающих видов, факторы, влияющие на численность популяций, их возрастной и половой состав изучаются на уровне организации живого: А8. Проблемы сохранения исчезающих видов, факторы, влияющие на численность популяций, их возрастной и половой состав изучаются на уровне организации живого: 1) популяционно-видовом 1) популяционно-видовом 2) биогеоценотическом 2) биогеоценотическом 3) молекулярно-генетическом 3) молекулярно-генетическом 4) организменном 4) организменном

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А9. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого: А9. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне организации живого: 1) молекулярно-генетическом 1) молекулярно-генетическом 2) биосферном 2) биосферном 3) тканевом 3) тканевом 4) организменном 4) организменном А10. Исторически сложившиеся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого: А10. Исторически сложившиеся устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящееся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы, литосферы, изучают на уровне организации живого: 1) популяционно-видовом 1) популяционно-видовом 2) биосферном 2) биосферном 3) биогеоценотическом (экосистемном) 3) биогеоценотическом (экосистемном) 4) организменном 4) организменном

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А11. Наивысшим уровнем организации живых систем является: А11. Наивысшим уровнем организации живых систем является: 1) организменный 1) организменный 2) молекулярный 2) молекулярный 3) биосферный 3) биосферный 4) биогеоценотический (экосистемный) 4) биогеоценотический (экосистемный) А12.Все уровни организации живого тесно соединены между собой, что свидетельствует о: А12.Все уровни организации живого тесно соединены между собой, что свидетельствует о: 1) круговороте веществ и энергии 1) круговороте веществ и энергии 2) умении приспосабливаться к условиям среды 2) умении приспосабливаться к условиям среды 3) необходимости сохранения исчезающих видов 3) необходимости сохранения исчезающих видов 4) целостности живой природы 4) целостности живой природы

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания В1 Установите в какой последовательности располагаются уровни организации живого: В1 Установите в какой последовательности располагаются уровни организации живого: А) организменный А) организменный Б) популяционно-видовой Б) популяционно-видовой В) молекулярно-генетический В) молекулярно-генетический Г) клеточный Г) клеточный Д) биосферный Д) биосферный Е) биогеоценотический Е) биогеоценотический

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания « Экологические системы» Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания « Экологические системы» А1. Биоценоз это: А1. Биоценоз это: 1) исторически сложившаяся совокупность обитающих на одной территории популяции растений, животных грибов и микроорганизмов 1) исторически сложившаяся совокупность обитающих на одной территории популяции растений, животных грибов и микроорганизмов 2) почва и климат, определяющие характер сообщества 2) почва и климат, определяющие характер сообщества 3) взаимосвязь видов, последовательно извлекающих органические вещества и энергию из исходного вещества, 3) взаимосвязь видов, последовательно извлекающих органические вещества и энергию из исходного вещества, 4) живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом 4) живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А2. Экосистема – это: А2. Экосистема – это: 1) почва и климат, определяющие характер сообщества 1) почва и климат, определяющие характер сообщества 2) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания 2) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания 3) целостная, саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории 3) целостная, саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории 4) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории 4) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории А3. Элементарной структурой биосферы являются: А3. Элементарной структурой биосферы являются: 1) популяции животных; 1) популяции животных; 2) сорта растений; 2) сорта растений; 3) сообщества растений; 3) сообщества растений; 4) экосистемы 4) экосистемы

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А4. Английский ученый А. Тенсли ввел в науку термин: А4. Английский ученый А. Тенсли ввел в науку термин: 1)биоценоз 1)биоценоз 2) экосистема 2) экосистема 3) агроэкосистема 3) агроэкосистема 4) биогеоценоз 4) биогеоценоз А5. Биогеоценоз – это: А5. Биогеоценоз – это: 1) почва и климат, определяющие характер сообщества 1) почва и климат, определяющие характер сообщества 2) целостная, саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории 2) целостная, саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории 3) совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом 3) совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом 4) однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов и компонентами неживой природы, характеризующийся относительной устойчивостью и саморегуляцией 4) однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов и компонентами неживой природы, характеризующийся относительной устойчивостью и саморегуляцией

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А6. Зооценоз – это: А6. Зооценоз – это: 1) грибы и бактерии биоценоза 1) грибы и бактерии биоценоза 2) растительные сообщества, составляющие биоценоз 2) растительные сообщества, составляющие биоценоз 3) травоядные и плотоядные животные биоценоза 3) травоядные и плотоядные животные биоценоза 4) организмы, минерализующие органические остатки 4) организмы, минерализующие органические остатки А7. Микробиоценоз – это: А7. Микробиоценоз – это: 1) хищные животные биоценоза 1) хищные животные биоценоза 2) растительные сообщества, составляющие биоценоз 2) растительные сообщества, составляющие биоценоз 3) организмы, минерализующие органические остатки 3) организмы, минерализующие органические остатки 4) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания 4) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А8. Биоценоз – это: А8. Биоценоз – это: 1) целостная, саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории 1) целостная, саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории 2) живые организмы и компоненты неживой природы, связанные превращением энергии и обменом веществ 2) живые организмы и компоненты неживой природы, связанные превращением энергии и обменом веществ 3) совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом 3) совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом 4) взаимосвязь видов, последовательно извлекающих органические вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последующего 4) взаимосвязь видов, последовательно извлекающих органические вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последующего А9. Экосистема – это совокупность А9. Экосистема – это совокупность 1) живых организмов и компонентов неживой природы, связанных превращением энергии и обменом веществ 1) живых организмов и компонентов неживой природы, связанных превращением энергии и обменом веществ 2) живых организмов разных видов 2) живых организмов разных видов 3) живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом 3) живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом 4) компонентов неживой природы 4) компонентов неживой природы

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А10.Владимир Николаевич Сукачев ввел в науку термин: А10.Владимир Николаевич Сукачев ввел в науку термин: 1)биоценоз 1)биоценоз 2) экосистема 2) экосистема 3) агроэкосистема 3) агроэкосистема 4) биогеоценоз 4) биогеоценоз А11. Все живые организмы экосистемы составляют: А11. Все живые организмы экосистемы составляют: 1) популяцию 1) популяцию 2) биотоп 2) биотоп 3) экотоп 3) экотоп 4) вид 4) вид

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А12. Почва и климат, определяющие характер сообщества, составляют: А12. Почва и климат, определяющие характер сообщества, составляют: 1) экотоп 1) экотоп 2) биотоп 2) биотоп 3) фитоценоз 3) фитоценоз 4) биоценоз 4) биоценоз А13. К абиотическим компонентам экосистемы относят: А13. К абиотическим компонентам экосистемы относят: 1) количество осадков; 1) количество осадков; 2) консументов; 2) консументов; 3) редуцентов; 3) редуцентов; 4) продуцентов. 4) продуцентов.

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А14. Фитоценоз – это: А14. Фитоценоз – это: 1) травоядные животные биоценоза 1) травоядные животные биоценоза 2) растительные сообщества, составляющие биоценоз 2) растительные сообщества, составляющие биоценоз 3) плотоядные животные биоценоза 3) плотоядные животные биоценоза 4) организмы, минерализующие органические остатки 4) организмы, минерализующие органические остатки А15. Основная причина саморазвития экосистем А15. Основная причина саморазвития экосистем 1) изменение ландшафта 1) изменение ландшафта 2) влияние неблагоприятных температур 2) влияние неблагоприятных температур 3) влияние организмов на среду обитания 3) влияние организмов на среду обитания 4) изменение влажности 4) изменение влажности

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А16. Основной причиной неустойчивости экосистем является: А16. Основной причиной неустойчивости экосистем является: 1) повышенная численность некоторых видов 1) повышенная численность некоторых видов 2) недостаток пищевых ресурсов 2) недостаток пищевых ресурсов 3) колебания температуры и влажности 3) колебания температуры и влажности 4) несбалансированность круговорота веществ 4) несбалансированность круговорота веществ А17. Основой устойчивого развития экосистемы является А17. Основой устойчивого развития экосистемы является 1) колебание численности популяции в экосистеме 1) колебание численности популяции в экосистеме 2) биологическое разнообразие 2) биологическое разнообразие 3) переселение видов на новые территории 3) переселение видов на новые территории 4) уничтожение видов хищников и насекомых – вредителей 4) уничтожение видов хищников и насекомых – вредителей

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А18. Причиной смены одной экосистемы другой является: А18. Причиной смены одной экосистемы другой является: 1) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов 1) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов 2) сезонные изменения в природе 2) сезонные изменения в природе 3) колебания численности популяций 3) колебания численности популяций 4) вымирания видов 4) вымирания видов А19. Агроценоз в отличие от биогеоценоза характеризуется А19. Агроценоз в отличие от биогеоценоза характеризуется 1) незамкнутым круговоротом веществ 1) незамкнутым круговоротом веществ 2) разветвленными цепями питания 2) разветвленными цепями питания 3) большой устойчивостью 3) большой устойчивостью 4) большим видовым разнообразием 4) большим видовым разнообразием

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А20. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных является: А20. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных является: 1) межвидовая борьба 1) межвидовая борьба 2) разрушение мест обитания животных 2) разрушение мест обитания животных 3) чрезмерное размножение хищников 3) чрезмерное размножение хищников 4) возникновение глобальных эпидемий - пандемий 4) возникновение глобальных эпидемий - пандемий А21. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он: А21. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он: 1) существует только за счет энергии солнечного света; 1) существует только за счет энергии солнечного света; 2) не включает продуцентов и редуцентов; 2) не включает продуцентов и редуцентов; 3) не может существовать без дополнительной энергии; 3) не может существовать без дополнительной энергии; 4) не включает консументов и редуцентов. 4) не включает консументов и редуцентов.

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А22. Показателем устойчивости экосистемы служит: А22. Показателем устойчивости экосистемы служит: 1) многообразие видов 1) многообразие видов 2) уменьшение числа хищников в экосистеме 2) уменьшение числа хищников в экосистеме 3) высокая плодовитость животных 3) высокая плодовитость животных 4) увеличение численности популяции травоядных 4) увеличение численности популяции травоядных

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания « Биосфера Земли. Учение В.И. Вернадского о биосфере» Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания « Биосфера Земли. Учение В.И. Вернадского о биосфере» А1. Биосфера является глобальной экосистемой, структурными компонентами которой являются: А1. Биосфера является глобальной экосистемой, структурными компонентами которой являются: 1) типы животных 1) типы животных 2) биогеоценозы 2) биогеоценозы 3) популяции 3) популяции 4) отделы растений 4) отделы растений А2. Биосфера является открытой системой так как она: А2. Биосфера является открытой системой так как она: 1) способна к саморегуляции 1) способна к саморегуляции 2) способна изменяться во времени 2) способна изменяться во времени 3) состоит из экосистем 3) состоит из экосистем 4) связана с Космосом обменом веществ 4) связана с Космосом обменом веществ

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А3. Учение о ведущей роли живого вещества в биосфере создал ученый: А3. Учение о ведущей роли живого вещества в биосфере создал ученый: 1) И.П. Павлов 1) И.П. Павлов 2) В.И. Вернадский 2) В.И. Вернадский 3) Н.И. Вавилов 3) Н.И. Вавилов 4) Ч. Дарвин 4) Ч. Дарвин А4. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между А4. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между 1) микроорганизмами и грибами 1) микроорганизмами и грибами 2) растениями и почвой 2) растениями и почвой 3) животными, растениями и микроорганизмами 3) животными, растениями и микроорганизмами 4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой 4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А5. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там: А5. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там: 1) отсутствует кислород 1) отсутствует кислород 2) размещается озоновый слой 2) размещается озоновый слой 3) отсутствует свет 3) отсутствует свет 4) очень низкая температура 4) очень низкая температура А6. Биогенная миграция атомов в биосфере – это круговорот входящих в состав организмов: А6. Биогенная миграция атомов в биосфере – это круговорот входящих в состав организмов: 1) органических молекул 1) органических молекул 2) неорганических веществ 2) неорганических веществ 3) химических элементов 3) химических элементов 4) органических веществ 4) органических веществ

Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания Контрольный слайд (Тип D) Тестовые задания А7. Непрерывное перемещение азота, углерода, фосфора и других элементов в биогеоценозах осуществляется преимущественно благодаря: А7. Непрерывное перемещение азота, углерода, фосфора и других элементов в биогеоценозах осуществляется преимущественно благодаря: 1) жизнедеятельности организмов 1) жизнедеятельности организмов 2) антропогенных факторов 2) антропогенных факторов 3) действию абиотических факторов 3) действию абиотических факторов 4) действию климатических факторов 4) действию климатических факторов А8. По В.И. Вернадскому кислород является веществом: А8. По В.И. Вернадскому кислород является веществом: 1) живым 1) живым 2) биокосным 2) биокосным 3) биогенным 3) биогенным 4) косным 4) косным

Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания А9. Редуцентами всех экосистем являются: А9. Редуцентами всех экосистем являются: 1) грибы паразиты 1) грибы паразиты 2) растительноядные животные 2) растительноядные животные 3) грибы симбионты 3) грибы симбионты 4) бактерии, минерализующие органические вещества 4) бактерии, минерализующие органические вещества А10. Циркуляцию азота между телами неживой природы и живыми организмами называют: А10. Циркуляцию азота между телами неживой природы и живыми организмами называют: 1) круговоротом веществ 1) круговоротом веществ 2) обменом веществ 2) обменом веществ 3) цепью питания 3) цепью питания 4) саморегуляцией 4) саморегуляцией А11. Важнейшую роль в эволюции биосферы сыграло появление в атмосфере Земли: А11. Важнейшую роль в эволюции биосферы сыграло появление в атмосфере Земли: 1) азота 3) кислорода 1) азота 3) кислорода 2) углекислого газа 4) паров воды 2) углекислого газа 4) паров воды

Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания А12. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими называется: А12. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими называется: 1) гидросфера 1) гидросфера 2) литосфера 2) литосфера 3) ноосфера 3) ноосфера 4) биосфера 4) биосфера А13. Основателем учения о биосфере является: А13. Основателем учения о биосфере является: 1) В.Докучаев 1) В.Докучаев 2) Э.Геккель 2) Э.Геккель 3) В.Вернадский 3) В.Вернадский 4) Ч.Дарвин 4) Ч.Дарвин

Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания А14. В преобразовании биосферы главную роль играют: А14. В преобразовании биосферы главную роль играют: 1) течения в океане 1) течения в океане 2) атмосферные явления 2) атмосферные явления 3) живые организмы 3) живые организмы 4) геохимические явления 4) геохимические явления А15. Элементарной структурой биосферы является: А15. Элементарной структурой биосферы является: 1) зооценоз – сообщество животных 1) зооценоз – сообщество животных 2) экосистема 2) экосистема 3) фитоценоз – сообщество растений 3) фитоценоз – сообщество растений 4) экотоп 4) экотоп

Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания А16. Биосферу считают динамической системой так как она А16. Биосферу считают динамической системой так как она 1) способна к саморегуляции 1) способна к саморегуляции 2) способна изменяться во времени 2) способна изменяться во времени 3) состоит из экосистем 3) состоит из экосистем 4) связана с Космосом обменом веществ 4) связана с Космосом обменом веществ А17. В процессе круговорота веществ содержащаяся в органических веществах энергия освобождается в результате: А17. В процессе круговорота веществ содержащаяся в органических веществах энергия освобождается в результате: 1) фотосинтеза 1) фотосинтеза 2) гниения 2) гниения 3) фотолиза 3) фотолиза 4) хемосинтеза 4) хемосинтеза

Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания А18. По В.И. Вернадскому космическая роль растений заключается в накоплении: А18. По В.И. Вернадскому космическая роль растений заключается в накоплении: 1) в атмосфере кислорода 1) в атмосфере кислорода 2) осадочных горных пород на суше 2) осадочных горных пород на суше 3) в атмосфере углекислого газа 3) в атмосфере углекислого газа 4) минеральных солей в океане 4) минеральных солей в океане А19. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом: А19. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом: 1) биогенным 1) биогенным 2) живым 2) живым 3) биокосным 3) биокосным 4) косным 4) косным

Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания А20. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается: А20. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается: 1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы 1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы 2) нижних слоях гидросферы 2) нижних слоях гидросферы 3) в верхних слоях атмосферы 3) в верхних слоях атмосферы 4) в литосфере на глубине 200 м 4) в литосфере на глубине 200 м А21. Циркуляцию фосфора между телами неживой природы и живыми организмами называют: А21. Циркуляцию фосфора между телами неживой природы и живыми организмами называют: 1) саморегуляцией 1) саморегуляцией 2) обменом веществ 2) обменом веществ 3) цепью питания 3) цепью питания 4) круговоротом веществ 4) круговоротом веществ

Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания Контрольный слайд (Тип D) Тестове задания А22. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль: А22. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль: 1) разрушителей органических веществ 1) разрушителей органических веществ 2) источника минеральных веществ 2) источника минеральных веществ 3) производителей органических веществ 3) производителей органических веществ 4) потребителей органических веществ 4) потребителей органических веществ